Тема: 5.3. Этапы разработки чертежа основы конструкции

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Тема: 5.3. Этапы разработки чертежа основы конструкции

Материал туралы қысқаша түсінік
Поурочный план № 19 предназначен для студентов 1 курса по дисциплине «Конструирование одежды» на тему «Этапы разработки чертежа основы конструкции». В ходе занятия студенты изучают последовательность построения чертежа, выполняют предварительные расчёты с учётом мерок и прибавок, а также практикуются в построении конструктивных линий. Урок направлен на формирование профессиональных навыков точного черчения и анализа конструкций.
Материалдың қысқаша нұсқасы

КГУ «Жарминский технологический колледж»

План учебного занятия № 19
Тема: 5.3. Этапы разработки чертежа основы конструкции
Дисциплина: Конструирование одежды
Курс, группа: 1 курс, группа №2
Тип занятия: Комбинированный
Преподаватель: Саудабаева Гулшат Есенгельдиновна
Дата: «__» ____________ 202_ года

Shape1

1. Цель и задачи занятия

Цель:
Научить студентов поэтапно разрабатывать чертеж основы конструкции одежды, применять правила построения с учетом мерок и прибавок.

Задачи:

  • Дать представление о последовательности разработки конструкции.

  • Рассмотреть ключевые этапы построения чертежа.

  • Отработать навыки нанесения линий на основе расчетов.

  • Развивать аккуратность, точность и внимательность при выполнении чертежей.

Ожидаемые результаты:
Студенты:

  • Понимают логику построения основы конструкции.

  • Могут перечислить и объяснить этапы чертежа.

  • Умеют применять правила и расчёты на практике.

  • Создают точный и читаемый чертеж.

Shape2

2. Оборудование и материалы

  • Бумага (миллиметровка), карандаши, линейки, лекала

  • Таблицы прибавок, типовые мерки

  • Презентация с пошаговым построением чертежа

  • Учебник: Григорьева О., Нуржасарова М., стр. 67–69

  • Примеры чертежей основы конструкции

Shape3

3. Ход занятия

I. Организационный момент

  • Приветствие

  • Проверка посещаемости

  • Объявление темы и целей занятия

  • Вопрос на размышление:
    «Почему важно соблюдать правильную последовательность построения чертежа основы конструкции?»

Shape4

II. Актуализация знаний

  • Что такое базовая основа конструкции?

  • Какие мерки и прибавки вы использовали в прошлом занятии?

  • Почему важна точность при построении линий?

Shape5

III. Изучение нового материала

? Пояснение темы: «Этапы разработки чертежа основы конструкции»

Чертеж основы конструкции плечевого изделия включает чертежи конструкции спинки и полочки для изделия с втачными рукавами. На основе него в дальнейшем будут проектироваться базовые и модельные конструкции.


Этапы работы над чертежом:

  1. Конструкторско- технологическая характеристика изделия.

Обеспечивает необходимые исходные данные для проектирования изделия: описание внешнего вида модели; используемый материал; перечень размерных признаков; рекомендуемые величины прибавок на свободное облегание.

Элемент характеристики

Содержание / Примечание

1

Описание внешнего вида модели

(например: Платье прямого силуэта, втачной рукав, рельефы)

2

Используемый материал

(ткань, состав: хлопок, полиэстер и т. д.)

3

Размерные признаки (мерки)

Сш, Сг1, Сг2, Сг3, Ст, Сб и т.д.

4

Рекомендуемые прибавки на свободное облегание

Пг, Пт, Пб и т.д.

5

Назначение изделия

(например: Повседневное, деловое, праздничное и т. д.)

6

Размерная группа

(например: 44–50, рост 164 см)

7

Метод построения конструкции

(например: ЕМКО, расчётно-графический, муляжный)


  1. Предварительный расчет чертежа конструкции и согласование элементов чертежа между собой.

Этапы предварительного расчета:

-распределение измерения Сг3 на участки спинки, проймы, полочки.

-распределения прибавки Пг на спинку, пройму, полочку.

-определение суммарной величины участков вместе с прибавками.

-установление ширины изделия под проймой на основе измерения Сг3 и прибавки по груди Пг.

Таблица предварительного расчета

Участок чертежа

Обозначение на чертеже

Распределение Сг3 по участкам

Распределение Пг по участкам

Суммарная величина по участкам

1

Ширина спинки

гГ1

Шс

Пшс

Шс+Пшс

2

Полочки

Г3Г4

Шг1+(Сг2-Сг1)- для условно пропорциональной фигуры

Шпол=Шг2-для индивидуальной фигуры

Пшп


Шпол+Пшп

3

Проймы

Г1Г4

Шпр=Сг3-Шс-Шпол

Пшпр=Пг-Пшс-Пшп

Шпр=Пшпр

4

Ширина изделия под проймой

гГ3

Сг3

Пг


Сг3+Пг


  1. Построение чертежа основы (на этом этапе необходимо учитывать особенности телосложения; осанку фигуры; силуэтную форму изделия; свойства материалов, из которых проектируется изделие; особенности технологической обработки).

  2. Нанесение конструктивно- декоративных линий в соответствии с модельными особенностями проектируемого изделия.

  3. Проверка чертежа- сопряжение отдельных участков (рукава с проймой, воротника с горловиной, длины срезов).

Shape6

IV. Практическая часть

Имеются следующие измерения фигуры (типовая женская фигура):

  • Сг3 = 92 см — обхват груди III

  • Пг = 6 см — прибавка по груди

  • Шс = 18 см — ширина спинки

  • Пшс = 1,5 см — прибавка по спинке

  • Шпол = 20 см — ширина полочки (определена по формуле для индивидуальной фигуры)

  • Пшп = 2 см — прибавка по полочке

Shape7

? Формулы для расчета:

  • Шпр = Сг3 – Шс – Шпол

  • Пшпр = Пг – Пшс – Пшп

  • Сумма по участку = Измерение + Прибавка

  • Ширина под проймой = Сг3 + Пг

Shape8

? Таблица для заполнения:

Участок чертежа

Обозначение на чертеже

Распределение Сг3 по участкам

Распределение Пг по участкам

Суммарная величина по участкам

1

Ширина спинки

гГ1

18 см

1,5 см

__________ см

2

Ширина полочки

Г3Г4

20 см

2 см

__________ см

3

Ширина проймы

Г1Г4

__________ см

__________ см

__________ см

4

Ширина изделия под проймой

гГ3

92 см

6 см

__________ см

✏️ Задания:

  1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя данные и формулы.

  2. Рассчитайте суммарную ширину проймы (измерение + прибавка).

  3. Проверьте соответствие общей ширины под проймой:
    Сг3 + Пг = сумма всех участков с прибавками

Shape10

Проверка (Ожидаемые шаги):

  • 1. Суммарная спинка: 18 + 1,5 = 19,5 см

  • 2. Суммарная полочка: 20 + 2 = 22 см

  • 3. Ширина проймы:

    • Шпр = 92 – 18 – 20 = 54 см

    • Пшпр = 6 – 1,5 – 2 = 2,5 см

    • Суммарно: 54 + 2,5 = 56,5 см

  • 4. Общая ширина:
    19,5 + 22 + 56,5 = 98 см = 92 + 6 (верно)

Shape11

V. Итог занятия

? Фронтальный опрос:

  • Почему этап построения сетки считается базовым?

  • Что будет, если не учесть прибавки?

  • Какие линии определяют форму изделия?

? Рефлексия:
• Что стало для вас новым сегодня?
• Какие этапы показались простыми, а какие — сложными?
• Хотите ли создать полный чертеж основы самостоятельно?

Самооценка:
Всё понял(а), могу построить основу
Нужна дополнительная практика
Были трудности в расчетах

✏️ Самое понятное на уроке: __________________________
✏️ Что нужно повторить: _____________________________

Shape12

4. Домашнее задание

  1. Повторить материал по теме 5.3 (учебник, стр. 66–68)

  2. Построить чертеж основы конструкции (передняя половинка) на миллиметровке

  3. Подготовить схему и краткое описание всех этапов разработки чертежа (в тетради)





































РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СТУДЕНТА

Тема 5.3: Этапы разработки чертежа основы конструкции
Дисциплина: Конструирование одежды
Курс, группа: 1 курс, группа №2
Преподаватель: Саудабаева Г. Е.
Дата: «__» ____________ 202_ года
Фамилия, имя студента: ___________________________________

Shape13

? I. Организационный блок

Вопрос на размышление:
1.
Что такое базовая основа конструкции?
✏️ ___________________________________________________________

2. Какие мерки и прибавки вы использовали в прошлом занятии?
✏️ ___________________________________________________________

3.Почему важна точность при построении линий?
✏️ ___________________________________________________________

Shape14

? III. Изучение нового материала

? Этап 1. Конструкторско-технологическая характеристика изделия

Элемент характеристики

Содержание / Примечание

1

Описание внешнего вида модели

✏️ ____________________________________________

2

Используемый материал

✏️ ____________________________________________

3

Размерные признаки (мерки)

✏️ ____________________________________________

4

Рекомендуемые прибавки на свободное облегание

✏️ ____________________________________________

5

Назначение изделия

✏️ ____________________________________________

6

Размерная группа

✏️ ____________________________________________

7

Метод построения конструкции

✏️ ____________________________________________

? Этап 2. Предварительный расчет чертежа

Условные данные:

  • Сг3 = 92 см

  • Пг = 6 см

  • Шс = 18 см

  • Пшс = 1,5 см

  • Шпол = 20 см

  • Пшп = 2 см

Формулы для расчета:

  • Шпр = Сг3 – Шс – Шпол

  • Пшпр = Пг – Пшс – Пшп

  • Сумма по участку = Измерение + Прибавка

  • Ширина под проймой = Сг3 + Пг

Shape16


? Таблица предварительного расчета

Участок чертежа

Обозначение

Распределение Сг3

Распределение Пг

Суммарная величина

1

Ширина спинки

гГ1

18 см

1,5 см

✏️ _____________ см

2

Ширина полочки

Г3Г4

20 см

2 см

✏️ _____________ см

3

Ширина проймы

Г1Г4

✏️ __________ см

✏️ _________ см

✏️ _____________ см

4

Ширина под проймой

гГ3

92 см

6 см

✏️ _____________ см

✏️ Задания:

  1. Заполните пустые ячейки таблицы.

  2. Рассчитайте суммарную ширину проймы.

  3. Проверьте: Сг3 + Пг = сумма всех участков с прибавками.

Shape18

? IV. Практическая работа

✏️ Постройте чертёж передней половинки основы конструкции на миллиметровке. Укажите:

  • Линию плеча

  • Линию груди

  • Линию талии

  • Линию бедер

  • Центр полочки

  • Рельефные линии (если есть)

(Вклейка или прикрепление готового чертежа в рабочую тетрадь)

Shape19

? V. Итоги занятия

? Фронтальный опрос (ответьте письменно):

  1. Почему этап построения сетки считается базовым?
    ✏️ ___________________________________________________________

  2. Что будет, если не учесть прибавки?
    ✏️ ___________________________________________________________

  3. Какие линии определяют форму изделия?
    ✏️ ___________________________________________________________

Shape20

? Рефлексия

  • Что нового узнали сегодня?
    ✏️ ___________________________________________________________

  • Какие этапы показались простыми, а какие — сложными?
    ✏️ ___________________________________________________________

  • Хотите ли создать полный чертеж основы самостоятельно?
    Да   Нет   Не знаю



Самооценка:
Всё понял(а), могу построить основу
Нужна дополнительная практика
Были трудности в расчетах

✏️ Самое понятное на уроке: ____________________________________
✏️ Что нужно повторить: _______________________________________

Shape21


? Домашнее задание

  1. Повторить материал по теме 5.3 (учебник, стр. 66–68)

  2. Составить краткий план всех этапов разработки чертежа

✏️ Вывод по теме:

Shape22

Shape23

Shape24



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
03.08.2025
104
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі