Материалдар / Суммативное оценивание за четверть
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Суммативное оценивание за четверть

Материал туралы қысқаша түсінік
Мұғалімдерге көмек
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
14 Желтоқсан 2020
247
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Спецификация суммативного оценивания
по предмету «География »
9 класс

Нур-Султан, 2019

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Цель суммативного оценивания за четверть ............................................................................ 3

2.

Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть .................. 3

3.

Ожидаемые результаты по предмету ........................................................................................ 3

4.

Уровни мыслительных навыков ................................................................................................ 4

5.

Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков

в разрезе

четвертей ............................................................................................................................................. 6
6.

Правила проведения суммативного оценивания................................................................... 6

7.

Модерация и выставление баллов............................................................................................. 6
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ....................... 7
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 16
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 25
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ ..................... 32

2

1. Цель суммативного оценивания за четверть
Суммативное оценивание нацелено на выявление уровня знаний, умений и навыков,
приобретенных обучающимися в течение четверти.
Суммативное оценивание проверяет достижение ожидаемых результатов и
запланированных на четверть в учебных планах целей обучения.
2. Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть
Типовая учебная программа по учебному предмету «География» для 7-9 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
3. Ожидаемые результаты по предмету
Знает:
методы географических исследований; территориальные комплексы; сущность,
классификацию; особенности распространения и размещения географических объектов,
процессов и явлений; особенности функционирования и сферу применения; основные этапы
развития географической оболочки и географической среды, геосфер; виды, классификацию
и элементы карт; особенности природы материков и океанов, отдельных территорий, стран и
Республики Казахстан; территориальную и отраслевую структуру, условия и факторы
развития современного мирового хозяйства, отдельных регионов, стран и Республики
Казахстан; природно-ресурсный потенциал регионов Казахстана; модели экономических
систем; виды международных связей; меры по сохранению природы и устойчивому
развитию.
Понимает:
сущность природных и социально-экономических закономерностей, процессов и
явлений; особенности современного географического пространства, территориальных
комплексов; взаимосвязи географических объектов, процессов и явлений; причины, этапы,
последствия; значение процессов в географической оболочке и географической среде;
геополитические процессы, роль и сферы влияния, характер взаимодействия субъектов
геополитики.
Применяет:
основные, географические понятия и термины для описания объектов, процессов и
явлений в живой и неживой природе; методы безопасного проведения опытноэкспериментальных и исследовательских работ; графические методы представления
результатов; методы определения количественных и качественных характеристик
компонентов географической оболочки и географической среды; приемы картометрии,
навыки ориентирования и навигации.
Анализирует:
анализирует данные, полученные в результате естественно-научного эксперимента;
информацию, представленную в графической и табличной форме; причинно-следственные
связи между процессами и явлениями, происходящими в географической оболочке и
географической среде; достижения в области естественных наук и сферы использования
научных открытий; факторы размещения географических объектов; естественно-научные,
социально-экономические основы общественного производства; географическое и
геополитическое положение, особенности и факторы политического, экономического и
социального развития Казахстана, его роль и место в мире.

3

Синтезирует:
синтезирует собранные и обработанные данные, информацию для представления в виде
таблицы, графика, сообщения, доклада, презентации; научные модели и доказательства для
выдвижения гипотез, аргументов и объяснений; план проведения эксперимента и
исследования; знания о процессах, протекающих в живой и неживой природе, для
систематизации, классификации и выявления эмпирических правил, принципов и
закономерностей.
Оценивает:
оценивает результаты проведенного эксперимента , влияние различных физических и
химических процессов на жизнедеятельность человека и окружающую среду; производства
на сохранение равновесия между компонентами живой природы; значение правильного
использования полезных ископаемых и природных ресурсов; степень пригодности и
использования географических объектов, процессов и явлений для различных целей и видов
деятельности.
4. Уровни мыслительных навыков
Уровни
мыслительных
навыков
Знание и
Характеризует
понимание
объекты.
Применение

Описание
основные

Рекомендуемый
тип заданий

орографические МВО - задания с
множественным
выбором ответов
Повествует об исследованиях казахстанцев, КО – задания,
внесших вклад в развитие географической требующие
науки, определяет особенности номинации краткого ответа
географических
объектов
и
явлений, РО - задания,
осуществляет комментированный показ по карте требующие
важных географических объектов, процессов и развернутого
явлений, показывает на карте объекты ответа
географической
номенклатуры,
определяет
закономерности распространения минеральных
ресурсов Казахстана, показывает на карте и
характеризует основные центры добычи и
переработки минеральных ресурсов Казахстана,
на основе классификации казахских гидронимов
объясняет
их
значение
и
предлагает
транслитерацию на трех языках, определяет
национальный и религиозный состав населения
Казахстана, объясняет направления, причины и
следствия миграций насления мира, на основе
анализа миграционных процессов в Казахстане
определяет основные направления миграций,
классифицирует населенные пункты Казахстана,
характеризует по плану отрасли хозяйства
Казахстана, на основе определения отраслей
хозяйства экономических районов Казахстана
объясняет их специализацию, классифицирует и
характеризует
виды
международных
экономических
отношений,
характеризует
показатели развития мирового хозяйства,
4

Навыки
высокого
порядка

валовый
внутренний
продукт,
валовый
национальный продукт, в том числе на душу
населения,
с
дополнительным
охватом
казахстанского компонента группирует страны
по уровню экономического развития.
Дает
оценку
минеральным
ресурсам
Казахстана,
классифицирует
проблемы,
связанные с освоением минеральных ресурсов,
и предлагает пути их решения, анализирует
климатообразующие
факторы
Казахстана,
анализирует
климатические
условия
Казахстана, оценивает климатические ресурсы
Казахстана, показывает на карте территории
формирования
и
распространения
неблагоприятных и опасных атмосферных
явлений и предлагает меры защиты от них,
классифицирует, анализирует показатели и
характеризует внутренние воды Казахстана:
реки и озера, ледники и вечная мерзлота,
подземные воды, дает экономическую оценку
водным
ресурсам
Казахстана,
с
дополнительным охватом местного компонента
предлагает пути
решения экологических
проблем водных ресурсов на основе
их
анализа, классифицирует геополитические
проблемы водных ресурсов Казахстана и
предлагает пути решения: трансграничные
реки, статус Каспийского моря, составляет
сравнительный анализ природных зон и
высотных поясов Казахстана, объясняет цели
создания
особо
охраняемых
природных
территорий:
заповедники,
заказники,
национальные парки, на основе местного
компонента исследует влияние антропогенного
фактора на природные комплексы, оценивает
природно-ресурсный потенциал Казахстана,
анализирует процесс и направления научнотехнической революции, на основе анализа
инфраструктуры
регионов
Казахстана
предлагает пути решения связанных с ней
проблем, определяет место Казахстана в
мировом хозяйстве, дает комплексную оценку
социального, экономического и политикогеографического
положения
Республики
Казахстан.

5

РО - задания,
требующие
развернутого
ответа

5. Распределение проверяемых целей по уровням мыслительных навыков в разрезе
четвертей
Четверть
I
II
III
IV
Итого

Знание и понимание

Применение

11 %

67 %
11 %
55 %
55 %
47 %

3%

Навыки высокого
порядка
22%
89 %
45 %
45%
50%

6. Правила проведения суммативного оценивания
В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы
в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть
подсказкой.
Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите
обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните
обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы.
Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите,
есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.
Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно, во время оценивания и у
них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у
обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь
им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по
спецификации этот ресурс разрешается).
Рекомендуйте обучающимся зачѐркивать неправильные ответы вместо того, чтобы
стирать их ластиком.
В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и
времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающимися, помогать с
правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая
может предоставить преимущество отдельным обучающимся.
После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите
обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.
7. Модерация и выставление баллов
Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации
необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не
допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

6

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут
Количество баллов - 30
Типы заданий:
МВО – задания с множественным выбором ответов;
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих задания с множественным
выбором ответов, с кратким и развернутым ответами.
В вопросах с множественным выбором ответов обучающийся выбирает правильный
ответ из предложенных вариантов ответов.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить,
пустые места на схемах, заполнять таблицу, элементами дополнительной характеристики
тематических карт. При ответе на вопросы требующие развернутого ответа, обучающийся
дает полный ответ и показывает логический порядок действий. В работе обучающегося
оценивается умение излагать свою точку зрения, географические знания. Задания могут быть
структурированными, состоящими из нескольких вопросов.

7

Характеристика заданий суммативного оценивания за 1 четверть
Раздел

Проверяемая цель

Уровень
Кол.
мыслительных заданий
навыков
*
9.1.1.1
Повествует
об
Знание и
1
исследованиях
казахстанцев,
понимание
внесших
вклад
в
развитие
Методы
географических географической науки
исследований
9.1.1.3 Определяет особенности
Применение
1
номинации
географических
объектов и явлений
9.2.1.1
Осуществляет
Применение
1
комментированный показ по карте
Картография и важных географических объектов,
географические процессов и явлений
базы данных
9.2.1.2 Показывает на карте
Применение
1
объекты
географической
номенклатуры
9.3.1.2 Характеризует основные
Знание и
1
орографические объекты
понимание
9.3.1.4 Определяет закономерности
Применение
1
распространения
минеральных
ресурсов Казахстана
Физическая
9.3.1.5
Показывает на карте и
Применение
1
география
характеризует основные центры
добычи
и
переработки
минеральных ресурсов Казахстана
9.3.1.6 Дает оценку минеральным
Навыки
1
ресурсам Казахстана
высокого
порядка

8


задания
2

Тип
задания
*
КО

Время на
выполнение,
мин*
3

Балл
*

Балл за
раздел

3

6
3

КО

3

3

4

КО

4

3

5

КО

3

3

1

МВО

1

1

6

КО

3

3

7

КО

3

3

8

РО

10

5

6

18

9.3.1.7 Классифицирует проблемы,
связанные
с
освоением
минеральных
ресурсов,
и
предлагает пути их решения

Навыки
высокого
порядка

1

Итого
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

9

9

9

РО

10

6

40

30

30

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 1 четверть по предмету «География»
1. Укажите замкнутную котловину, находящаяся ниже уровня Балтийского моря.
A) Актау
B) Бесшокы
C) Каракия
D) Каратау
E) Мангыстау
[1]
2. Соотнесите ученых географов-казахстанцев и вклад, который они внесли для развития
географической науки
Ученые
1.Сатпаев К.И

Ответ

2.Чокан
Валиханов
3. Двоскин Б.Я

Вклад, который они внесли
А.
Первый
казахский
ученый,
выдающийся
путешественник, географ, этнограф, фольклорист,
исследователь истории и культуры народов Средней
Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Труды
были опубликованы на немецком, английском и
французском языках.
В. Основные направления исследований – география
промышленности Казахстана.
Дал экономическую
оценку природным ресурсам страны. Автор более 400
публикаций.
С. Ученый в области горнорудной геологии, 1-ый
президент Академии наук Казахской ССР. Открыл
крупнейшее месторождение медных руд в Жезказгане.
Автор многих трудов
[3]

3. Распределите названия географических объектов по классам топонимов. Приведите по 2
примера и впишите в таблицу.
Классы
топонимов

Оронимы в
терминах цвета

Оронимы по
наличию
полезных
ископаемых

Оронимы в
численности

[3]

10

4. Сгруппируйте тематические карты и выполните задания.
a. Какой метод был использован при составлении этих карт?

1____________________________________

2 ____________________________________

b. Определите, что объединяет эти карты.
[3]
5. Приведите примеры объектов географической номенклатуры Казахстана и нанесите их на
контурную карту.

горы

равнины
.

[3]
6. Используя физическую, тектоническую и геологическую карты Казахстана, выполните
задания.
a. Приведите один пример существования определенных закономерностей размещения
полезных ископаемых
[1]

11

b. Определите, в какой части страны сосредоточены
месторождения
полиметаллических руд и покажите их на контурной карте (используйте контурную
карту предыдущего задания)
[2]
7. Используя карту, ответьте на вопросы.

а. Назовите, где размещается металлургический комбинат полного цикла.
[1]
b. Определите, какие виды ферросплавов производятся в Актобе.
[1]
c. Определите, какие виды ферросплавов производятся в Аксу.
[1]
8. Дайте оценку Карагандинскому и Экибастузскому угольным бассейнам Казахстана:
Характеристика
1. Способ добычи
2. Оценка качества угля

Карагандинский

Экибастузский

3. Применение в хозяйстве
4. Какие
трудности
проблемы возникают
связи с добычей угля?

и
в
[5]

12

9. При добыче и переработке полезных ископаемых происходит воздействие на
экологическое состояние региона. Эти процессы затрагивают все сферы Земли: литосферу,
атмосферу, гидросферу, биосферу. Добыча минеральных ресурсов приводит к нарушению
земной коры. В результате этого могут произойти обвалы, оползни, разломы. Возникают
антропогенные формы рельефа, которые могут достигать высоты до 300 м, а
протяженность до 50 км. Это карьеры, отвалы, терриконы, овраги.

a. Определите вид антропогенной формы рельефа.
[1]
b.Укажите, какую хозяйственную деятельность можно развивать в данном месте.
c. Объясните, какие трудности могут возникнуть
деятельности человека.

[1]
при развитии хозяйственной

[2]
d. Объясните, какие изменения в рельефе могут возникнуть в связи с хозяйственной
деятельностью человека.
[2]

13

Схема выставления баллов


Ответы

1
2

С
1–С
2–А
3–В
Оронимы в терминах цвета – Актау, Каратау,
Сарыарка, Коктобе
Оронимы по наличию полезных ископаемых –
Темиртау, Жезды, Жезказган
Оронимы в численности – Бестобе, Бесбакан,
Жетысуский Алатау
а) 1 – точечный, рисунок
2 - картосхема
b) выполнены в внемасштаба
Приводит пример горной системы Казахстана:
Тянь-Шань, Жетысуский Алатау, Қаратау,
Алтай, Сауыр-Тарбағатай и т.д.

1
1
1
1
1

Приводит пример равнин Казахстана: ЗападноСибирская, Туранская, Прикаспийская
Правильно нанесет эти объекты на контурную
карту
а) осадочные горные породы сосредоточены на
равнинах

1

b) на Алтае и Каратау и верно нанесет эти
месторождения на контурную карту.
г. Темиртау
в Актобе – феррохром
в Аксу – ферросилиций
ХарКарагандинск Экибастузский
ка
ий
1
Шахтный
Открытый
2
Коксующийс Высокозольный
я
3
В
На ТЭС, ТЭЦ
металлургии
4
а) карьер
b) сельскохозяйственное, земледелие

2

3

4

5

6

7

8

9

Балл

14

1

1
1
1
1
1

Дополнительная
информация

за
каждые
2
примера дается по
1 баллу

за каждый верный
ответ дается по 1
баллу
может
привести
другие примеры

1
1

1
1
1
5

1
1

НефтьПрикаспийская
низменность
Жетысуский
Алатау

по 1 баллу за 1,2,3
пункты таблицы, 2
балла за 4 пункт трудности, которые
возникают в связи с
освоением
угольных баз.

c) сели, оползни, обвалы
причин.

с объяснением

2

d) изменения: появление оврагов, оползней, изза орошения или вспахивания.

2

Итого

30

15

1-ый балл дается за
трудность, а 2-ой
балл за объяснение
причины,
принимается один
из
вариантов
ответа, а также
ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса
1-ый балл дается за
вид изменения, а 2ой
балл
за
объяснение
причины
изменения
а также ответы,
раскрывающие
содержание
вопроса

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество заданий – 30
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы, требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания. Задания могут быть структурированными, состоящими из
нескольких вопросов.

16

Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел

Проверяемая цель
9.3.2.1 Анализирует климатообразующие факторы Казахстана
9.3.2.2 Анализирует климатические
условия Казахстана

Физическая
география

Физическая
география

9.3.2.3 Оценивает климатические
ресурсы Казахстана
9.3.2.4
Показывает
на
карте
территории
формирования
и
распространения неблагоприятных
и опасных атмосферных явлений и
предлагает меры защиты от них
9.3.3.1
Классифицирует,
анализирует
показатели
и
характеризует внутренние воды
Казахстана: реки и озера, ледники и
вечная мерзлота, подземные воды
9.3.3.2 На основе классификации
казахских гидронимов объясняет их
значение
и
предлагает
транслитерацию на трех языках
9.3.3.3 Дает экономическую оценку
водным ресурсам Казахстана
9.3.3.4 С дополнительным охватом
местного компонента предлагает
пути
решения экологических

Уровень
мыслительных
навыков
Навыки
высокого
порядка
Навыки
высокого
порядка
Навыки
высокого
порядка

Кол.
заданий
*


задания

Тип
задания
*

Время на
выполнение
, мин*

Балл*

1

2

РО

4

3

1

3

РО

4

3

1

4

РО

4

3

1

5

РО

5

4

Навыки
высокого
порядка

1

6

РО

5

4

Применение

1

1

КО

3

2

1

7

РО

5

3

1

8

РО

5

4

Навыки
высокого
порядка

Навыки
высокого
порядка
Навыки
высокого
порядка
17

Балл за
раздел

13

17

проблем водных ресурсов на основе
их анализа
9.3.3.5 Классифицирует геополитические проблемы водных ресурсов
Казахстана и предлагает пути
решения: трансграничные реки,
статус Каспийского моря

Навыки
высокого
порядка

1

Итого
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

9

18

9

РО

5

4

40

30

30

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 2 четверть по предмету « География»
1. Напишите транслитерацию слова на двух языках.
Русский
Есиль
Алаколь

Қазақша

English

[2]
2. Проанализируйте рисунки и определите климатообразующие факторы. Кратко дайте
объяснение, того как эти факторы могут влиять на климат.

1

2

3

1 ________________________________________________________________________
2 ________________________________________________________________________
3 ________________________________________________________________________
[3]
3. Рассмотрите внимательно схему-рисунок циклона.
a. Составьте схему антициклона.

Циклон

Антициклон
[2]

b. Опишите, погоду при антициклоне.
[1]
4. Вы решили построить дом у подножия гор Алтая.
a.Какие климатические показатели вы будете учитывать при строительстве?
b.Какие традиционные методы и средства защиты здания
учитывать при строительстве дома?

[1]
нужно обязательно
[1]

19

c. Могут ли эти показатели сказаться на стоимости и сроке эксплуатации здания?
[1]
5. Пыльная буря – одно из неблагоприятных атмосферных явлений, переносящее большое
количество частиц почв, песка ветром с поверхности Земли.

a. Нанесите на контурную карту районы, которые чаще подвержены пыльным бурям.
[1]
b. Объясните, для каких отраслей хозяйства опасно это явление природы.
[1]
с.Опишите, какие две меры необходимо проводить по защите от пыльных бурь.
[2]
6. Внутренние воды Казахстана можно разделить на два типа водоемов.
a. Перечислите эти типы водоемов и приведите примеры
1
2
[2]
b. В таблице предоставлены данные о водообеспеченности водных бассейнов
Казахстана.
Опишите динамику водообеспеченности водных бассейнов и объясните причины,
которые влиют на уровень водообеспеченности.
[2]

20

Название
бассейна

Доступные и
надежные водные

Потребность в воде, км

3

3

ресурсы, км
2012
2040
2012
2040
Арал-Сырдария
6,3
5,2
8,1
9,3
Балхаш-Алакол
4,0
3,0
3,3
4,7
Ертыс
8,7
5,2
1,3
2,6
Есиль
0,5
0,5
0,1
0,5
Жайык-Каспий
1,5
-1,0
0,6
1,9
Нура-Сарысу
-0,1
0,2
0,6
1,6
Тобыл-Торгай
0,4
0,3
0,1
0,8
Шу-Талас
1,8
1,6
1,7
3,4
Обеспеченность водных бассейнов Казахстана поверхностными водами и водными
ресурсами, добываемыми из прочих источников
7. Проанализируйте гидрограф реки Ертис.

a. Определите месяц, в котором наблюдается самый высокий расход воды
[1]
b. Приведите два примера использования реки в хозяйстве
[2]
8. Наша республика относится к категории стран с дефицитом водных ресурсов.
Увеличение объема потребления пресной воды коммунальными службами городов,
промышленностью, сельским хозяйством, для поливного земледелия, привело к
реальной экологической угрозе: засорению и истощению естественных водоемов.
a. Объясните два последствия загрязнения водоемов страны.
[2]
b.Предложите два пути решения данной проблемы.
[2]
9. Для Республики Казахстан использование вод трансграничных рек – тема очень важная и
достаточно серьезная. Все крупнейшие реки Казахстана являются трансграничными.
Поэтому, проблема использования трансграничных рек для нашей страны является в высшей
степени главной. Почти 44% поверхностных вод поступает с сопредельных государств и
только 56% составляют внутренние стоки. За последние 15 лет наблюдается сокращение
естественных водных ресурсов Казахстана. 90% сокращения водных ресурсов связано с
сокращением стока из сопредельных государств.

21

a. Перечислите реки, которые являются трансграничными.
[1]
b. С какой страной нас связывают наибольшее количество трансграничных рек?
[1]
с. Какие комплексные технологии и сельскохозяйственные приемы помогут нам
экономить воду?
[2]

22

Схема выставления баллов



Ответы

1

1. Есіл, Esil
2. Aлакөл, Alakol
1. Солнечная радиация, зависимость от угла
падения солнечных лучей
2. Циркуляция атмосферы – воздушные массы,
ветра;
3. Характер подстилающей поверхности – зависит
от рельефа, почвы
a. показывает движение воздуха по часовой
стрелке и низходящее движение в области
высокого давления;
b. усиливает жару летом и холод зимой
a.зимы очень холодные, лето достаточно жаркое
b.теплоустойчивость, так как большая амплитуда
температур; защита здания от селевых потоков,
возникающих из-за обильных осадков
c.да, могут. Это будет зависеть от устойчивости
инженерно-технического сооружения.
a.зона степей больше подвержена пыльным бурям

1
1
1

b. для земледелия, сдувает плодородный слой
почвы
c.лесонасаждения,
учитывать прогноз погоды синоптиками и т.д.
a. 1-естественные – реки, озера, болото, ледники
2-искусственные – водохранилища, пруды, каналы

1

b.уменьшение
объемов
доступных
водных
ресурсов
и
рост
потребления
на
водообеспеченность влияет рост численности
населения и рост использования воды в хозяйстве
a. самый высокий расход воды за год 1 м³/c –
июнь
b. в промышленности, сельском хозяйстве, для
выработки энергии на ГЭС и т.д.

1

a. последствия загрязнения водоемов страны:
уменьшение количества питьевой воды, нарушение
экосистем водоемов, негативное влияние на
жизнедеятельность растений и животных и т.д.

1
1

b. контроль
за выбросами санитарными
службами, ограничение сбросов в водоѐмы, а
также
усовершенствование
технологий

1
1

2

3

4

5

6

7

8

Балл

23

Дополнительная
информация
по 1-му баллу за
полный ответ

1
1
2

1
1
1

ответ
сухость
воздуха принимается

1
1

1
1
1
1

1

принимаются
другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
самый
низкий
расход воды за год
1 м³/c
принимаются
другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса

1
2

принимаются
другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
по 1-му баллу за
каждый правильный
ответ
принимаются
другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса
по 1-му баллу за
каждый правильный
ответ

9

производства, очистки и утилизации. Также
важным аспектом является взимание платы за
сброс сточных вод и загрязняющих веществ и
перечисление взимаемых средств на разработку
новых безотходных технологий и сооружений
a. Ертис, Иле, Сырдария, Жайык и др.

1

b. Китай (более 20 рек)

1

c. воздушно-капельное орошение, мелиорация,
севооборот и др. мероприятия.

2

Итого

предлагает
решения,
обосновывает
предлагаемое
решение.

30

24

путь

принимаются
другие
ответы,
раскрывающие
содержание вопроса

СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 3 четверть
Продолжительность – 40 минут
Количество баллов – 30
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 9 заданий, включающих вопросы с кратким и развернутым
ответами.
Обучающийся при ответе на задания, требующие краткого ответа, должен заполнить
пустые места в схемах, картосхемах словами. При ответе на вопросы требующие
развернутого ответа, обучающийся дает полный ответ и показывает логический порядок
действий. В работе обучающегося оценивается его умение излагать свою точку зрения,
географические знания. Задания могут быть структурированными,
состоящими из
нескольких вопросов.

25

Характеристика заданий суммативного оценивания за 3 четверть
Раздел

Физическая
география

Физическая
география

Социальая
география

Проверяемая цель
9.3.4.1 Составляет сравнительный
анализ природных зон и высотных
поясов Казахстана
9.3.4.2 Объясняет цели создания
особо
охраняемых
природных
территорий:
заповедники,
заказники, национальные парки
9.3.5.1 Характеризует по плану
крупные
природнотерриториальные
комплексы
Казахстана
9.3.5.3
На
основе
местного
компонента исследует
влияние
антропогенного
фактора
на
природные комплексы
9.4.1.1 Определяет национальный и
религиозный
состав
населения
Казахстана
9.4.1.2 Объясняет направления,
причины и следствия миграций
насления мира
9.4.1.3
На
основе
анализа
миграционных
процессов
в
Казахстане определяет основные
направления миграций
9.4.1.7 Классифицирует населенные
пункты Казахстана

Уровень
мыслительн
ых навыков
Навыки
высокого
порядка

Кол.
заданий*
1


задания

6

Тип
задания*
КО

Время на
выполнение,
мин*

Балл*

5

4

Балл за
раздел

8

Навыки
высокого
порядка

1

Применение

1

7

1

КО

КО

5

4

4

3
8

Навыки
высокого
порядка

1

8

РО

5

Применение

1

2

КО

3

Применение

1

3

КО

4

5

2

2
9

Применение

1

4

Применение

1

5

26

КО

КО

4

3

4

2

Экономиxес
кая
география

9.5.1.1
Оценивает
природноресурсный потенциал Казахстана

Навыки
высокого
порядка

1

Итого
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения

9

27

9

РО

6

5

5

40

30

30

Образец заданий и схема выставления баллов
Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «География»
1. Дополните таблицу, характеризующую природный комплекс Сарыарка.

Характеристика
1 Географическое
положение
2 Полезные ископаемые
3 В каких природных
зонах расположена

Описание

[3]
2. Дана карта-схема «Национальный состав населения Казахстана».

а. Определите, в какой части Казахстана наибольший процент коренного населения и
чем это можно объяснить.
[1]
b. Назовите языковую семью и группу, к которой относятся русские.
[1]
3. Внимательно рассмотрите карто-схему «Миграционные потоки» и ответьте на вопросы:

a. Объясните причину большого потока миграции населения в Европу.
[1]

28

b. Опишите последствия данной миграции.
[1]
4. Проанализируйте данные рисунка «Сальдо внешней и внутренней миграции населения в
Казахстане» и ответьте на вопросы:

a. В каких регионах Казахстана наблюдается внешний приток населения и откуда?
[1]
b. Из каких областей, и каковы причины наибольшего оттока населения за пределы
Казахстана?
[1]
c. Определите регионы в которых наблюдается большой поток внутренней миграции
населения.
[1]
5.

Заполните

схему

«Типы

населенных

пунктов»

и

перечислите

их

функции.

?

?
функции:
1
2
3
4

функции:
1
2
[2]

6. Используя карты атласа, составьте сравнительный анализ природных зон Казахстана.
a. Заполните таблицу и сделайте вывод:
Природная зона
Степь
Пустыня

Причины образования (кратко)

b.Объясните, какими специфическими
вертикальная поясность в горах.

природными

условиями

[2]
обусловлена
[2]

29

7. Для охраны растений, животных и птиц в республике созданы 10 заповедников, 13
национальных парков, 40 заказников и памятники природы. Эти природоохранные
учреждения находятся в собственности государства.
a. Выявите особенности заповедника, заказника и нацонального парка.
Заповедник
Заказник
Национальный парк

[3]
b. В списке Всемирного природного наследия ЮНЕСКО значатся несколько объектов.
Назовите одно из них.
[1]
8. Выберите один природный комплекс вашего региона и исследуйте влияние
антропогенного фактора на этот природный комплекс:
a. Название природного комплекса
[1]
b. Факторы, оказывающие прямое воздействие на природный комплекс
[1]
с. Факторы, оказывающие косвенное воздействие на природный комплекс
[1]
d. Дайте оценку экономическим по
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!