Жизненные цели
Цель занятия: Исследование
неосознаваемого образа цели, пути ее достижения и индивидуальных
особенностей человека.
У каждого есть перед
глазами определенная цель, - такая цель, которая по крайней мере
ему самому кажется великой и которая в действительности такова,
если ее признает великой самое глубокое убеждение,
проникновеннейший
голос сердца…
К.Маркс
Напишите пожалуйста на
стикерах ваши ожидания от данного мероприятия и те качества,
которые вам понадобятся для этого.
«Времена года моей
души»
Не все свои цели мы ставим
осознанно. Иногда наши цели формируются бессознательно, и только
после того, как мы что-то сделаем, мы начинаем понимать, чего же
нам хотелось на самом деле.
Мы можем многому научиться
у природы. Все растения и животные проходят через цикл времен года.
Зима дарит нам покой, а кому-то дает возможность умереть. Весной
жизнь снова пробуждается. Летом она достигает своего полного
расцвета, созревают плоды. Осень позволяет собрать урожай. Точно
так же и в нашей собственной жизни мы можем достигать зрелости и
пожинать плоды лишь в том случае, если поймем и примем для себя,
что многое уходит и изменяется, тем самым создавая предпосылки
возникновения нового.
Пусть эта мысль послужит
вам отправной точкой для размышления. Положите лист бумаги перед
собой возьмите ручки:
№1 Зима дарит всем покой, а
кому-то дает возможность умереть.
Напишите перечень того, что в вашей жизни отмирает, становится
слабее, теряет свою значимость, отступает на второй план.
№2 Весной жизнь снова
пробуждается.
Составьте перечень того, что находится в самом начале, в стадии
становления, что пока еще не стало полноценной частью вашей жизни.
Это может быть то, что только появляется, или то, что вновь
возвращается, становится все более важным и желанным.
№3 Летом жизнь достигает
своего полного расцвета, созревают плоды.
Напишите перечень того, что вам позволяет увидеть плоды вашей
деятельности.
№4 Осень позволяет собрать
урожай.
Составьте перечень того, чем вы владеете в совершенстве.
Теперь давайте обсудим
зимние цели, весенние, летние и осенние. А затем вернемся к
весенним целям выберите тот пункт, который вам особенно интересен.
Напишите к нему небольшое пояснение. Какова его предыстория, что
именно зарождается? Что помогает и что мешает его появлению? Может
ли это стать для вас важной жизненной целью? Какие чувства у вас
вызывает эта цель?
«Карта внутренней
страны»
Для эффективной
самореализации человеку необходимо ясно и четко представлять свою
цель. Однако образ цели – как айсберг. Вершину его мы осознаем, но
большая часть остается скрытой. Но именно скрытая часть айсберга
сильнее всего влияет на наши мотивы, желания, формирует наши
особенности.
Поэтому вам предстоит
отправиться в путешествие в собственный внутренний мир.
Положите перед собой чистый
белый лист и набор карандашей. Без чего опытный путешественник не
отправится в путь? Конечно, без карты. Поэтому карту мы будем
рисовать самостоятельно.
№ 1 Контур
Контур образует силуэт
страны. На что похож силуэт внутренней страны?
Силуэт человека, символ
сердца, своя ладонь, фантастический контур…
№ 2 Ландшафт
Раскрасьте внутреннее
пространство страны, ограниченное контуром. Вероятно, там появится
особый ландшафт: горы и долины, низменности и возвышенности, реки,
моря, озера, леса, поляны,
пустыни, болота …
№ 3 Условные
обозначения
1 Каждый цвет, который вы
использовали при раскрашивании карты вынесите в таблицу условных
обозначений в виде небольшого цветного прямоугольника;
2 Расположите цветные
прямоугольники друг под другом;
3 Присвойте каждому
цветному прямоугольнику особое значение.
Поскольку это карта
внутренней страны, то и ее ландшафт будет связан с вашими
внутренними процессами: мыслями, чувствами, желаниями, состояниями.
Могут появиться поляны раздумий, леса желаний, пещеры страхов, моря
любви, реки мудрости, болота непонимания, пики достижений и прочее.
Что будет обозначать каждый цветной прямоугольник, - решать только
вам.
№ 4 Маршрут путешествия
1 Внимательно
рассмотрите карту и отметьте флажком цель предполагаемого
путешествия. То есть место на карте, в котором вы хотите оказаться.
Этот значок назовем «флажок цели».
2 Теперь внимательно
рассмотрите границы страны. И отметьте особым флажком место, в
котором вы планируете войти в эту страну. Этот значок назовем
«флажок входа»;
3 Проложите маршрут
до цели. Посмотрите, где находится «флажок цели» и как к нему лучше
добраться. Как вы пойдете от «флажка входа» до «флажка цели»?
Обозначьте свой маршрут пунктиром или небольшими стрелочками;
4 Рассмотрите
внимательно в свою карту и отметьте особым флажком место, в котором
вы планируете выйти из страны. Этот значок назовем «флажок выхода».
Иногда он совпадает с «флажком входа»,
иногда – нет;
5 Проложите маршрут
от «флажка цели» до «флажка выхода»;
6 А теперь
внимательно рассмотрите свой маршрут и отметьте каким-либо значком
ту точку своего пути, в которой, как вам кажется, вы находитесь
сейчас.
Ключ к интерпретации
«Карта внутренней страны»
№ 1 Энергия рисунка
Это особое ощущение от
рисунка; чувства, которые вызывает «Карта». Ощущение тепла,
гармонии, умиротворения или тяжелое ощущение тревоги, усталости,
напряжения….
№ 2 Местоположение «флажка
цели»
«Флажок цели» расположен на
некоторой территории. Посмотрев в таблицу условных обозначений, вы
сможете узнать ее название.
1 Пример: Допустим, «флажок
цели» у вас находится на «Возвышенности достижений». Это означает,
что вы активно стремитесь к определенным социальным достижениям,
так как горы, возвышенности символизируют социальный рост,
развитие.
2 Другой пример: «Флажок
цели» находится на «Поляне раздумий». Это означает, что в данный
момент для вас актуален процесс размышлений, вероятно вы не можете
посвятить этому столько времени, сколько для этого необходимо.
Может вы колеблетесь с принятием решения или ощущаете ,что вам
необходимо «остановиться и подумать», все взвесить и сделать важный
выбор, который будет судьбоносным.
3 Если ваш «флажок цели»
находится на водной территории (озера, моря, реки) это
символизирует чувственность, эмоциональность, женственность. Для
автора карты большое значение имеет внутреннее ощущение спокойствия
и удовлетворенности.
4 Другой пример. «Флажок цели» находится на пересечении двух или
трех территорий. Это означает, что ваш образ цели объединяет
несколько территорий. И для удовлетворения цели необходимо их
сочетание.
Итак, местоположение
«флажка цели» расскажет вам о том, к какому состоянию неосознанно
стремится автор «Карты» (гармонии, отдыха, ясности,
удовлетворенности,
успеха и прочее)
№ 2 Расположение «флажка
цели»
Если «флажок цели»
расположен в центре «Карты», это означает, что достижение данной
цели позволит автору гармонизировать его состояние, мироощущение,
обрести покой и стабильность.
По вертикали:
Левая часть. Символизирует прошлое,
то, что человек уже имеет, на что может опираться. Это внутренний
мир человека, отражающий его глубинные личностные процессы.
Интроверсия.
|
Настоящее. Центральная часть
символизирует актуальные для человека процессы. О чем он думает, к
чему стремится, что является для него значимым.
|
Правая часть. Символизирует
будущее. Социальные процессы. Взаимоотношения в социуме.
Устремленность в будущее. Экстраверсия.
|
По горизонтали:
Верхняя часть символизирует
ментальные процессы: мысли, идеи, фантазии, планы, воспоминания
|
Центральная часть символизирует
эмоциональные процессы
|
Нижняя часть символизирует сферу
реальных действий. Реализацию планов. Землю, почву под ногами.
|
1 Если «флажок цели»
расположен в верхней правой части – вы «генератор идей», человек,
устремленный в будущее. Вам нетрудно искать и находить новые,
нестандартные решения.
2 Если «флажок цели» смещен в левую нижнюю часть – вы «хранитель
традиций», пользуетесь хорошо зарекомендовавшими себя методами,
способны практически реализовать, осуществить задуманное.
№ 3 Характер маршрута
1 Через какие территории
пролегает маршрут к цели?
Например, маршрут к цели
пролегает сначала через Горы Препятствий, потом через Долину
Разочарований, затем через Пустыню Поиска, к Озеру Надежды на
Вершину Успеха.
Есть ли у вас препятствия
на пути к достижению цели?
2 Маршрут проложен «по
прямой» или «петляет» по всей стране?
Это наблюдение позволит вам определить стратегию движения к
цели.
Есть люди, которые идут прямо, не сворачивая, не отвлекаясь. Они
видят цель, верят в себя.
Если путь «петляет» по стране, это означает, что автор «Карты» -
человек творческий, увлекающийся, любознательный. Ему хочется везде
побывать, все посмотреть в стране.
3 Есть ли на маршруте
территории, по которым наблюдается «хождение по кругу»?
Эта территория либо является «камнем преткновения», нерешенной
проблемой, либо значимым для человека ресурсным состоянием.
№ 4 Расположение «флажка
входа» и «флажка выхода»
Расположение флажков
|
Интерпретация
|
1 «Флажок входа» и «флажок выхода»
совпадают (или находятся в одной части «Карты»)
|
Человек приходит к тому, с чего
начал, но на новом уровне, с новыми знаниями. Символизирует
завершение цикла «спирали жизни» и переход на следующий уровень.
Человек умеет учиться на собственном опыте, гармонично доводить
дело до конца.
|
2 «Флажок входа» Находится в нижней
части, «флажок выхода – в верхней
|
Человек склонен идти «от практики к
теории». Сначала действует, пробует, потом осмысляет.
Исследователь, идущий эмпирическим путем. «Человек дела».
|
3 «Флажок входа» находится в
верхней части, «флажок выхода» - в нижней
|
Человек склонен идти «от теории к
практике». Он умеет сначала все обдумать, взвесить, потом «перейти
к делу».
|
Расположение флажков
|
Интерпретация
|
4 «Флажок входа» находится в левой
части, «флажок выхода» - в правой
|
Прежде чем принять решение, начать
какое-либо дело, человек может переживать, обдумывать стратегию,
тревожиться. Но, начав движение, обретает чувство перспективы.
Умеет использовать прежние наработки в новых делах.
|
5 «Флажок входа» находится в правой
части, «флажок выхода» - в левой
|
Человек умеет тонко чувствовать
различные «новые веяния», имеет «нюх», «чутье» на нечто выгодное и
перспективное. Умеет «встраивать» инновационное в традиционное.
|
№ 5 Точка актуального
состояния
Точка актуального состояния
покажет, на какой территории вы находитесь сейчас. Располагается ли
она до или после «флажка цели».
1 Если ваша точка
актуального состояния находится до «флажка цели», то цель – как
маяк, освещает путь и придает силы.
2 Если ваша точка
актуального состояния находится после «флажка цели», это означает,
что автор «Карты» пережил радость достижения, и сейчас ему нужно
сформировать новую цель.
Представьте себе, что вы
возвратились из путешествия, положите перед собой лист бумаги и
закончите фразу: «Это путешествие научило меня...»
«Волшебная
лавка»
Сосредоточьтесь на
существенных своих жизненных целях.
Чтобы приобрести что-то
новое, нам всегда приходится платить. Это упражнение даст вам
возможность посмотреть на самих себя. Вы сможете высказать любое
желание и, как в сказке, взвесить, чего это желание будет вам
стоить.
Устройтесь поудобнее.
Несколько раз глубоко вдохните и выдохните и полностью
расслабьтесь.
«Представьте себе, что вы
идете по узенькой тропинке через лес. Вообразите окружающий вас
ландшафт. Осмотритесь вокруг. Сумрачно или светло в окружающем вас
лесу? Что вы слышите? Какие ароматы вы ощущаете? Что еще вы
чувствуете?
Внезапно тропинка
поворачивает и выводит вас к какому-то старому дому. Вам становится
интересно, и вы заходите внутрь. Стены оборудованы стеллажами и
выдвижными ящиками, как в мелочной лавке. Повсюду стоят стеклянные
сосуды, банки, коробки. Это действительно старая лавка, причем
волшебная.
Теперь представьте себе
волшебника он является продавцом в этой лавке.
«Добро пожаловать! –
говорит он. Здесь вы можете получить все, чего вы хотите от жизни.
Но есть одно правило: за выполнение каждого желания вы должны
отдать что-либо или от чего-то отказаться. Тот, кто пожелает
воспользоваться волшебной лавкой, может подойти ко мне и сказать,
чего он хочет. Я задаю вам только один вопрос: «Что ты отдашь за
это?». Вы должны решить, готовы ли вы отдать что-либо и что именно
это будет. На счет три вы возвращаетесь из волшебной лавки. 1,2,3 –
вы вернулись.»
Возьмите листы бумаги. На
одной половинке напишите или нарисуйте то, что вы хотите получить,
на другой, что вы отдадите за это.
Какие трудности возникли
при выполнение этого упражнения.
Обсуждение всего
занятия.
“Чтобы попасть в цель,
нужно увидеть ее пронзенной” народная мудрость.