"ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ
ПОДРОСТКОВ"
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Психологический тренинг как метод активного
социально—психологического обучения в настоящее время представляет
собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся
видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение
при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при
организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных
лагерях, и т. д. Их проведением активно занимаются психологи, а
также многие педагоги и социальные работники. Данный метод
позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков
общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого
потенциала.
Цель данной курсовой
работы заключается в подготовке программы тренинга уверенного
поведения для подростков.
Объект исследования:
научно методическая литература по заданной теме.
Предмет исследования:
личностные свойства, способствующие проявлению уверенного
поведения.
Гипотеза: разработанная
программа тренинга уверенного поведения для подростков способствует
формированию навыков уверенного поведения.
Задачи
исследования:
1. Изучение, анализ,
отбор и систематизация литературных источников.
2. Составление программы
тренинга
3. Разработка
практических рекомендаций.
Методы:
1. Теоретический анализ
литературы
2. Практическая
разработка тренинговой программы
В наиболее
широком контексте термин "тренинг" используют для обозначения
разнообразных форм групповой психологической работы. Однако
параллельно существуют и такие понятия, как групповая психотерапия,
психо-коррекционные группы, группы опыта, группы активного
обучения, практические экспериментальные
лаборатории
В настоящее время
большинство авторов, уделяющих внимание проблематике
психологического тренинга, подробно описывают области применения
тренинга в практике психологической помощи, коррекции и для
обеспечения личностного роста.
Одним из условий успешной
работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи,
которая решается в ходе занятий. Воздействие может осуществляться
на уровне установок либо умений и навыков, либо перцептивных
способностей и т. д. Смешивать разные задачи в ходе работы одной
тренинговой группы нецелесообразно, так как это может, с одной
стороны, снизить эффективность воздействия, а с другой, - вызвать
появление этической проблемы, поскольку изменять задачу в процессе
тренинга можно только с согласия группы [1].
Специфические черты и
основные парадигмы тренинга
Специфическими чертами
тренингов, совокупность которых позволяет выделять их среди других
методов практической психологии, являются:
· соблюдение ряда
принципов групповой работы;
· нацеленность на
психологическую помощь участникам группы в саморазвитии, при этом
такая помощь исходит не только (а порой и не столько) от ведущего,
сколько от самих участников;
наличие более или менее
постоянной группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически
собирающейся на встречи или работающей непрерывно в течение
двух-пяти дней (так называемые группы-марафоны);
· определенная пространственная
организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении,
участники большую часть времени сидят в
кругу);
· акцент па взаимоотношениях
между участниками группы, которые развиваются и анализируются в
ситуации "здесь и теперь";
· применение активных
методов групповой работы;
· объективация субъективных
чувств и эмоций участников группы относительно друг друга и
происходящего в группе, вербализованная рефлексия;
· атмосфера раскованности и свободы
общения между участниками, климат психологической
безопасности.
Важной общей чертой
тренингов является их стадийность, обусловленная
социально-психологическими закономерностями развития малой группы.
Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основных
стадии: начальную, рабочую и конечную. Иногда эти стадии
характеризуются как этапы "оттаивания", "изменения",
"замораживания".
1. тренинг как своеобразная
форма дрессуры, при которой жесткими манипулятивными приемами при
помощи положительного подкрепления формируются нужные паттерны
поведения, а при помощи отрицательного подкрепления "стираются"
вредные, ненужные, по мнению ведущего;
2. тренинг как
тренировка, в результате которой происходит формирование и
отработка умений и навыков эффективного
поведения;
3. тренинг как форма
активного обучения, целью которого является прежде всего передача
психологических знаний, а также развитие некоторых умений и
навыков;
4. тренинг как метод
создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного
поиска ими способов решения собственных психологических
проблем.
1.3Психология уверенного
поведения
Сам термин
"ассертивность" появился в обиходе российских психологов и
бизнес-тренеров сравнительно недавно – около десяти лет назад. При
этом коротко объяснить, что он означает, мало у кого получается.
Вкратце, способность к ассертивному поведению – это возможность
достигать своих целей и общаться с окружающими таким образом, чтобы
ни Ваши, ни их права не были нарушены.
Ассертивность (англ.
assertiveness) - способность человека уверенно и с достоинством
отстаивать свои права, не попирая при этом прав
других.
Подростковый возраст считается сравнительно
молодым достижением человечества. Его появление большинство
исследователей связывают с развитием общества, ставящего новые,
более высокие требования перед человеком в плане социальной
зрелости.
Существует целый ряд
характеристик уверенного поведения:
1. Эмоциональность речи,
открытость в выражении чувств.
2. Прямое и честное
выражение собственного мнения, без оглядки на
окружающих.
3. Использование
местоимения Я, отсутствие попыток спрятаться за неопределенными
формулировками.
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕНИНГА
2.1 Структура
тренинга
Программа развития уверенности в себе призвана
оказать помощь учащимся 1-го курса в напряженный период, связанный
со сдачей экзаменов и поступлением либо в высшее, либо в среднее
специальное учебное заведение.
Данный тренинг состоит из
трех дней. Рекомендуется для проведения во внеучебное время
специалистом (школьным психологом) с учащимися 1-го курса на
добровольной основе.
Этапы проведения 1)
Подготовительный (2–3 часа). 2) Основной (7–10 часов). 3)
Заключительный (1–2 часа).
Тематический
план
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Подготовительное.
Ориентировочное
|
2–3
|
2
|
Фрустрация. Преодоление
|
2
|
3
|
Установки. Распознавание
|
1–2
|
4
|
Субличности. Разотождествление
|
2–3
|
5
|
Стресс. Техники саморегуляции
|
2–3
|
6
|
Закрепление. Поддержка
|
1–2
|
Принципы
проведения:
Для того чтобы работа в
рамках реализации программы "Уверенность" была эффективной,
необходимо соблюдать ряд правил.
• Целесообразно организовать и провести данный
тренинг во внеучебное время, в период весенних каникул. •
Необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятия
придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи
психолога, а случайных людей не будет.
Оборудование и
материалы
Аудитория, по возможности,
должна иметь место для работы участников над письменными заданиями,
а также пространство для проведения упражнений, в том числе
подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных
композиций. Следует также обратить внимание на наличие у участников
альбомов, цветных карандашей. Для того чтобы образы запоминались,
их необходимо нарисовать. Если вы недостаточно хорошо знаете
участников, позаботьтесь о визитках.
В целом программа является
частью той большой работы, которая планируется и проводится в школе
в рамках подготовки одиннадцатиклассников к сдаче экзаменов.
Специфика такой работы заключается в непосредственном воздействии
на личность участника и достижение психотерапевтического
эффекта.
I этап.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
II этап. ОСНОВНОЙ
III этап.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
В ходе проведенного анализа
литературы мы выяснили:
1. Тренинг определяется как
способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления
поведением и деятельностью;
2. Тренинг
обеспечивает приобретение профессионально важных качеств, умений и
их перевод на уровень навыков, создает условия для разрешения
личностных проблем и развития способностей
личности.
3. При построении
тренинга следует четко и ясно определять цель проводимой
работы.
4. В. Г. Ромек отмечает
более важные причины неуверенности в себе в межличностных
отношениях:
1)страх быть отвергнутым
или высмеянным;
2) заниженная
самооценка;
3) нерациональные
убеждения;
4) излишнее стремление
"соблюдать приличие";
5)
отсутствие навыков выражения чувств.
ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Тренеру, проводимому
данный тренинг необходимо учитывать тонкости подросткового возраста
и быть готовым к тому, что ход тренинга может сложиться несколько
иначе;
2. В ходе тренинга
необходимо обращать внимание на обратную связь, т.к. именно она и
способствует развитию самопознания;
3. Данный тренинг лучше
всего проводить в дни каникулы и по собственному желанию
учашихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любой психологический
тренинг это творческий процесс, требующий максимальной отдачи. Для
того чтобы эффективно проводить психологические тренинги и с их
помощью формировать уверенное поведение, недостаточно только лишь
овладение технологией поведения. Для начинающих ведущих очень важно
чтобы они тоже умели управлять своим поведение, были уверены в себе
и своих силах. Составленная программа тренинга это лишь план
действий и ведущий должен уметь подстраиваться под группу. С
группой одиннадцатикласников может открыться нечто новое
неизвестное для школьников и в этом случае ведущий должен быть
готов к таким ситуациям. В данной программе желательно
придерживаться алгоритму действий, но совсем не обязательно строго
его соблюдать.
Участники группы, используя
формулируемые ими определения уверенности в себе, вырабатывают
реалистическую концепцию, которая помогает им конструктивно
обращаться с самим собой и своим окружением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков И.В. Психология
тренинговой работы. – М.: 2006.
2. Емельянов Ю.Н. Активное
социально-психологическое обучение. – Л., 1985. – 166 с.
3. Зайцева Т.В. "Теория
психологического тренинга. Психологический тренинг как
инструментальное действие". СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002 –
256с.
4. Макшанов С.И. Психология
тренинга. СПб., 1997.
5. Петровская Л.А.
Теоретические и методические вопросы социально-психологического
тренинга – М.: МГУ, 1982.
6. Психологический словарь /
Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Педагогика-Пресс, 2001. – 440 с.
7. Ромек В,Г. Тренинг
уверенности в межличностных отношениях – СПб.: Речь,
2002
8.
http://bim-bad.ru/
9.
http://psylib.org