Шахмухамедова Шолпан
Болатбековна
ЗКО, г.Уральск
КГУ
«Общеобразовательная школа №13»
Аннотация: В статье изложены проблемы процесса
проведение контроля педагогов в школе. Приведены результаты
исследований школы. Дано определение процесса. Показаны тенденции
развития завучей - управленцев в общеобразовательной
школе.
Ключевые
слова: Процесс, внутришкольный контроль, план
внутришкольного контроля.
Процесс
проведения
внутришкольного контроля
педагогов
Процесс проведения внутришкольного контроля –
один из самых важных и сложных методов деятельности руководителя
общего образовательного учреждения, требующий глубокого понимания
миссии и роли этой функции, осознания ее целевой направленности и
овладения различными формами и методами.
Отсюда следует внутришкольный контроль является
связующем звеном, по окончанию которого начинает работать функция
регулирования, и контроля осуществляющая необходимые поправки в
аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации
действия.
Цель, содержание и методы коррекционных действий
в процессе управления диктует функция контроля, которая, выявляет
некорректность норма и требований, предоставляет картину о том,
где, что, как и когда необходимо привести в порядок. Правильный
выбор и точность функций регулирования в будет зависеть от уровня
качества проведения контроля внутри
организации.
Рассмотрим подробнее ключевое определение в
управлении любой организацией:
Процесс – это ход, изменения какого-либо явления,
последовательная смена состояний в
развитии.
Понятие контроль – одна из ведущих функций
управления, сконцентрировавшая все отношения, возникающие в его
процессе.
Как
описывается в справочнике руководителя образовательного учреждения:
феномен внутришкольный контроль является одной из форм
управленческой деятельности, влияющей на эффективность основного
вида деятельности образовательного учреждения. Продуктом
внутришкольного контроля будет работа педагогического совета,
методических объединений учителей и других структурных
подразделениях государственно – общественного управления данного
образовательного учреждения.
Особую роль процесса проведения контроля служит
план внитришкольного контроля, который должен полностью
соответствовать годовому плану работы образовательного учреждения.
Кроме этого, в плане внутришкольного контроля должен
просматриваться преемственность в задачах и целях предыдущего и
следующего учебного года. Для этого необходим анализ проведения
внутришкольного контроля в предыдущем учебном
году.
План внутришкольного контроля, как какой либо
другой план, сопровождается соответствующем должностным лицом и
должен вовремя выполняться. По уважительным причинам можно заменить
одну тему контроля на другую или заменить сроки проведения
контроля, но такие изменения необходимо согласовать с органом
управления, утвердившим план работы образовательного учреждения на
год. О назначении новых сроков проведения проверки должен быть
издан приказ образовательного учреждения.
Внутришкольный контроль не только является частью
системы управления в школе, но и сам представляет систему,
следовательно, его создания, конструирование и организация должны
быть подчинены всем требованиям системы, прежде всего быть четко
систематизированными и оформленными. Структура внутришкольного
контроля отображает организацию контроля на всех ступенях: внешняя
– государственная, общественная, и внутренняя – внутри
школы.
Каждый руководитель любого общеобразовательного
учреждения нуждается в четком представлении о том, как школа
проходит путь развития, каковы тенденции этого развития, как
совершенствуется или нет образовательный процесс. Иными словами
нужен постоянный анализ и контроль, постоянная обратная связь,
информация о всех сферах жизни и деятельности учреждения. Такую
информацию – достоверную, полную – можно получить только с помощью
хорошо поставленной работе внутришкольного контроля в процессе
образовательного учреждения.
Следовательно, план внутришкольного контроля,
является составной частью годового плана работы образовательного
учреждения, должен быть согласован на заседании педагогического
совета либо директором школы.
Таким образом, изменения, происходящие в
образовательной, сфере в последнее десятилетие, влекут за собой
большие изменения, тем самым на Наш взгляд, при издании
приказа об утверждении решения педсовета внутришкольного учета
образовательного учреждения должны быть также указаны в положении,
на основании которых будет вестись работа по плану, такие как:
положение о внутришкольном контроле, проведение текущего контроля,
промежуточная аттестация.