Задание
1. Прочитайте текст, определите
тему и основную мысль. К какому типу речи относится данный текст?
Найдите характерные черты повествования и доказательные признаки
разговорного стиля.
Красота от сердца
В одном доме жили две
девочки-подружки – Алена и Маша. Алена считала себя очень красивой
девочкой. Она все время заботилась о своей внешности. Ей хотелось
выглядеть лучше всех. У зеркала она проводила гораздо больше
времени, чем другие девочки. Зато в классе она по праву считалась
самой красивой ученицей.Маша же была девочкой скромной,
стеснительной.
Однажды подружки, весело
болтая, возвращались из школы домой. Подойдя к перекрестку, они
увидели старенького дедушку. Он стоял и, видимо, не решался перейти
через дорогу.
Алена собиралась пройти мимо,
но Маша остановилась и спросила:
– Вам
помочь?
– Помоги, пожалуйста, добрая
девочка. Мои глаза совсем ничего не видят, и я не могу перейти
дорогу.
Маша взяла старичка за руку и заботливо перевела через
дорогу.
– Спасибо тебе, девочка. Ты
красивая как солнышко.
«Какая же она красивая, я намного красивее ее», – подумала
Алена, обиженная тем, что ее красоту не заметили. А вслух она
спросила:
– Откуда вы знаете, что она
красивая, вы же не видите?
– Красоту этой девочки сможет
увидеть даже слепой, потому что ее красота идет от
сердца – ответил
дедушка.
Словарная
работа:
сердце –
журек
Красота от сердца – сулулык
журектен
Обиженная –
ренжиген
Заботливо –
камкорлыкпен
ФО. Устное
поощрение.
- Молодцы! Вы хорошо справились с
заданием.
Стратегия чтения «Проясни и
оцени»
Цель: развить навыки мыслительной деятельности учащихся таких,
как уметь определять главные моменты, делать выводы, оценивать
поступки главных героев.
- О какой красоте говорил
дедушка?
-
Обоснуй достоинства и недостатки
персонажей.
Обобщение
– Действительно, не красивое
лицо и модная одежда делают человека красивым и интересным для
окружающих, а его поступки, мысли, дела.
Задание 2. Прочитайте текст по ролям, предварительно прочитав
памятку «Хороший читатель».
ФО: Лист
самооценки
Критерии
|
Дескрипторы
|
Отметка
|
владеет навыками
выразительного чтения по ролям
|
Передает слушателям
эмоциональное настроение литературных
героев
|
|
Читает, соблюдая
пунктуационные нормы языка
|
|
Читает, соблюдая орфоэпические
нормы языка.
|
|
умеет
определять принадлежность текста к типу повествования на
основе характерных признаков
|
Находит характерные признаки
повествования.
|
|
Определяет строение типа
повествования.
|
|
Отличает тип повествование от
других типов речи.
|
|
Объяснение нового
материала
Задание3. Прием “Пометки на полях”
(индивидуальная работа).
Цель:научитьчитать текст более внимательно,
способствовать запоминанию материала.
Учащиеся получают текст и
делают в нем соответствующие пометки:
“+” - поставьте на полях,
если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы
знаете;
“-” - поставьте на полях,
если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знали или
думали, что это знаете;
“V” - поставьте на полях,
если то, что вы читаете, является новым;
“?” - поставьте на полях,
если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы
получить более подробные сведения по данному вопросу.
Текст
Что такое
письмо?
Письмо – написанный текст,
посылаемый для сообщения чего-нибудь
кому-нибудь.
|
|
Происхождение письма было
вызвано необходимостью обмениваться информацией для людей, живущих
далеко друг от друга.
|
|
Первые письма отправлялись
только в военных целях и были широко распространены в Ассирии,
Персии, Египте.
|
|
Человека, который получает
письмо, называют адресатом,
а
адресант – это тот человек, который
отправляет письмо.
|
|
Человека, разносящего письма,
посылки, телеграммы называют почтальоном
|
|
Письмо имеет следующую
структуру:
1) Приветствие или обращение –
имя того, кому предназначено письмо.
Здравствуйте…
2) Вступление – вопросы,
отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес,
пожелания.
3) Основная часть – изложение
информации, интересующей адресата.
4) Заключение – выражение
уважения, любви, преданности, формулы
прощания.
Подпись.
Дата.
|
|
Каждый адресант должен четко и грамотно написать
на конверте адрес. Иначе письмо может и не дойти до адресата.Что
чётко и грамотно должно быть написано на конверте?
(Адрес.)
|
|
По письму можно определить образованность и
этичность автора.
|
|
- Как
вы думаете, почему письмо начинается с
приветствия?
Прием «Найди пару»(парная
работа)
Цель:
способствовать пониманию и запоминанию новых
слов.
Адрес
|
|
Человек, разносящий письма,
посылки, телеграммы
|
письмо
|
Что чётко и грамотно должно
быть написано на конверте?
|
адресант
|
Тот,
ктопишетписьмо
|
адрес
|
Цифровое условное обозначение
населенного пункта
|
адресат
|
Пункт назначения письма,
местонахождение лица, кому предназначено
|
почтальон
|
Тот, кому адресовано
письмо
|
Взаимопроверка
Задание «Собери письмо».
Цель: способствует запоминанию строения
письма.
1.Желаем процветания твоему
журналу.
2.Здравствуй, Мурзилка!
3.Мы очень любим читать твой
журнал.
4.Если мы не знаем ответов, то идём в
библиотеку.
5.Очень нам нравятся математические и литературные
головоломки, кроссворды, игры,
затеи.
6.С уважением, ученицы 5-го класса Поленок Катя и Суторьма
Лиза.
Задание 3. Заполни
клише.
Цель: развивать навыки создания письма, используя разговорный
стиль.
Напиши письмо дедушке о том,
что нового ты узнал о письме как о форме письменной
речи.
______________________ дорогой
дедушка!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________твой(я)
вну____
ФО: Лист самооценки «Карта
самоотчета»
Критерий
оценивания
|
Я не смог(ла) научиться
|
Мне было не легко, но я
справился
(ась)
|
Легко
|
Соблюдает последовательность
письма.
|
|
|
|
Демонстрирует понимание
значение новых слов
|
|
|
|
В письменной работе соблюдает
орфографическую и пунктуационную норму
языка
|
|
|
|
Демонстрирует свою
работу.
|
|
|
|
Д/з: Найти и выучить 5
пословиц на тему «Красота»
Дескрипторы:
- использует
ИКТ
- выбирает из большого объема
информации пословицы на тему «Красота»
- учит
наизусть
|