Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
в мире прав и обязанностей
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
В мире прав и обязанностей
Цель: Формирование и закрепление правовой грамотности обучающихся.
Задачи:
1. Повторение основных прав и обязанностей несовершеннолетних посредством
игры;
2. Умение применять знание прав и обязанностей на практике.
Аудитория: 7-8 классы
Оборудование:
интерактивная доска; проектор; колонки; компьютер.
Необходимые материалы для команд:
ручки, листы с заданиями, распечатки законов, памятки.
Ход мероприятия
(слайд 1, Презентация)
Добрый день, участники и гости турнира!
Сегодня мы собрались, чтобы провести правовой турнир между командами учащихся
7 и 8-х классов и проверить, насколько вам знакомы законодательные акты,
регламентирующие права, обязанности и ответственность детей в Республике
Казахстан.
Провести турнир мне помогут сегодня учащиеся 10 «Б» класса, члены старшего
состава отряда юных полицейских, будущие юристы Юрана и Жулдызай.
Прежде, чем мы начнем турнир прошу вас ответить:
- Кто является ребенком? (Ребенком является каждое человеческое существо до
достижения 18-летнего возраста).
Существует множество документов, регламентирующих права человека, но пока вы
являетесь детьми, и ваши права также регулируются законодательством.
- Какие законы вы знаете, где бы говорилось о ваших правах, обязанностях и
ответственности?
- По вашему мнению, нужны ли законы и на сколько они важны в жизни
человека?
Думаю, что вы, стремящиеся жить в светлом будущем, сможете шагать в нем
смело, не нарушая законы государства, в котором живете.
Наш турнир сегодня будет оценивать инспектор ОДН УВД г.Петропавловска
Рязанов Александр Владимирович.
Правила турнира:
- каждая команда получает задание и в течение 1 минуты готовит ответ, тот кто будет
готов раньше отведенного времени поднимает руку и после защищает свой ответ. В
ходе защиты, если какая то команда не согласна с ответом, то может поднять руку и
представить свой обоснованный вариант. Правила понятны всем?
Итак, я передаю слово Юране и Жулдызай.
- Добрый день, уважаемые гости и участники турнира!
- Вы назвали много законов, но самый главный закон - это Конвенция о правах
ребенка. И первый наш конкурс называется «Знаете ли вы Конституцию»
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
(слайд 2)
Посмотрите внимательно на перечисленные права. Выберите те права, которые
прописаны именно в Конвенции о правах ребенка, рядом с каждым пунктом укажите
номер статьи из Конвенции.
Итак время пошло.
1. Право на выражение своего мнения (ст. 13)
2. Право на образование (ст. 28)
3. Право на общение с родителями и другими родственниками
4. Право на имя (ст. 7)
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством (ст. 31)
6. Право на заботу со стороны родителей (ст. 7)
7. Право жить и воспитываться в семье
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание
9. Право на жизнь (ст. 6)
(Правильные ответы подчеркнуты)
- С первым заданием вы справились очень быстро, перейдем к следующему заданию
«Нарушенные права»
Многие государства приняли Конвенцию о правах ребенка, и они внимательно
следят за тем, чтобы ни одно из прав ребенка, не было нарушено.
Посмотрите внимательно отрывок из мультипликационного фильма «История
Золушки», а затем ответьте на вопросы (фильм 6:22 – 8:10)
(слайд 3)
Справедливо ли поступила Мачеха по отношению к Золушке? (Нет)
Какие права Золушки нарушила Мачеха?
На брак
На личную жизнь и тайну корреспонденции
На получение образования
На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях
На защиту от всех форм эксплуатации
(Правильные ответы подчеркнуты)
При выполнении следующего задания вам необходимо будет вспомнить о
своих обязанностях. Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом
их становится все больше и больше. Ваши права и обязанности как учеников
прописаны в Уставе школы. Невыполнение обязанностей человека влечет к
ответственности также как и нарушение его прав.
Вам предлагается из перечня в карточках выбрать, что относится к правам, а
что к обязанностям обучающихся.
Конкурс 3 «Права или обязанности»
(Слайд 4) Перед тем, как команда начнет отвечать, напоминаю, если вы не согласны
с ответом, вы можете поднять руку, а потом обосновать свое не согласие.
1. Получение бесплатного общего образования (Право)
2. Получение дополнительных образовательных услуг (Право)
3. Соблюдение устава (Обязанность)
4. Бережное отношение к школьному имуществу (Обязанность)
5. Уважение человеческого достоинства (Право)
6. Добросовестно учиться (Обязанность)
7. Выполнение требований работников школы (Обязанность)
8. Уважение чести обучающихся и сотрудников школы (Обязанность)
9. Выбор формы образования (Право)
10. Носить школьную форму (Обязанность)
11. Посещать и участвовать в мероприятиях школы (Право)
(ответы написаны с скобках)
Кроме прав и обязанностей, вы все несете ответственность по закону за
совершаемые правонарушения.
- Какие виды ответственности вы знаете? (дисциплинарная, уголовная,
административная, гражданская)
Вам будут представлены 8 ситуаций, необходимо определить, какие виды
юридической ответственности наступают в каждой ситуации.
Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»
(слайд 5)
Игра на проезжей части (Административная)
Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице (Административная)
Избиение одноклассника (Уголовная)
Кража мобильного телефона (Уголовная)
Прогул в школе (Дисциплинарная)
Осквернение зданий или имущества - вандализм (Уголовная)
Мальчик разбил мячом окно (Административная)
Нецензурная брань в общественном месте (Административная)
(ответы написаны с скобках)
Конкурс 5 «Ответственность несовершеннолетних»
Рассмотрим один из видов ответственности несовершеннолетних - уголовную.
За 21 вид преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РК, она
наступает с 14 лет, за какие именно я вам сейчас напомню, а вы внимательно
послушайте, чтобы правильно выполнить следующее задание:
- за убийство (статья 96),
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 103),
- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 104, часть
вторая),
- изнасилование (статья 120),
- насильственные действия сексуального характера (статья 121),
- похищение человека (статья 125),
- кража (статья 175, части вторая, третья),
- грабеж (статья 178, части вторая, третья),
- разбой (статья 179),
- вымогательство (статья 181, части вторая, третья),
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством
без цели хищения (статья 185, части вторая, третья, четвертая),
- умышленное уничтожение или повреждение имущества (статья 187, части
вторая, третья),
- терроризм (статья 233),
- захват заложника (статья 234),
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 242),
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и
взрывных устройств (статья 255),
- хулиганство при отягчающих обстоятельствах (статья 257, части вторая,
третья),
- вандализм (статья 258),
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных
веществ (статья 260),
- надругательство над телами умерших и местами их захоронения при
отягчающих обстоятельствах (статья 275, часть вторая),
- умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей
сообщения (статья 299).
(слайд 6) За ряд преступлений ответственность наступает с 16 лет. Вам
необходимо указать данные виды преступлений:
1. Истязание (ст. 107)
2. Убийство
3. Кража
4. Вандализм
5. Клевета (ст. 129)
6. Мошенничество (ст.177)
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение автомобилем
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда (ст.ст. 209, 250)
(Правильные ответы подчеркнуты)
Конкурс 6 «Что нарушено»
В предыдущем конкурсе вы отметили несколько статей Уголовного кодекса РК.
- Сейчас вам будут предложены ситуации из опыта работы отдела по делам
несовершеннолетних, которые вы должны в течение 3 минут внимательно изучить,
разобрать и озвучить.
- Ваша задача определить, какие преступления были совершены
несовершеннолетними и к какому виду ответственности они могут быть привлечены.
1ситуация:
В дежурную часть УВД г.Петропавловска с заявлением обратилась мать
несовершеннолетней Кристины. Она указала, что ее дочери в школе были нанесены
телесные повреждения одноклассницей. Опрос потерпевшей, обвиняемой и
свидетелей, показал, что Кристину пинали и били руками. Судебно-медицинская
экспертиза установила нанесение среднего вреда здоровью.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будет
привлечена обвиняемая? (нанесение среднего вреда здоровью, уголовная
ответственность) Каковы будут дальнейшие действия по отношению к обвиняемой.
2 ситуация:
14 февраля в 22.30ч. около развлекательного центра «Парк Сити» на лавочке
сотрудниками полиции были задержаны двое несовершеннолетних парней, которые
распивали спиртные напитки (водка, пиво). Все несовершеннолетние учащиеся школ.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будут
привлечены задержанные? (распитие спиртных напитков в общественном месте,
административная ответственность) Каковы будут дальнейшие действия по
отношению к задержанным.
3 ситуация:
В дежурную часть УВД г.Петропавловска с заявлением обратилась
пенсионерка о том, что ночью неизвестные лица проникли в ее подвал и похитили
принадлежащее ей имущество. В ходе оперативно-розыскных мероприятий были
задержаны несовершеннолетние, свое участие в преступлении они подтвердили.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будут
привлечены обвиняемые? (кража, уголовная ответственность) Каковы будут
дальнейшие действия по отношению к обвиняемым?
Конкурс 7 «Виды наказаний»
Как мы уже рассмотрели, за совершенные преступления и правонарушения
предусмотрена ответственность, также предусмотрены и наказания.
Из представленных видов наказаний отметьте, те которые предусмотрены
Уголовным кодексом РК. (слайд 7)
Лишение свободы Каторга Исправительные работы
Ссылка Избиение плетьми Смертная казнь
Высылка Штраф Арест
(Правильные ответы подчеркнуты)
Итак, наш турнир подошел к завершению, пока Александр Владимирович
подсчитывает баллы, предлагаю разгадать кроссворд из тех слов, определения
которых вы уже слышали сегодня в ходе занятия.
По горизонтали:
3.По Конвенции им является каждое человеческое существо до 18 лет.
4. То, но что имеет право ребенок, и что он обязан получать в школе в течении 11 лет
5. Вид уголовного наказания, предусматривающий денежное взыскание, назначаемое
в пределах, предусмотренных УК РК.
6. Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения.
По вертикали:
1. Кодекс, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории РК.
2. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие
преступления.
Правильность ответов мы можем проверить на слайде 8:
По горизонтали: 3. Ребенок, 4. Образование, 5. Штраф, 6. Обязанность
По вертикали: 1. Уголовный, 2. Четырнадцать.
Подведение итогов и заключительное слово
Наступает торжественный момент, когда будет объявлена команда-победительница.
Не зависимо от того, кто выиграл, а кто проиграл, мы с вами сегодня говорили о
законах, и я надеюсь, эта игра помогла закрепить вам свои знания не только о правах
и обязанностях, но и об ответственности.
- Скажите, получаемые знания помогут вам как то в дальнейшем? Где вы сможете
применить свои знания?
(слайд 9) В заключении хочется сказать «Помните, пользуясь своими правами, надо
уважать права других людей!»
(Подведение итогов, слово жюри. Награждение команд)
(слайд 10)
Конкурс 1 «Знаете ли вы Конвенцию»
Выберите те права, которые прописаны именно в конвенции о правах ребенка, рядом
с каждым пунктом укажите номер статьи из Конвенции.
1. Право на выражение своего мнения
2. Право на образование
3. Право на общение с родителями и другими родственниками
4. Право на имя
5. Право на творчество, отдых, занятия спортом и искусством
6. Право на заботу со стороны родителей
7. Право жить и воспитываться в семье
8. Право на бесплатное медицинское обслуживание
9. Право на жизнь
Конкурс 2 «Нарушенные права»
Посмотрите внимательно отрывок из мультипликационного фильма «История
Золушки», а затем ответьте на вопросы:
Справедливо ли поступила Мачеха по отношению к Золушке?
Какие права Золушки нарушила Мачеха?
На брак
На личную жизнь и тайну корреспонденции
На получение образования
На отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях
На защиту от всех форм эксплуатации
Конкурс 3 «Права или обязанности»
Определите, что относится к правам, а что к обязанностям обучающихся.
1. Получение бесплатного общего образования ______________________
2. Получение дополнительных образовательных услуг ________________
3. Соблюдение устава ____________________________________________
4. Бережное отношение к школьному имуществу _____________________
5. Уважение человеческого достоинства ____________________________
6. Добросовестно учиться ________________________________________
7. Выполнение требований работников школы _______________________
8. Уважение чести обучающихся и сотрудников школы _______________
9. Выбор формы образования _____________________________________
10. Носить школьную форму _______________________________________
11. Посещать и участвовать в мероприятиях школы ___________________
Конкурс 4 «Знаете ли вы закон?»
Определите, какие виды юридической ответственности наступают в каждой
ситуации.
Игра на проезжей части ________________________________________
Появление в состоянии алкогольного опьянения на улице ___________
Избиение одноклассника_______________________________________
Кража мобильного телефона ___________________________________
Прогул в школе _______________________________________________
Осквернение зданий или имущества - вандализм______________________
Мальчик разбил мячом окно ____________________________________
Нецензурная брань в общественном месте _________________________
Конкурс 5 «Ответственность несовершеннолетних»
За какие из ниже перечисленных преступлений ответственность наступает с 16
лет? (Подчеркните)
1. Истязание
2. Убийство
3. Кража
4. Вандализм
5. Клевета
6. Мошенничество
7. Терроризм
8. Неправомерное завладение автомобилем
9. Умышленное причинение вреда здоровью
10. Контрабанда
1ситуация:
В дежурную часть УВД г.Петропавловска с заявлением обратилась мать
несовершеннолетней Кристины. Она указала, что ее дочери в школе были нанесены
телесные повреждения одноклассницей. Опрос потерпевшей, обвиняемой и
свидетелей, показал, что Кристину пинали и били руками. Судебно-медицинская
экспертиза установила нанесение среднего вреда здоровью.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будет
привлечена обвиняемая? Каковы будут дальнейшие действия по отношению к
обвиняемой.
2 ситуация:
14 февраля в 22.30ч. около развлекательного центра «Парк Сити» на лавочке
сотрудниками полиции были задержаны двое несовершеннолетних парней, которые
распивали спиртные напитки (водка, пиво). Все несовершеннолетние учащиеся школ.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будут
привлечены задержанные? Каковы будут дальнейшие действия по отношению к
задержанным?
3 ситуация:
В дежурную часть УВД г.Петропавловска с заявлением обратилась
пенсионерка о том, что ночью неизвестные лица проникли в ее подвал и похитили
принадлежащее ей имущество. В ходе оперативно-розыскных мероприятий были
задержаны несовершеннолетние, свое участие в преступлении они подтвердили.
Какой вид преступления был совершен и к какой ответственности будут
привлечены обвиняемые? Каковы будут дальнейшие действия по отношению к
обвиняемым?
Конкурс 7 «Виды наказаний»
Какие наказания предусмотрены Уголовным кодексом РК?
Лишение свободы Каторга Исправительные работы
Ссылка Избиение плетьми Смертная казнь
Высылка Штраф Арест