Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
тест тапсырмасы
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема урока: Погода и климат.
Цель: Ознакомление понятиями «погода и «климат» и их составными частями.
Задачи:
-
Через стратегию ЖИГСО побудить интерес учащихся к самостоятельному изучению материала параграфа.
-
Развивать рефлекторно – аналитические способности учащихся (анализ и синтез)
-
Через работу в группе, воспитывать у учащихся уважение к мнению других, культуре общения и прививать интерес к исследованию.
Оборудование: глобус, карта полушарий, атлас.
Тип урока: изучение новой темы.
Организационный момент.
II. Проверка знаний.
III. Введение в замысел урока.
IV. Работы в группах.
V. Физминутка.
VI. Осмысление.
VII. Оценивание. Рефлексия.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
Ход урока:
-
Психологический настрой
Кувшин счастья. Ребята поднимите руки верх, образно представьте, что вы образно держите над головой огромный кувшин Он наполнен там чем то например. А теперь вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями настройтесь на хорошее.
Вопрос Мы с вами продолжаем изучать воздушную оболочку Земли, которая называется…? (ответ учеников)
Цитатой нашего урока послужат следующие слова: «Мы обязаны своей жизнью нашей планете – единственной, прекрасной. И какие бы сюрпризы она не преподносила, нам надо научиться их принимать и быть к ним готовыми".
А для того чтобы узнать тему урока, вы должны ответить на вопрос и отгадать ребус.
Звучит запись.
Добрый день дорогие исследователи, угадайте, о чем сейчас пойдет речь? Запись на видеокассете.
Завтра в Костанайской области ожидаются осадки в виде снега, облачно с прояснениями, температура воздуха днем – 8 –12º С, а ночью понизится до – 20º С, ветер северный. Желаю удачи.
Ответ учеников: Прогноз погоды
А теперь вам предстоит разгадать ребус, в котором зашифровано слово.
, оклик, мат
Тема сегодняшнего урока носит такое название: «Важней всего погода в доме» (дом – наша планета)
И перед нами ставится такая задача:
Цель: Познакомиться с понятиями «погода», «климат» их составными частями, элементами.
Сегодня на уроке вы будите исследователями, и сами решите задачи, которые перед вами поставлены.
II. Проверка знаний.
Игра "Найди пару"
Показатели состояния погоды определяют с помощью специальных измерительных приборов. Установите соответствие между показателями погоды и измерительными приборами. (доска)
А. Температура воздуха |
1. Осадкомер |
Б. Атмосферное давление |
2. Флюгер |
В. Сила ветра |
3. Снегомерная рейка |
Г. Влажность воздуха |
4. Барометр |
Д. Толщина снежного покрова |
5. Термометр |
.Е. Осадки |
6. Гигрометр |
Задание: “Четвертый лишний”
В этом задании все слова объединены какой – то логической связью, а одно выпадает
1. Дождь, град, иней, бриз, снег. (Бриз)
2. Абсолютная влажность, насыщенный воздух, стратосфера, относительная влажность. (Стратосфера)
3. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр. (Муссон)
4. Бриз, дождь, муссон, ветер. (Дождь)
5. Температура, облачность, ветер, давление, анемометр. (Анемометр)
Класс поделен на 2 группы. Каждая группа выполняет задание. Работа с текстом учебника: читая, выделять самое основное, главное зарисовывать на плакат. Работа в группе, каждый выполняет задание, учатся выделять самое основное, зарисовывают, учатся работать в команде. Учитель контролирует работу групп.
Готовность группы определяется по поднятым рукам всей группы.
Вывешиваются плакаты на доску, и в каждой группе выбирается спикер, который будет защищать свой проект новой темы урока на плакате.
К столу подходят все ребята и, выбрав по одной полосе читая, определяют, к какой группе это явление или определение относится. Собирают все составные части Погоды и Климата.
Задания:
1) Как вы думаете, что может влиять на изменение погоды? Причины изменения погоды?
-
Погода - это состояние атмосферы в данное время в данном месте.
Погоду характеризуют элементы погоды: температура воздуха, влажность, атмосферное давление, облачность, атмосферные осадки, направление и скорость ветра.
Причины изменения погоды.
-
Изменение температуры воздуха
-
Перемещение воздушных масс.
Например, при повышении температуры увеличивается влажность воздуха и уменьшается атмосферное давление.
Другая причина изменения погоды перемещение воздушных масс с одной территории на другую. Если воздух находится над какой-либо земной поверхностью, он приобретает определенные свойства. Например, над Северным Ледовитым океаном образуется холодная воздушная масса. Над тропическими пустынями воздушная масса горячая, запыленная и сухая. Над океаном воздух, насыщенный водяным паром.
2. Предсказание погоды
В большинстве странах мира существуют специальные службы погоды. Они занимаются предсказанием погоды, т.е. прогнозированием. На метеорологических станциях снимают сведения о температуре, влажности, ветре, направлении и скорости ветра. Потом эти данные передают в метеорологические центры. Там полученные данные особыми знаками наносят на карты. Эти карты называются синоптическими
Погоду также можно предсказывать по поведению животных и растений. Вам было дано задание найти как животные и растения предсказывают погоду. (сообщения учащихся). Например: ласточки, одуванчики, воробьи, пчелы и т. д.
Климат
Погода меняется постоянно, но наблюдая за ней, люди заметили, что в ее изменениях в течение года в существует определенный порядок, или режим. Перед вами несколько календарей погоды. Внимательно посмотрите на них, какую вы видите закономерность? Правильно, погода сентября одного года совпадает с погодой другого года. В результате у нас складывается режим погоды, или климат.
Климат- это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.
Климатообразующие факторы : географическая широта, рельеф, абсолютная высота, отдаленность от океана, океанические течения, подстилающая поверхность
Главным из факторов, который обусловливает особенности развития климатообразующих процессов, является географическая широта. От нее зависит количество солнечной энергии, которая попадает на земную поверхность. Поэтому климат в целом имеет хорошо выраженные широтные отличия от экватора к полюсам.
Окружающий рельеф определяет особенности климатообразующих процессов. Горные системы могут защищать равнинные территории от проникновения холодного воздуха или не допускать к ним теплого.
Влияние абсолютной высоты как фактора климата проявляется в том, что в горах температура с высотой уменьшается приблизительно на 6 ° С на каждый километр, а на определенной высоте (высоте снеговой линии) даже летом оказывается ровной нулю. Выше этой линии начинается царство снегов и льда.
Влияние отдаленности от океанов связано с тем, что способность воды медленно нагреваться и отдавать тепло, постоянное ее перемешивание обеспечивают нагромождения запасов тепла в океанах. Оно постепенно поступает в атмосферу и воздушными потоками выносится на континенты. Сформированные над океаном воздушные массы, насытившись влагой, которая испаряющаяся из океана, отдают их суше, способствуя этим их увлажнению.
Океанические течения охлаждают или делают теплее климат территорий, около которых проходят, влияют на распределение атмосферных осадков (теплые течения увеличивают, а холодные уменьшают). На западных побережьях материков, которые омываются холодными течениями, осадков часто так мало, что там образуются пустыни (Атакама, Намиб ).
Характер подстилающей поверхности влияет на величину отражения и поглощения энергии, которую несут солнечные лучи.
Способность отражать солнечную энергию называется альбедо.
-
Снег – 85 %
-
Песок – 30 %
-
Зеленая трава – 26 %
-
Вода – 5 %
Учитель: А сейчас давайте подведем итоги. Чем климат отличается от погоды?
Климат и погода. Между ними существует тесная связь, и в то же время они отличаются один от другого. Климат, как взрослый человек, имеет постоянный характер. Его «поступки» предсказуемы, и особенных неожиданностей от него не ожидают. Мы знаем, что летом температура будет высокой, а зимой низкой, что зимой выпадет снег, в летом следует ожидать дождей. Все предварительно известно, даже скучно. Но погода не дает скучать. Переменчивая, непостоянная и капризная погода постоянно подносит сюрпризы, в том числе и неприятные: то засуха, то ливневые дожди, то оттепель среди зимы, то похолодания поздней весной.
V. Физминутка.
VI. Осмысление.
1. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент называется………
2. Заполни схему:
П ОГОДА
элементы явления
……………... ……………………
……………... ……………………
давление ……………………
осадки
3. Главная причина изменения погоды — в..............................................из-за неравномерного нагревания земной поверхности солнцем.
4. Подвижные части тропосферы, отличающиеся по своим свойствам, таким, как температура, прозрачность и влажность, называют........................
5.Многолетний режим погоды, характерный для определенной местности, называется……………….
6. Древние греки считали, что климат любой местности зависит от...................
7. Элементы климата: атмосферное давление,…………………………………
………………………………………………………………………………...........
8.Климатообразующие факторы: ………………………………………………..
………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………
VII. Оценивание. Рефлексия.
1.Как понравился тебе урок?
2. Что узнали нового на урока?
3.Получили ли вы ответы на свои вопросы?
4. Что узнали?
5.Что было трудно?
Дескриптор.
Знание и понимание (А) |
Дают характеристику погоде, климату, климатообразующим факторам. Называют причины изменения погоды и климата. Знают элементы погоды, климата, влияние климатообразующих факторов.
Дают характеристику погоде, климату, климатообразующим факторам. Не называют причины изменения погоды и климата. Знают элементы погоды, климата, влияние климатообразующих факторов.
Дают характеристику погоде, климату, климатообразующим факторам. Не называют причины изменения погоды и климата. Не знают элементы погоды, климата, влияние климатообразующих факторов.
Не дают характеристику погоде, климату, климатообразующим факторам. Не называют причины изменения погоды и климата. Не знают элементы погоды, климата, влияние климатообразующих факторов. |
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов |
Применение (Б) |
Правильно заполняют схемы, вписывает понятия, выписывает цифры, соответствующие данному типу климата
Применяет понятия, закономерности изменения климата, но ошибается при заполнении схемы (1-2 ошибки)
Не применяет понятия, не правильно заполняет схемы, предложения. |
2 балла
1 балл
0 баллов |
Анализ и синтез (С) (№3,4,5) |
Выявляет взаимосвязь климата, погоды и климатообр. факторов. Самостоятельно составляет схему элементов климата и погоды. Выявляет влияние климатообразующих факторов на климат
Выявляет взаимосвязь климата, погоды и климатообр. факторов. При составлении схемы элементов климата и погоды испытывает затруднения. Выявляет влияние климатообразующих факторов на климат
Выявляет взаимосвязь климата, погоды и климатообр. факторов. При составлении схемы элементов климата и погоды испытывает затруднения. Не выявляет влияние климатообразующих факторов на климат
Не выявляет взаимосвязь климата, погоды и климатообр. факторов. При составлении схемы элементов климата и погоды испытывает затруднения. Не выявляет влияние климатообразующих факторов на климат |
3 балла
2 балла
1 балл
0 баллов |
Коммуникации (D) |
Задания выполнил верно, при заполнении схем не допущено ни одной ошибки. Все предложения заполнены, верно.
Задания выполнил верно, но при заполнении схем допущены ошибки. Все предложения заполнены, верно.
Задания выполнил верно, но при заполнении схем допущены ошибки. Предложения не закончены |
2 балла
1 балл
0 балл |
«5» - 8 – 10 баллов
«4» - 6 – 7 баллов
«3» - 5 – 4 баллов