ТЕМНЫЕ ТЕНИ ДЕТСТВА: ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Тақырып бойынша 11 материал табылды

ТЕМНЫЕ ТЕНИ ДЕТСТВА: ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье поднимается проблема насилия над детьми в Казахстане. Насилие может проявляться в разных формах: физической, психологической, сексуальной, а также в пренебрежении потребностями ребёнка. Статистика показывает, что количество таких случаев растёт, и особенно тревожно, что нередко виновниками становятся близкие к семье люди. Последствия для детей очень тяжёлые: постоянный страх, тревожность, потеря уверенности в себе, трудности в учёбе, проблемы со здоровьем и риски зависимостей во взрослой жизни. Иногда именно насилие и лишение родительских прав приводят детей в детские дома. Для решения проблемы необходим комплексный подход: - воспитывать в обществе нетерпимость к насилию; - полностью запрещать его на законодательном уровне; - обучать родителей ненасильственным методам воспитания; - обеспечивать помощь психологов детям; - создавать безопасную школьную среду и развивать у детей жизненные навыки; - налаживать сотрудничество между разными службами и повышать уровень жизни семей.
Материалдың қысқаша нұсқасы

ТЕМНЫЕ ТЕНИ ДЕТСТВА: ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В КАЗАХСТАНЕ И ПУТИ РЕШЕНИЯ


Аутова Назира Юсупжановна

autovanaziry@gmail.com

Воспитатель КГУ «Областной центр поддержки детей, нуждающиеся в специальных социальных услугах» Алматы, Казахстан

Аннотация.

В статье раскрываются основные аспекты проблемы насилия над детьми в семье. Приведенные статистические данные позволили определить явный и латентный характер домашнего насилия над детьми в Казахстане.

Рассмотрение исторических аспектов отношения родителей к детям в рамках института семьи позволило раскрыть причины и последствия насилия над детьми в семье и сформулировать основные направления работы.

Annotation.

The article reveals the main aspects of the problem of violence against children in the family. The presented statistical data made it possible to determine the overt and latent nature of domestic violence against children in Kazakhstan.

Consideration of the historical aspects of the attitude of parents towards children within the framework of the family institution made it possible to reveal the causes and consequences of violence against children in the family and formulate the main directions of work.

Ключевые слова:

дети, родители, специалисты по защите прав детей, насилия, физическое насилие, психологическое насилие, сексуальное насилие, семья, стиль воспитания.

Keywords:

children, parents, child rights specialists, violence, physical violence, psychological violence, sexual violence, family, parenting style.


Современное международное сообщество бьет тревогу из-за увеличения количества случаев бытового насилия в отношении детей в семье. Жестокое обращение с детьми – это глобальная проблема, которая требует неотложного внимания и действий со стороны всех членов общества.

Семья для ребенка – это целый мир. Здесь малыш впервые учится общаться, узнает новое, делает открытия, а также осознает свои ошибки и трудности. В семье формируются ценности, основы морали и духовности. Именно здесь закладываются основные установки, которые определяют его будущее и поведение. Поэтому для развития здоровой личности очень важно, чтобы условия в семье были "правильными". Одним из таких условий является чувство защищенности и безопасности.

Безопасность — это спокойное состояние личности, в котором он реализует свои права, обязанности и свободы. По A. Маслоу безопасность является базовой потребностью. Безопасность в семье для ребенка это, прежде всего, защита от угроз, унижений, психологического, физиологического, сексуального насилия и т.д. Однако, как показывает статистика, на сегодняшний день, большое количество детей по всему миру, не могут закрыть свои базовую потребность в безопасности. Многие дети растут в состоянии постоянного страха, тревоги, унижений и разного рода насилий.

В юриспруденции понимается, что насилие это осознанное, умышленное причинение вреда, но как показывает практика взаимоотношений в современной семье, многие родители в процессе воспитания не видят тонкую грань между воспитательным воздействием и насилием как таковым.

И дети в Казахстане не является исключением, дети сталкиваются с различными видами насилия, включая физическое, эмоциональное и сексуальное, которое может происходить в любых обстоятельствах и на всех этапах их взросления. Мировая статистика показывает, что каждая пятая девочка и каждый тринадцатый мальчик до 18 лет испытывали сексуальное насилие или эксплуатацию.

Исследование ЮНИСЕФ показало, что 67% представителей взрослого населения применяют насилие в целях дисциплинирования детей дома, из которых 65% взрослых применяли психологическое насилие, 39% применяли физическое насилие и 37% применяли как психологическое, так и физическое насилие.

Согласно статистическим данным, количество случаев насилия над детьми в стране за последние три года неуклонно росло. В 2021 году было зарегистрировано около 3,500 случаев, в 2022 году это число увеличилось до 4,200, а в 2023 году достигло 4,800. Эти цифры включают физическое, сексуальное и психологическое насилие, а также пренебрежение и эксплуатацию детей. Особенно тревожными являются случаи сексуального насилия, которые составляют около 40% от общего числа. Более того, статистика показывает, что большинство жертв – это дети в возрасте от 6 до 14 лет, и в 70% случаев преступниками являются лица, близкие к семье ребенка.

Это лишь те случаи, которые были зарегистрированы в правоохранительных органах, но некоторые из них могут оставаться нераскрытыми из-за скрытого характера насилия.

По мнению специалистов в области психиатрии и психологии, применение насилия является результатом неуправляемых срывов и расстройств самого родителя или попечителя, или может иметь сходную цель с телесным наказанием – устрашить или припугнуть ребенка, чтобы добиться его послушания и «переучить» правильному поведению.

В свою очередь ученые выделяют основные факторы насилия как психологические, материальные, социальные, культурные так и самой структурой семьи, моделью взаимоотношений в ней.

К примеру, менталитет казахстанского общества на насилие в семье в целом, и над детьми в частности. В обществе тесно переплетены культурные факторы как мировоззрение и психологические факторы насилия в семье над детьми.

К сожалению, даже в наше время такое понятие как «Үят» все еще присутствует в обществе. Данное понятие как культурный фактор сильно влияет на родителя, особенно если его личность конформная. Хотя на самом деле умалчивание проблемы, только усугубляет ситуацию насилия над детьми.

B казахстанских семьях, как и в других семьях, происходят межпоколенческие циклы насилия над детьми. Взрослые, которые подвергались физическому насилию в своем детстве, с большей вероятностью будут применять психологическое (72%) и физическое (48%) насилие в качестве дисциплинарных мер и мер контроля за своими детьми, по сравнению со взрослыми, которые не сталкивались с физическим насилием в своем детстве (60% и 30% соответственно).

Отмечаю, что дети, сталкивающиеся с насилием, жестоким обращением или пренебрежением их нуждами в семье, подвержены повышенному риску бегства из дома. Исследования, проведенные в Центральной Азии, показали, что дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию в семье, убегают из дома, чтобы выжить и избежать насилия и жестокого обращения.

Также еще один немаловажным фактором распространения насилия над ребенком в
семье — это меры реагирования общественности на факты жестокого обращения родителей со своими детьми.

Согласно проведенному исследованию ЮHИCEФ в Казахстане, около четверти взрослого населения (26%) предпочитает не вмешиваться, когда они становятся свидетелями случаев, когда ребенка ударили или побили. Однако большинство, а именно 63% представителей взрослого населения, проявляют активное желание вмешаться и помочь пострадавшему ребенку. Несмотря на это, только 34% респондентов заявили, что они готовы перейти к официальному разбирательству данного случая. Отчет о происшествии в полицию подали бы лишь 25% опрошенных, а 14% выбрали бы путь обратиться за помощью к социальному работнику или сотруднику системы защиты детей.

При этом представители населения и специалисты по защите детей и системы правосудия считают, что насилие в отношении детей в семье является «серьезной проблемой» в Казахстане. Так, 46% специалистов по защите детей и системы правосудия и 35% представителей взрослого населения придерживались мнения о том, что физическое насилие в отношении детей в семьях является «серьезной проблемой» в Казахстане.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что насилие над детьми в казахстанских семьях является серьезной проблемой, как и сексуальное насилие над детьми, которое вызывает общественный резонанс, так и физическое и психологическое насилие над детьми. Даже если родители применяют насилие в целях дисциплиннирования детей в семье.

В свою очередь у детей пережившие насилие имеется ряд отрицательных последствий, которые могут значительно варьироваться в зависимости от контекста и возраста ребенка, но для многих детей, сталкивающихся с насилием в семье, они часто начинаются в раннем детстве и продолжаются в подростковом периоде и во взрослой жизни.

К примеру, вселить страх и вызвать состояние тревожности у детей, привести к негативным затяжным последствиям, влияющим на поведение, успеваемость в школе и успех в получении академических знаний, подорвать чувство собственного достоинства, самооценку, а также социальное и эмоциональное развитие и благополучие ребенка.

Исследования выявили, что дети, пережившие насилие, чаще сталкиваются с проблемами здоровья на протяжении жизни, они более подвержены риску развития рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, злоупотребления наркотиками, депрессии и так далее.

Также следует отметить, что в связи с постоянным насилием из-за алкоголизма родителей, уклонения ими от выполнения своих обязанностей, а также тяжелого материального положения дети становятся сиротами и попадают в детские дома.

По данным Комитете по охране прав Министерства просвещения на январь 2024 года в республике проживает 22 081 ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей. В стране функционируют 116 организаций для таких детей, из них в системе образования – 78 организаций, в системе здравоохранения – 18, в системе социальной защиты населения – 20.

Основная причина попадания детей в детские дома является лишение родительских прав и отказ в исполнении родительских прав.

По данным сайта Генпрокуратуры Казахстана, за последние три года суды в Казахстане рассмотрели 4 101 гражданское дело с удовлетворением иска о лишении родительских прав. В 2021 году прав лишили 1 481 родителя, в 2022-м — 1 341, в 2023-м — 1 279 родителей.

Насилие против детей не только повышает зависимость от медицинских и социальных услуг, но и ухудшает инвестиции в образование, здравоохранение, развитие в раннем возрасте и благополучие детей, а также снижает продуктивный потенциал будущих поколений. Мировые экономические издержки, связанные с физическим, психологическим и сексуальным насилием против детей, оцениваются в 7 триллионов долларов США, что составляет 8 процентов мирового ВВП в 2013 году. Стоимость насилия против детей превышает инвестиции, необходимые для его предотвращения. Важно признать, что предотвращение насилия в отношении детей является приоритетом для обеспечения благополучия и успешного развития будущих поколений.

Для предупреждения всех форм насилия нужен комплексный подход.

  1. В первую очередь необходимо работать на профилактику. Необходимо изменить наше сознание и сделать насилие неприемлемым способом воспитания и общения. Для этого нужно вести разъяснительную работу в обществе.

Общество в целом тоже играет важную роль в предотвращении насилия в отношении детей. Школы, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы и местные организации должны работать совместно для обеспечения безопасной среды и вовлечения детей в здоровые отношения.

СМИ также несут ответственность за формирование общественного мнения о насилии в отношении детей. В связи с этим важно всегда помнить о наилучших интересах ребенка, праве на защиту его или ее конфиденциальности для предотвращения вторичной виктимизации и стигматизации пострадавших детей, а также об этических стандартах.

  1. Важно, чтобы законодательство полностью запретило насилие над детьми. Важно обеспечить, чтобы нормы законов разъясняли родителям и обеспечивались механизмы их реализации.

В Казахстане подписаны законы, усиливающие ответственность за любые формы насилия в семейно-бытовой сфере. Основной – "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей". Речь в нем идет о ряде поправок в УК, Предпринимательский, Социальный, Трудовой кодексы и другие НПА – всего в семь кодексов и восемь законов. И сопутствующий – о внесении поправок в КоАП.

  1. Важно учить родителей ненасильственным формам воспитания детей, альтернативам насилию. Создавать и вести программы для родителей. Есть примеры таких программ, например позитивное родительство.

Родители как никто другой несут первичную ответственность за защиту своих детей от насилия. Они должны создавать домашнюю атмосферу, в которой дети чувствуют себя безопасно, любимы и уважаемы. Обучение родителей эффективным методам воспитания и коммуникации может значительно снизить вероятность возникновения насилия в отношении детей. Родители также должны обратить особое внимание на то, с кем дети общаются, и предотвратить взаимодействие с потенциально опасными индивидами.

  1. Очень хорошие результаты в Казахстане показала программа посещения детей на дому патронажными медицинскими сестрами, которые информируют родителей об уходе за детьми и принимают меры, если видят, что ребенок подвергается насилию в семье.

  2. Повышение квалификации и набор профессиональных сотрудников, имеющие образование в психологии для детей, пережившие насилие в специализированных учреждениям.

Детям, пережившие насилие необходима помощь профессионалов в сфере психологии и не только, должен быть комплексный подход. При этом не каждое учреждение может себе позволить услуги первоклассных психологов и психотерапевтов.

  1. Организация групп для помощи в адаптации и налаживания взаимоотношений между ребенком и родителями, которые были решены родительских прав и вернули собственного ребенка виз детского дома.

В данном случае наблюдается удручающая статистика родители снова начинают применять побои и оскорбления в отношении ребенка. Так как нет понимания как можно по-другому относится к ребенку.

  1. Создание безопасной и благоприятной школьной среды играет немаловажную роль.

  2. Обучение детей социальным и жизненным навыкам, для того чтобы они могли конструктивно предупреждать и противостоять насилию.

  3. Четко закрепленные ведомственные функции по реагированию на насилие. Детальное описание обязанностей в должностных инструкциях учителей, социальных работников, сотрудников здравоохранения, полиции. И обучение тому, как выявлять насилие, куда направлять выявленные случаи.

  4. Межведомственное взаимодействие при профилактике, реагировании, чтобы все вовлеченные стороны действовали, исходя максимально из интересов детей.

  5. Повышение доходов и улучшение экономического положения населения.


Список использованных источников


  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основ. положения, исслед, и применение: пер. с англ. с 3-его меж-ду-нар. изд. – Cанкт-Петербург: Питер, -2003. – 606 с.

  2. Детский фонд OOH (ЮHИCEФ) в Республике Казахстан. Насилие в отношении детей в семьях в Казахстане: исследование знаний, отношения и практики. Краткий аналитический отчет - Астана. - 2017 г.

  3. Сайт Комитета по охране прав Министерства просвещения РК

  4. Сайт Генеральной прокуратуры РК

  5. Сайт Бюро национальной статистики РК


5



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
doc
21.00.2025
28
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі