КГУ «Школа-лицей им.К.Нурпейсулы с дошкольным мини-центром и начальной школой Туменбай»
Учебно-методическое пособие
по выполнению упражнений
и тестовых заданий по русскому языку по теме «Имя существительное»
Подготовила : учитель русского языка и литературы
Куанышбеккызы И.
Имя существительное
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям
было в его доме хорошо?
2) Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. 3) Радушно
встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять
и развлечь его.
4) Надо заранее подумать о том, чем угостить своих друзей. 5) Почти
у каждого в доме найдётся чай, кофе или сок. 6) Очень важно также
предложить гостям развлечения. 7) Не следует жалеть для гостей
книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы
принять их хорошо.
8) Надо быть тактичным. 9) Хозяин должен не замечать случайных
промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него
тему.
10) Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям
плохого настроения или недовольства чем-нибудь. 11) Гостеприимство
вовсе не бремя, а прекрасное времяпровождение. 12) Очень важно,
чтобы гость не счёл вас невежей, а ушёл в хорошем настроении. 13) В
следующий раз он обязательно вернётся.
1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры
одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера
существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Сделайте
морфологический разбор трёх существительных.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.
1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.
Упражнение 3. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.
-Ек-,
-ик-: щенок,
огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш,
василек, гвоздь.
-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь,
капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ,
хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-,
-еств-: нищий,
купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий,
юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать,
перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка,
часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать,
наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить.
-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза,
Настя.
Упражнение 4. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Упражнение 5. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.
Тестовое задание 1.
1. Какое существительное относится к
мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль
2. Какое существительное относится к
женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь
3. Какое существительное относится к
среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса
4. В
каком варианте представлены равноправные
варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень —
ставня
в) фильм — фильма
г) туфель —
туфля
5. В
каком варианте род существительных указан
неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м.
р.)
6. B
каком варианте род существительных указан
неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж.
р.)
7. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...
8. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...
9. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...
10. В
каком предложении нет нарушения правил образования форм
множественного числа существительных?
а) На предприятии были
открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию
есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются
бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат
клапана.
11. В
каком варианте существительное в форме родительного падежа
множественного числа имеет окончание -ОВ?
а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...
Тестовое задание 2.
1. В
каком слове окончание Е?
а) в комментари...
б) присутствовать на
заседани...
в) по алле...
г) о
благосостояни...
2. В
каком слове окончание Е?
а) сообщить о метел...
б) в ближнем
зарубежь...
в) отправить письмо
Анастаси...
г) свидетельство о
рождени...
3. В
каком слове окончание И?
а) окна в ине...
б) конфликт в
Закавказь...
в) обратиться к Наталь...
Петровне
г) приехать из
Турци...
4. В
каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом
помещени...
5. В
каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
Е?
а) узнать о постановк...,
присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел...,
рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к
полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти...,
застыть в недоумени..., виднеться в
поднебесь...
6. В
каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть
7. В
каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц
8. В
каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к
9. В
каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к
10.
В каком варианте произошло
нарушение правил образования форм родительного падежа
существительных?
а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов
яблок
г) нет чистых
блюдец
6
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Тренировочные упражнения по теме "Имя существительное"
Тренировочные упражнения по теме "Имя существительное"
КГУ «Школа-лицей им.К.Нурпейсулы с дошкольным мини-центром и начальной школой Туменбай»
Учебно-методическое пособие
по выполнению упражнений
и тестовых заданий по русскому языку по теме «Имя существительное»
Подготовила : учитель русского языка и литературы
Куанышбеккызы И.
Имя существительное
Упражнение 1. Прочитайте текст и выполните задания.
1) Как должен вести себя хозяин, чтобы гостям
было в его доме хорошо?
2) Прежде всего, хозяин должен быть приветливым. 3) Радушно
встретить гостя, помочь ему раздеться, пригласить в комнату, занять
и развлечь его.
4) Надо заранее подумать о том, чем угостить своих друзей. 5) Почти
у каждого в доме найдётся чай, кофе или сок. 6) Очень важно также
предложить гостям развлечения. 7) Не следует жалеть для гостей
книг, марок, игрушек, а также времени, которое вы затратили, чтобы
принять их хорошо.
8) Надо быть тактичным. 9) Хозяин должен не замечать случайных
промахов гостя, не начинать разговоров на неприятную для него
тему.
10) Хозяин должен быть ровным и вежливым, не показывать гостям
плохого настроения или недовольства чем-нибудь. 11) Гостеприимство
вовсе не бремя, а прекрасное времяпровождение. 12) Очень важно,
чтобы гость не счёл вас невежей, а ушёл в хорошем настроении. 13) В
следующий раз он обязательно вернётся.
1. Выпишите из текста имена собственные.
2. Приведите примеры
одушевленных и неодушевленных существительных.
3. Выпишите по 2—3 примера
существительных 1, 2 и 3-го склонения. Определите их род.
4. Сделайте
морфологический разбор трёх существительных.
Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, учитывая правила согласования выделенных существительных с определениями и сказуемыми по форме рода.
1) Кофе был... чуть тепл... . 2) Избранн... жюри просмотрел... всю программу. 3) В качестве вспомогательного языка эсперанто был... создан... около ста лет назад доктором Л. Заменгофом. 4) Янцзы судоходн... на протяжении почти трех тысяч километров. 5) Интервью с космонавтами будет опубликован... в ближайшем выпуске нашей газеты. 6) Человекообразн... шимпанзе обитает в Африке. 7) Стар... леди был... одет... в элегантный костюм.
Упражнение 3. От данных слов с помощью суффиксов образуйте существительные.
-Ек-,
-ик-: щенок,
огурец, орех, кирпич, висок, ящик, год, хрящ, платок, зонт, шалаш,
василек, гвоздь.
-Ец-, -иц-: брат, мороз, метель, книга, кожа, вещь,
капитал, земля, каша, коса, крупа, лужа, сестра, часть, рассказ,
хлеб, варенье, сочинение, пальто, ружье, письмо, масло.
-Ин-, -изн-, -ет-, -есть-,
-еств-: нищий,
купец, товарищ, прямой, свежий, текучий, всхожий, живучий, певучий,
юноша, меньше, достойный.
-Чик-, -щик-: бакен, баня, бетон, гонки, рассказывать,
перевозить, грузить, возить, переводить, учет, шифровать, шарманка,
часы, резать, кровля, фрезеровать, переплетать, забой, летать,
наводить, дрессировать, перебегать, регулировать, обходить.
-Еньк-, -оньк-: заря, шуба, нога, лапа, Зоя, Лиза,
Настя.
Упражнение 4. Вставьте правильный вариант окончания формы множественного числа существительного.
1) Медали и орден... являются символами не только боевых заслуг. 2) Для проведения бесед и докладов были приглашены опытные лектор... . 3) На холсте Левитана нежные голубые тон... неба передают прозрачность утреннего воздуха. 4) Выбор... губернатора области показывают, что многие политические противники заключают договор... о сотрудничестве. 5) В летнее время у многих людей начинаются отпуск... . 6) В нашем кондитерском отделе всегда свежие торт... 7) Многие цех... завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Упражнение 5. От следующих существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.
Упражнение 6. Перепишите, раскрывая скобки и ставя существительное в нужном падеже. Выделите окончания существительных.
1) Мы шли по тенистой (аллея). 2) В картинной (галерея) организована выставка работ молодых художников. 3) Наши сотрудники хорошо отдохнули в (санаторий). 4) В (расширение и совершенствование) производства большую роль играет использование специального оборудования. 5) Экономическая наука — это наука об эффективном (использование) ресурсов. 6) На конференции... был сделан доклад о происхождени... жизн... на Земл... 7) В газетах появились сообщения о новом (сценарий) известного фильма.
Тестовое задание 1.
1. Какое существительное относится к
мужскому роду?
а) контральто
б) мышь
в) тюль
г) мозоль
2. Какое существительное относится к
женскому роду?
а) толь
б) бандероль
в) бра
г) лебедь
3. Какое существительное относится к
среднему роду?
а) кофе
б) конферансье
в) повидло
г) плакса
4. В
каком варианте представлены равноправные
варианты?
а) рельс — рельса
б) ставень —
ставня
в) фильм — фильма
г) туфель —
туфля
5. В
каком варианте род существительных указан
неправильно?
а) шимпанзе (м. р.)
б) ООН (м. р.)
в) кафе (ср. р.)
г) атташе (м.
р.)
6. B
каком варианте род существительных указан
неправильно?
а) Осло (м. р.)
б) алиби (ср. р.)
в) кимоно (ж. р.)
г) вуаль (ж.
р.)
7. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) договор...
б) вексель...
в) паспорт...
г) профессор...
8. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -Ы (-И)?
а) бухгалтер...
б) округ...
в) парус...
г) отпуск...
9. Какое слово в форме именительного падежа
множественного числа имеет окончание -А (-Я)?
а) инженер...
б) приговор...
в) торт...
г) директор...
10. В
каком предложении нет нарушения правил образования форм
множественного числа существительных?
а) На предприятии были
открыты новые цеха по переработке продукции.
б) Инструкторы по плаванию
есть в каждом отряде.
в) На работу принимаются
бухгалтера со стажем.
г) В машине стучат
клапана.
11. В
каком варианте существительное в форме родительного падежа
множественного числа имеет окончание -ОВ?
а) грузин...
б) армян...
в) солдат...
г) сапер...
Тестовое задание 2.
1. В
каком слове окончание Е?
а) в комментари...
б) присутствовать на
заседани...
в) по алле...
г) о
благосостояни...
2. В
каком слове окончание Е?
а) сообщить о метел...
б) в ближнем
зарубежь...
в) отправить письмо
Анастаси...
г) свидетельство о
рождени...
3. В
каком слове окончание И?
а) окна в ине...
б) конфликт в
Закавказь...
в) обратиться к Наталь...
Петровне
г) приехать из
Турци...
4. В
каком слове окончание И?
а) готов к отправк...
б) в глубоком ущель...
в) в усть... реки
г) в теплом
помещени...
5. В
каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
Е?
а) узнать о постановк...,
присутствовать на репетици..., сообщить о пьес...
б) укрыться в цитадел...,
рассказ о героизм..., в легенд... говорится
в) безразличен к
полемик..., спрятать в подземель..., стоять на распуть...
г) держать в укрыти...,
застыть в недоумени..., виднеться в
поднебесь...
6. В
каком слове пишется И?
а) ящич...к
б) кресл...це
в) нож...нька
г) тяж...сть
7. В
каком слове пишется И?
а) Миш...нька
б) помещень...це
в) текуч...сть
г) брат...ц
8. В
каком слове пишется Е?
а) помидорч...к
б) мастер...ца
в) гостин...ца
г) клубоч...к
9. В
каком слове пишется Е?
а) студенч...ство
б) земля-кормил...ца
в) крив...зна
г) кузнеч...к
10.
В каком варианте произошло
нарушение правил образования форм родительного падежа
существительных?
а) нет осенних туфлей
б) отряд партизан
в) десять килограммов
яблок
г) нет чистых
блюдец
6
шағым қалдыра аласыз













