Материалдар / "Ұлы халықтың - ұлы Абайы"
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

"Ұлы халықтың - ұлы Абайы"

Материал туралы қысқаша түсінік
Абайдың материалы жас кәрігеде қажет дүние. Шындыққа, мәдениеттілікке, адалдыққы балайды.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қазан 2020
336
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Туркестанская область

Ордабасинский район

Осш.имени «Достык »













Тема:«Вольнолюбивая и социальная

тематика в лирике поэта»

















Выполнила: Исабаева К













2020-2021 учебный год



Содержание

Аннотация

  1. Введение

  2. Основная часть

2.1Тема природы, Родины в лирике поэта

2.2 Любовная лирика

2.3 Поэт о значении поэзии в жизни человека и общества

3. Заключение

Список, использованной литературы

































Аннотация

Работая над темой: «Вольнолюбивая и социальная тематика в лирике поэта», я хотела раскрыть яркость личности и индивидуальность поэта.

Абай – это великий пример гармонии между личностью и окружающим её миром, между словом и поступком, между желаниями и возможностями. Об Абае нельзя сказать двумя – тремя словами, его нельзя чем – то измерить, потому что он сам всему мера. О месте и роли великого казахского поэта в современной жизни хорошо сказал наш Елбасы Н.А.Назарбаев: «Слова Абая будто бы обращены к нам сегодняшним, к молодёжи. Такие понятия как честь, совесть, доброта, целеустремленность всегда должны оставаться главной субстанцией человека».

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его лирике. Поэтому я хотела показать, насколько богаты по содержанию и тематике его лирические творения.

Мы должны уметь чувствовать художественное слово, любить поэзию, поэзию, которая окрыляет человека, делает его лучше, чище, воспитывает высокие нравственные качества, учит любить жизнь, людей.

























I Введение

Есть имена, которые олицетворяют страну, целый народ. При слове Италия в нашем сознании мгновенно вспыхивает Данте. При слове Англия – Шекспир. Со словом Россия неразрывно связано имя Пушкина. Всё истинно казахское вмещает в звучное слово – Абай. Это как символ. Знамя народа на разноплеменной планете.

Абай Кунанбаев – великий казахский поэт, открывший новые пути развития родной литературы. О месте и роли великого поэта в современной жизни говорил наш президент Н.А.Назарбаев: «С возрастом начинаешь мудреть, набираешься жизненного опыта, возникает потребность возвращаться к стихам Абая. Океан его мыслей настолько богат, что каждыйчеловек всю жизнь вновь и вновь как бы открывает Абая и всю жизнь его познаёт…».

Творчество Абая явилось воплощением духовных, творческих сил казахского народа, его мудрости, свободолюбия, патриотизма. Абай рано задумывается над высоким назначением человека, хочет найти себе настоящее дело и для этого считает необходимым овладение знаниями. Он занимается самообразованием, много читает.

Пристрастие к книгам помогает ему проникнуть в мир Пушкина. Он полюбил Пушкина, стал приемником и достойным его учеником. Влияние Пушкина на Абая огромно. Оно прослеживается в его взглядах на жизнь, на общество, на достоинство человека, на роль поэта в жизни народа.

В творчестве Абая много приёмов, напоминающих пушкинские средства художественного изображения при всей их национальной самобытности.

Лирика поэта богата по содержанию: эти стихотворения на социально-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пейзажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке.









II. Основная часть

Большое место в лирике Абая занимает социальная тематика. Поэт осуждает пороки современного ему казахского общества, раздираемого межродовой борьбой, распрями. Он обрушивается на алчность, беззаконие богачей и властвующих чиновников. В стихотворении «О, казахи мои, мой бедный народ!» поэт с болью в душе говорит о том, что в степи нет единства, порядка, везде разлад, «из-за денег и власти кипит вражда». Поэт обращается к народу:

О, казахи, мой бедный народ!

Жёстким усом небритым прикрыл

ты рот,

Кровь на правой щеке, на левой –

жир…

Где же, правда? Твой разум не разберёт.

Қалын елім, қазағым, қайран жұртым

Ұстарасыз аузыңа түстім ұртың.

Жақсы менен жаманды айырмадың,

Біріқан, бірі май боп енді екі ұртың.

(1886 ж.)

Обнажая социальные противоречия, поэт-реалист смело обличает корыстолюбие и подлость правящей верхушки. От него ждать нечего, сила народа - в нем самом:

Всякий подлый, чванливый и мелкий сброд

Изуродовал душу твою, народ,

Не надеюсь на исправленье твое,

Коль судьбу свою в руки народ не берёт.

Величие стихов Абая на политические, социальные темы прояви-лось и в том, что в условиях царского самодержавия, в условиях фео-дально-патриархальной реакции, под гнетом власти, стремившейся затормозить развитие самостоятельной, живой мысли, почти лишенные единомыш-ленников, они явились выразителями духа народа, смелым заступниками его чаяний.

Shape1 Тема природы, Родины в лирике поэта

Абай – певец родной природы. Человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – велишайшее создание природы, субьект мироздания. Это, естественно, находило отражение в искусстве и литературе. Эта тема, как и тема Родины. Является основной в творчестве любого художника.

Природа – это жизнь, мы наблюдаем её красоту и величие, а поэт находит слово и звук, чтобы запечатлеть это в образе.

Природа у Абая неразделима с социальными контрастами. В его поэзии нашли отражение разнообразные картины народной жизни: бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота, внутренний мир людей разных поколений, разных характеров.

Стихотворения о временах года «Весна», «Лето», «Осень» являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реалистической поэзии. Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живёт его народ.

Стихотворение «Осень» (Күз). Сурова осень в степи: «Тучи серые, хмурые, дождь недалёк. Осень. Голую землю туман заволок». Оголённые деревья стоят, как нищие старцы. Но еще более мрачен вид дырявых юрт бедняков.

Сұр бұлт түсі суық қаптайды аспан,

Күз болып дымқыл тұман жерді басқан.

Білмеймін тойғаныма, тоңғаныма,

Жылқы ойнап, бие қашқан, тай жарысқан?

Жасыл шөп, бәйшешек жоқ бұрыңғыдай,

Жастар күлмес, жүгірмес бала шулай.

Ғайыршы шал-кемпірдей түсі кетіп,

Жапырағынан айырылған ағаш қурай.

ВShape2 стихотворении «Ноябрь - преддверие зимы»(Қараша, желтоқсансолбірекі ай) рисуется тяжкая доля бедноты. Уже поздняя осень над степью «воют» холодные ветры, бушуют снежные бураны. Но бай не спешит на зимовку, «чтоб окрестные луга до снега не топтать». Ему нет дела до того, что пастухи и беззащитные семьи мёрзнут, голодают.

И для ребенка нет костра, и в юрту натекло,

И улетучилось давно последнее тепло;

А старикам – совсем беда, ложись и помирай:

И пищи нет, и солнца нет, и ветер воет зло.

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий Абаевской поэзии. Впервые в истории казахской литературы степь предстала во всём её разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных противоречий жизни казахского народа.

Тепло и преданность, ласка и признание, излучаемые в стихах заставляют каждого из нас быть более отзывчивыми, откровенными, внимательными и

чуткими к окружающему миру, к жизни вообще.



ЛShape3 юбовная лирика

Главное назначение поэзии – воспитание человеческих чувств.О могучей силе любви и красоты, преображающей человека, писал Абай.

Любовь в стихах поэта возвышенна и благородна. Степень глубины и искренности, красоты любви зависит от богатства духовного, нравственного

мира человека – такая глубокая мысль вложена в стихи поэта.

АShape4 бай не смог соединить свою судьбу с любимой Тогжан и посвящает ей лирическое послание «Жарқ етпес қара көңілім не қылса да».

Жарқ етпес қара қоңлім не қылса да,

Аспанда айменен күн шағылса да,

Дүниеде, сірә сендей маған жар жоқ,

Саған жарменен менен артықтабылса да.

Сорлы асық сарғайса да, сағынса да,

Жар тайып, жақсы сөзден жаңылса да,

Шыдайды риза болып жар ісіне,

Қорлық пен мазағына табынса да.

Истинная любовь – сама по себе уже счастье. Она делает человека лучше, даже если его любовь безответна.

У Абая мы находим проникновенные стихи – признания в любви любимой женщине – «Көзімнің қарасы» (Ты – зрачок моих глаз),

посвященной красавице Айгерим

Көзімнің қарасы,

Көңімнің санасы.

Бітпейді іштегі,

Ғашықтық жарасы.

Жүректен қозғайын,

Әдептен озбайын.

Өзі де білмейме,

Көп сөйлеп созбайын.

Читая их ещё раз убеждаешься, что каждая любовь не похожа на другие. Она неповторима.Стихам Абая свойственна полнота чувств, глубокая, покоряющая душу искренность.Поэзия Абая была, есть и будет воспитателем добрых чувств и высокой нравственности.

Поэт о значении поэзии в жизни человека и общества

Почти все великие поэты посвятили немало задушевных, проникновенных произведений роли и значению поэзии в жизни человека и общества. У Абая мы находим цикл стихотворений – «Поэзия – властитель мира» (1987 г.), «Не для забавы я слагаю стих» (1989 г.), «Поэт» (1896 г.) и многие другие.

Художественное слово имело исключительное значение в жизни казахского народа. В условиях кочевой жизни не могли развиться такие виды искусства, как живопись, архитектура, театр. Поэтому поэтическое слово и музыка ценились необычайно высоко. Читая стихотворную речь, поэзию «властителем», языка, высшим родом искусства, Абай пишет:

Поэзия – властитель языка,

Из камня чудо высекает гений.

Теплеет сердце, если речь легка,

И слух ласкает красота речений.

Өлең сөздің патшасы, сөзсарасы,

Қиыннан қиыстырар ер данасы.

Тілге жеңіл, жүреке ежылы тиіп,

Тепөтегіс жұмыр калсын айналасы.

(1887 ж.)

В стихотворении «Не для забавы я слагаю стих» Абай высказывает мысль о том, что правду жизни, народную мудрость, вложенную в звучное слово, нелегко понять. Поэзия доступна лишь людям, у которых «зрячие сердца», тем «кто ценит слово».

Мен жазбаймын өлеңді ермек үшін,

Жоқ – барды, ертегін ітермек үшін.

Көкірегі сезімді, тілі орамды

Жаздым үлгі жастарға бермек үшін.

(1888 ж.)

Стихотворения Абая о поэзии и поэте, выражая его эстетические взгляды, свидетельствуют о том, что поэтическое самосознание великого поэта развивалось в направлении критического реализма. Это было значительным явлением в развитии художественной мысли казахского народа.

О чем бы ни писал Абай, он неизменно проявлял себя как поэт-мыслитель, философ, как гуманист-просветитель, как человек, любящий и верящий в свой народ. Абай напряженно размышляет о настоящем и будущем, о месте молодежи в обществе. Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируются наиболее ценные качества личности.

Он вечно будет любим народом, как вечно его поэзия будет пробуждать в людях добрые и светлые чувства.

Заключение

Абай – это великий пример гармонии между личностью и окружающим её миром, между словом и поступком, между желаниями и возможностями. Об Абае нельзя сказать двумя – тремя словами, его нельзя чем – то измерить, потому что он сам мера всему.

Отношение к окружающей действительности и внутренний мир поэта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в

578тг - Сатып алу
Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!