Класс: 7
А
Тема: Турнир знатоков русского языка
Цели:
1.
Познакомить учащихся с богатством русского языка.
2.Повысить интерес к русскому
языку;
3.Обогощение словарного запаса
учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята, гости! Сегодня у нас
необычное мероприятие, мы проводим турнир знатоков русского языка.
Вы должны показать свои знания в области языка и мы выявим Знатоков
русского языка среди участников – команд нашей
встречи.
1
ученица:
1.Русский язык – один из самых богатых языков
мира – это национальный язык – русского народа.
2.Он помогает людям понимать друг друга,
общаться, учить и передавать свои знания в устной и письменной
речи.
3.
К.Паустовский так сказал о русском языке :»Нам дан во владение
самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский
язык.
2
ученица: Знать свой язык должен каждый человек!
Учитель: Наш
язык – это история нашего народа. Поэтому изучение и сбережение
русского языка является не занятием от нечего делать, а
необходимостью.
1 ученик. Спросят меня: что похоже на
море?
Русский язык – не замедлю я с
ответом.
Он,
словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым
летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут немеркнущим солнечным
светом,
К
людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим
приветом.
Русский язык- безграничное
море…
2 ученик. Если ты хочешь судьбу
переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой
опоре-
Выучи русский язык!
Он
твой наставник великий, могучий,
Он
переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи-
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на
страницах
Мир
окрыляющих детских книг.
Русское слово – свободы
зарница.
Выучи русский язык!
Учитель:
Встречаются 3 команды:
Команда «Радуга»
Команда «Улыбка»
Команда «Дружба»
Им
предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая справится
со всеми заданиями. Из команды будут названы лучшие – знатоки
русского языка.
И
прежде чем мы начнём наш турнир, позвольте нам представить
уважаемое жюри:
1
конкурс. Представление команд.
2
конкурс. Разминка.
-
Что стоит посередине земли?
(Буква «М».)
-
Чем кончается лето и
начинается осень? (Буквой «О».)
-
Сколько солнц светит в
середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
-
В городе увидишь, а в селе
- никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке -
никогда. (Буква «О».)
-
Что находится в начале
книги? (Буква «К».)
-
Что мы слышим в конце
урока? (Букву «К».)
-
Сколько орехов находится в
пустом стакане? (Ни одного.)
-
Что у зайца позади, а у
цапли впереди? (Буква «Ц».)
-
Чем кончается всё? (Буквой
«Ё».)
-
Что находится в середине
капусты? (Буква «У».)
-
Сколько жирафов плавает в
Черном море? (Жирафы не плавают.)
-
Если бросить в Черное море
красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
Учитель:
Существует очень много пословиц и поговорок
на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни
человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости,
внимательности. Они же могут высмеивать жадность, трусость,
глупость. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает
ее очень выразительной, заостряет ум и развивает
память.
3 конкурс. Закончи
пословицу по ее началу.
1.Не сиди сложа руки …(не
будет и скуки)
2.В
гостях хорошо, …(а дома лучше)
3.Один- за всех …(все- за
одного)
4.Не имей сто рублей …(а
имей сто друзей)
5.Без труда не вынешь
…(рыбку из пруда)
6.Скучен день до вечера
…(коли делать нечего)
7.Терпение и труд …(все
перетрут)
8.Семь раз отмерь …(один
отрежь)
9.За двумя зайцами
погонишься …(ни одного не поймаешь)
10.Поспешишь …- (людей
насмешишь)
11.Любишь кататься …(люби и
саночки возить)
4 конкурс. «Назови
лишнее слово»
Выбрать лишнее слово и
объяснить, почему?
1.мак, василек, ромашка,
кружка.
2.стул, стол, шкаф,
чайник.
3. сани, варежки, пальто,
валенки.
4.сметана, сало, молоко,
творог
5.уши, очки, рот,
нос.
6.щётка, ботинки,
тапочки.
5 конкурс. «Назови
пару»
К
существительным мужского рода команды по очереди называют
существительные женского рода. Выигрывает команда, которая дала как
можно правильных ответов. Если команда назвала неверно
существительные женского рода, то соперники имеют право дать
правильный ответ и заработать очко.
Козёл –
коза
Бобер –
бобриха
Медведь –
медведица
Осёл –
ослица
Оса-оса
Стрекоза –
стрекоза
Ворон –
ворона
Волк
–волчица
Курица –
петух
Баран -
овца
Муха –
муха
Обезьяна –
обезьяна
Слон
–слониха
Кот –
кошка
Бык –
корова
6 конкурс.
«Пожелание»
Из каждого ряда необходимо
удалить повторяющиеся буквы. Задача участников – правильно и быстро
собрать пожелание соперникам.
1.АОБООУАДА
2.ИПЬРТПЕИР
3.ЭПВФЭСФПЕ
4.ВЮЛГВДЛАЮ
5.ЖЗСУУЧЖАЗ
6.ОАСАОТАЛО
7.ГЦИДВГЦЫД
7
конкурс.
Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто
посещавшим уроки русского языка. Найди ошибки в тексте, напиши его
безошибочно.
Я
шол полестной дарошке в диревну. Месносьть была мене знакома. В
чяше леса слышался галасок вароны.
У
апушки милкали голубые колокольчики и белые ромашки . Ат апушки к
диревне тенулась паляна. За паляной сенела речька. Около речьки
паслос стадо.
8
конкурс
Конкурс капитанов «Сквозные
буквы».
--Н--
По
этой формуле, подставив вместо черточек буквы, капитанам необходимо
в течение трёх минут составить как можно больше
слов.
9
конкурс «Кроссворд»
Нужно разгадать кроссворд, который нарисован на
доске.
1. Крупная
птица.
2.
Исполнитель ролей в театре и
кино.
3. Приятный
запах.
4. Не нужны
мне провода,
Могу ездить
хоть куда:
В школу, цирк
и летний парк,
Музей, театр
и зоопарк.
Наш турнир
окончен.
Вы постарались, как
смогли.
А теперь предоставим
слово уважаемому жюри.
Жюри подводит
итоги.
-Дорогие ребята!
Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его
знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас
замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто –
молодцы! Желаю вам дальнейших успехов и
побед!