Раздел А
Суммативное оценивание за раздел "Культура
народов мира"
9 класс I
четверть
Виды речевой
деятельности
|
|
Цель обучения
|
9.1.1.1. понимать основную и детальную информацию
сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст,
цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и
делая выводы;
9.2.3.1 соблюдать речевые нормы, включая в
высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие
стилю
|
Критерий
оценивания
|
Обучающийся
-
понимают основную и детальную информацию
сообщения
-
понимает основную информацию сообщения определяя
подтекст
-
делает выводы на основе прочитанного
текста
-
составляет высказывания публицистического
стиля
|
Уровень мыслительных
навыков
|
Понимание,
применение
Навыки высокого
порядка
|
Время выполнения
|
20
минут
|
Слушание
Задание
Транскрипт
http://senate.parlam.kz/ru-RU/abaykunanbayev175
175-летие великого казахского мыслителя и
поэта Абая Кунанбаева
В этом году исполняется 175 лет великому поэту и
мыслителю Абаю Кунанбаеву (1845 - 1904).
Юбилей Абая Кунанбаева будет отмечаться на
международном уровне, в том числе в рамках ЮНЕСКО. Это – большая
гордость и для нашей страны, и для всех
казахстанцев.
Абай Кунанбаев — великий поэт казахского
народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер
художественного слова. Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай
(каз. Абай «внимательный», «осторожный»), данное бабушкой Зере,
закрепилось за ним на всю жизнь.
А. Кунанбаев родился 10 августа 1845 года в
Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от
источника Каскабулак (Абайский район Восточно-Казахстанской
области). Абай происходит из знатного и богатого рода биев и
аристократов – тобыкты.
Человек, который в наибольшей степени повлиял на
раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка
Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела
привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его
первым воспитателем и учителем. Бабушку отличало добросердечие и
тонкое восприятие окружающего её мира.
Абай Кунанбаев способствовал распространению
русской и европейской культуры среди казахов.
На формирование мировоззрения Абая оказали
влияние поэты и учёные Востока, придерживавшиеся гуманистических
идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а
также произведения русских классиков, а через них и европейская
литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гёте
и Байрона.
Абаем создано около 170 стихотворений и 56
переводов, написаны поэмы, прозаическая поэма «Қара сөз» — «Слова
назидания» («Қара сөздер»), состоящая из 45 кратких притч или
философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы
истории, педагогики, морали и права этнических казахов. Он также
был композитором, создав около двух десятков мелодий, которые
популярны в наши дни.
1.
Прослушайте внимательно 2 раза текст. Определите
истинность/ложность утверждений. За каждый правильный ответ 1
балл
№
|
Вопросы
|
Истина
|
Ложь
|
1
|
Знаменитая
прозаическая поэма Абая "Кара соз" (Слова назидания) состоит из 43
слов
|
|
|
2
|
Ни
одной книги не было издано при жизни Абая
Кунанбаева
|
|
|
3
|
Мать Абая звали
-Зере
|
|
|
4
|
"Тогыз кумалак" была любимой игрой
Абая
|
|
|
2.
Дайте развернутый ответ на вопрос. Какими словами автор выражает
гордость наследием Абая Кунанбаева?
3.
Расскажите о великом казахском мыслителе Абае
Кунанбаеве.
Говорение
4.
Составьте монолог на тему "Великий поэт Абай Кунанбаев" опираясь на
прочитанный текст
Критерий
оценивания
|
Задания
|
Дескрипторы
|
Ответы
|
Баллы
|
Понимает основную и детальную информацию
сообщения
|
1
|
Находит истинность утверждений
№1
|
Знаменитая
прозаическая поэма Абая "Кара соз" (Слова назидания) состоит из 45
слов
|
1
|
Находит истинность утверждений
№2
|
Ни
одной книги не было издано при жизни Абая
Кунанбаева
|
1
|
Находит истинность утверждений
№3
|
Мать Абая звали
-Улжан
|
1
|
Находит истинность утверждений
№4
|
"Тогыз кумалак" была любимой игрой
Абая
|
1
|
понимает основную информацию сообщения, определяя
подтекст
|
2
|
Определяет подтекст отвечая на
вопросы
|
Великий поэт, философ, гуманист, композитор,
ювелирный мастер художественного
слова
|
2
|
Определяет цель высказывания, делает выводы из
прочитанного текста
|
3
|
Рассказывает читателям о великом мыслителе Абае
Кунанбаеве
|
Свой вариант
ответа
|
2
|
Составляет
высказывания
|
4
|
Составляет
монолог
|
Составляет монолог на основе прочитанного
текста
|
2
|
Всего баллов
|
|
|
|
10
|