Список
суждений
Описание
методики
Методика представляет собой набор из 16 суждений,
по отношению к которым студенты должны выразить степень своего
согласия.
Инструкция. С целью
создания условий для повышения качества обучения в вузе, просим вас
выразить свое мнение по поводу предложенных суждений и проставить
соответствующую вашему мнению цифру напротив номера
суждения.
Варианты ответов: «Да» – 2; «Трудно сказать» –
1; «Нет» – 0.
1. Я
активен в группе, часто беру инициативу на
себя.
2. Держусь в стороне, проявляю сдержанность в
отношениях, так как могу быть неправильно понят
однокурсниками.
3.
Однокурсники проявляют ко мне интерес и стремятся общаться со
мной.
4. Могу влиять на мнение и взгляды однокурсников
с учетом своих интересов.
5. Мне трудно общаться, находить общий язык со
своими однокурсниками.
6. Мне комфортно в группе, я легко следую ее
нормам и правилам.
7. Однокурсники относятся ко мне настороженно,
мало общаются со мной.
8. Мне сложно обратиться за помощью к
однокурсникам.
9. На всех занятиях чувствую себя уверенно и
комфортно.
10. В учебе могу в полной мере проявить свою
индивидуальность, способности.
11. На занятиях мне трудно выступать, выражать
свои мысли.
12. Многие учебные предметы являются сложными для
меня, я осваиваю их с трудом.
13. Успешно и в срок справляюсь со всеми учебными
заданиями по предметам.
14. У меня
есть собственное мнение по изучаемым предметам и я всегда его
высказываю.
15. Мне трудно задать вопрос, обратиться за
помощью к преподавателю.
16.
Нуждаюсь в помощи и дополнительных консультациях преподавателей по
многим предметам.
Обработка
результатов осуществляется путем перевода цифр в баллы в
соответствии с ключом и последующего суммирования полученных баллов
отдельно по каждой шкале и методике в
целом.
Прямые суждения (цифра 0
означает 0 баллов; цифра 1 означает 1 балл; цифра 2 означает 2
балла): 1; 3; 4; 6; 9; 10; 13; 14.
Обратные
суждения (цифра 0 означает 2 балла; цифра 1
означает 1 балл; цифра 2 означает 0 баллов): 2; 5; 7; 8; 11; 12;
15; 16.
Шкала адаптированности к учебной
группе.
Подсчитывается сумма баллов по следующим
вопросам: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8.
Шкала адаптированность к учебной
деятельности.
Подсчитывается сумма баллов по следующим
вопросам: 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15;
16.
Методика может быть использована для исследования
адаптированности студентов-первокурсников, окончивших сельскую и
городскую школы.
Высокие показатели по шкале адаптированности к
учебной группе свидетельствуют о том, что студент чувствует себя в
группе комфортно, легко находит общий язык с однокурсниками,
следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости
может обратиться к однокурсникам за помощью, способен проявить
активность и взять инициативу в группе на себя. Однокурсники также
принимают и поддерживают его взгляды и
интересы.
Низкие показатели по шкале адаптированности к
учебной группе свидетельствуют об испытываемых студентом трудностях
в общении с однокурсниками. Студент держится в стороне, проявляет
сдержанность в отношениях. Ему трудно найти общий язык с
однокурсниками, он не разделяет принятые в группе нормы и правила,
не встречает понимания и принятия своих взглядов со стороны
однокурсников, не может обратиться к ним за
помощью.
Высокие
показатели по шкале адаптированности к учебной деятельности
свидетельствуют о том, что студент легко осваивает учебные
предметы, успешно и в срок выполняет учебные задания; при
необходимости может обратиться за помощью к преподавателю, свободно
выражает свои мысли, может проявить свою индивидуальность и
способности на занятиях.
Низкие показатели по шкале адаптированности к
учебной деятельности говорят о том, что студент с трудом осваивает
учебные предметы и выполняет учебные задания; ему трудно выступать
на занятиях, выражать свои мысли. При необходимости он не может
задать вопрос преподавателю. По многим изучаемым предметам он
нуждается в дополнительных консультациях, не может проявить свою
индивидуальность и способности на учебных
занятиях.