Великие личности Казахстана ХХ века

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Великие личности Казахстана ХХ века

Материал туралы қысқаша түсінік
Великие личности Казахстана ХХ века
Материалдың қысқаша нұсқасы


АВТОРСКАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«ВЕЛИКИЕ ЛИЧНОСТИ КАЗАХСТАНА XX ВЕКА»


ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ


1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, ВСЕГО 34 ЧАСА

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская учебная программа «Великие личности Казахстана XX века» разработана для учащихся средних и старших классов общеобразовательных школ Республики Казахстан, чтобы способствовать пониманию важности наследия выдающихся деятелей XX века. Программа сфокусирована на исторических, культурных и социальных особенностях страны, отражая труд и достижения деятелей в науке, культуре, политике и общественной жизни. XX век стал эпохой глубоких перемен и испытаний для Казахстана. Это время связано с драматическими историческими событиями: распадом Российской империи, вхождением Казахстана в состав Советского Союза, коллективизацией, репрессиями, Второй мировой и ее составной Великой Отечественной войной и, наконец, обретением независимости. В этот период на передний план вышли выдающиеся личности, которые сыграли ключевую роль в развитии страны. Одной из самых ярких личностей начала XX века был Алихан Букейханов – лидер национально-освободительного движения "Алаш". Букейханов был политиком, экономистом, ученым и публицистом. Его главной целью была борьба за автономию казахского народа, за право сохранить свой язык, культуру и традиции. Движение "Алаш Орда" стало важным этапом в истории Казахстана, заложив основы национальной идентичности. Другой выдающийся деятель – Мустафа Шокай, политик и публицист, который боролся за права тюркских народов в Центральной Азии. В эмиграции он создавал труды, раскрывающие проблемы колониальной политики и призывающие к единству тюркских народов. Его идеи о независимости и культурной самобытности до сих пор актуальны для Казахстана. Ахмет Байтурсынов известен как реформатор казахского языка, оставил глубокий след в истории Казахстана. Он создал казахский алфавит на основе арабской письменности и заложил основы современной казахской орфографии. Его труды в области образования способствовали распространению знаний среди казахского народа. Динмухамед Кунаев, государственный деятель, руководил Казахстаном в советский период, сыграв важную роль в экономическом и социальном развитии республики. При нем были построены новые заводы, университеты, развивалась инфраструктура. Несмотря на сложные условия советской системы, Кунаев сумел сохранить баланс между модернизацией и сохранением культурных ценностей.

XX век ознаменовался Второй мировой и ее составной Великой Отечественной войной, в которой казахстанцы проявили героизм. Одним из таких героев стал Бауыржан Момышулы – легендарный командир, чей подвиг вдохновлял не одно поколение. Он был примером мужества, стойкости и патриотизма. После войны Казахстан стал крупным аграрно-индустриальным центром Советского Союза. Здесь работали и трудились тысячи людей, среди которых можно выделить Каныша Сатпаева – первого казахского академика, который стоял у истоков геологии Казахстана. Его научные открытия внесли огромный вклад в развитие экономики страны.

Великие личности Казахстана XX века – это те, кто своим трудом, талантом и мужеством оставили яркий след в истории. Их вклад стал основой для становления современного Казахстана, его культуры, науки и государственности. Они показывают, что даже в самые сложные времена можно сохранить идентичность, бороться за справедливость и стремиться к лучшему будущему. Их наследие вдохновляет нынешние и будущие поколения на новые свершения.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

  1. Комплексность: охват всех сфер деятельности: наука, культура, политика и общественная жизнь.

  2. Актуальность: раскрытие значимости деятельности личностей для современного развития Казахстана.

  3. Научность: основание программы на источниках и достоверных исследованиях.

  4. Доступность: материалы пригодны для изучения в разных возрастных группах с опорой на постепенное усложнение.

АКТУАЛЬНОСТЬ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ:

1. Формирование национального самосознания

Великие личности XX века внесли огромный вклад в развитие Казахстана, его культуры, науки и государственности. Изучение их жизни и достижений позволяет современным поколениям лучше понять свои корни, ощутить связь с историей и почувствовать гордость за национальных героев. Программа способствует укреплению национального самосознания, что особенно важно в условиях глобализации.

2. Развитие патриотизма

Программа подчеркивает примеры мужества, трудолюбия и преданности своему народу, продемонстрированные такими выдающимися личностями, как Алихан Букейханов, Мустафа Шокай, Динмухамед Кунаев и Бауыржан Момышулы. Это помогает формировать у молодежи чувство патриотизма, уважение к истории своей страны и стремление внести вклад в ее развитие.

3. Образовательная ценность

В рамках программы можно интегрировать междисциплинарный подход, связав историю, литературу, культуру и социологию. Изучение достижений выдающихся личностей позволяет учащимся анализировать исторические события в контексте их влияния на современность, развивать критическое мышление и аналитические навыки.

4. Сохранение культурного наследия

Многие деятели XX века, такие как Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Кудайберген Жубанов активно работали над сохранением и развитием казахской культуры, языка и традиций. Их труды составляют важную часть культурного наследия Казахстана. Программа способствует популяризации этих достижений среди молодежи, что особенно актуально в условиях современной информационной среды.

5. Социальная значимость

Изучение биографий и достижений великих личностей позволяет воспитывать уважение к труду, знаниям и общественному служению. Программа может стать инструментом для пропаганды позитивных примеров, которые вдохновляют молодое поколение стремиться к высоким целям, несмотря на трудности.

6. Современный взгляд на историю

Авторская программа помогает не только сохранить память о прошлых деятелях, но и адаптировать их достижения и идеи к современным реалиям. Это позволяет увидеть, как исторический опыт может быть полезен в решении сегодняшних задач и вызовов.

Авторская программа "Великие личности Казахстана XX века" отвечает важным задачам современного образования, способствует формированию национальной идентичности и вдохновляет на сохранение и развитие исторического наследия. Она актуальна в любом обществе, стремящемся к осознанию своих корней, патриотическому воспитанию и культурному обогащению.

Цель программы: Формирование у учащихся уважения к истории и культурному наследию Казахстана, а также развитие их осознанного гражданского самосознания.

Задачи программы:

  1. Ознакомление с жизненным путем выдающихся личностей XX века в каждой сфере деятельности.

  2. Развитие критического мышления через анализ взаимосвязи истории, культуры и социального развития.

  3. Формирование устойчивого интереса к национальной истории через тематические исследования и проекты.

  4. Привитие участникам уроков навыков аналитики, проектной деятельности и презентации полученных результатов.

Методы и средства:

Успешное внедрение авторской программы требует применения эффективных методов и средств обучения, которые соответствуют целям и задачам программы. Эти методы должны быть ориентированы на развитие познавательных, аналитических и творческих способностей учащихся.

Методы

  1. Интерактивные методы обучения: дискуссии и дебаты.
    Учащиеся обсуждают историческую роль и вклад великих личностей в развитие Казахстана. Например, темы для дебатов: "Вклад Алихана Букейханова в создание национальной идентичности" или "Актуальность идей Мустафы Шокая сегодня".
    Изучение конкретных исторических процессов, связанных с деятельностью великих личностей, например, роль движения "Алаш Орда" или значение работ Каныша Сатпаева.

  2. Исследовательские методы: проектная деятельность
    Учащиеся разрабатывают проекты, связанные с жизнью и достижениями выдающихся личностей. Например, создание презентаций, написание эссе или исследовательских работ.

  3. Визуальные методы: видео и мультимедиа презентации
    Просмотр фильмов, видеороликов или документальных фильмов о деятелях Казахстана, таких как "Алаш Орда" или биографических фильмов о Мустафе Шокае
    .

  4. Практические методы: Ролевые игры и инсценировки
    Воссоздание ключевых событий из жизни великих личностей, например, участие в заседании "Алаш Орды" или обсуждение научных открытий Каныша Сатпаева.

  5. Экскурсии и выездные мероприятия
    Посещение музеев, памятников и исторических мест, связанных с жизнью и деятельностью великих личностей

  6. Коллективные методы обучения: Групповые исследования.
    Учащиеся делятся на команды, каждая из которых изучает конкретную личность и представляет результаты в виде доклада.
    Круглые столы.
    Обсуждение разных аспектов деятельности деятелей с привлечением специалистов, учителей или даже приглашенных историков.

Средства

  1. Печатные материалы

    • Учебники и пособия, такие как биографии великих личностей, исторические труды, сборники архивных документов.

  2. Художественная литература, связанная с темой.

  3. Цифровые ресурсы

    • Электронные учебники, базы данных, интернет-ресурсы, посвященные истории Казахстана.

    • Видео-уроки, презентации и виртуальные экскурсии.

  4. Мультимедийные технологии

    • Использование интерактивных досок для визуализации информации.

    • Создание презентаций с использованием программ PowerPoint, Canva или Prezi.

  5. Средства музейной педагогики

    • Использование экспонатов из музеев, таких как Национальный музей Республики Казахстан, для ознакомления с культурным наследием.

  6. Платформы для дистанционного обучения

    • Интерактивные платформы (например, GoogleClassroom, Zoom, Kahoot) для создания онлайн-занятий, викторин и обсуждений.

  7. Печатные и цифровые тесты и задания

    • Вопросники, кроссворды и тесты для проверки знаний.

    • Онлайн-викторины и интерактивные задания.

Ожидаемые результаты

1. Знания

  • Историческое понимание:
    Учащиеся получат глубокие знания о жизни, деятельности и вкладе выдающихся личностей Казахстана XX века, таких как Алихан Букейханов, Мустафа Шокай, Ахмет Байтурсынов, Динмухамед Кунаев и других.

  • Контекст эпохи:
    Будет сформировано представление о политических, экономических и социальных процессах, происходивших в Казахстане в XX веке, и их влиянии на современность.

2. Навыки

  • Аналитическое мышление:
    Учащиеся научатся анализировать исторические события, сопоставлять их с современными реалиями и делать выводы о причинах и последствиях решений, принимаемых великими личностями.

  • Исследовательские навыки:
    Участие в проектах, работа с первоисточниками, архивными материалами и историческими документами позволит развить умение проводить самостоятельные исследования.

  • Использование современных технологий:
    Работа с цифровыми ресурсами, создание презентаций, видеороликов повысит цифровую грамотность.

3. Ценностные ориентации

  • Формирование патриотизма:
    Учащиеся осознают значимость вклада великих личностей в развитие Казахстана и будут гордиться своей страной и ее культурным наследием.

  • Уважение к национальной идентичности:
    Программа способствует воспитанию уважения к казахским традициям, языку и истории.

  • Толерантность и культурное разнообразие:
    Осознание роли разных национальностей и культур в развитии Казахстана XX века будет способствовать формированию уважительного отношения к другим народам и их вкладу в историю страны.

4. Социальное значение

  • Создание осознанного поколения:
    Учащиеся смогут лучше понять свои корни и роль Казахстана в мировом историческом процессе, что сформирует у них активную гражданскую позицию.

  • Вклад в сохранение наследия:
    Программа способствует популяризации исторической памяти и культурного наследия, что важно для укрепления национальной идентичности.



КОНСТАТИРУЮЩАЯ(СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЧАСТЬ

Классы:8–9
Количество тем: 34


Разделы и темы

Количество часов

1

Введение: Великие личности Казахстана XX века, наследие для будущих поколений.

1

Раздел I: Деятели науки (8 уроков)

2

Ахмет Байтурсынов: основоположник казахской письменности и реформатор алфавита.

1

3

Мухаметжан Тынышбаев: первый казахский инженер и видный общественный деятель.

1

4

Санжар Асфендияров: Выдающийся врач и историк, основатель медицинского образования в Казахстане.

1

5

Гульсум Асфендиярова: первая казахская женщина-врач.

1

6

Кудайберген Жубанов: учёный-лингвист, его вклад в развитие казахского языка.

1

7

Каныш Сатпаев: первый казахский академик и основоположник геологической науки в Казахстане.

1

8

Алькей Маргулан: историк, археолог и этнограф, исследователь древнего Казахстана.

1

9

Ермухан Бекмаханов: историк, автор фундаментальных трудов по истории Казахстана.

1

Раздел ІІ: Представители литературы и деятели культуры (10 уроков)

10

Шакарим Кудайбердиев: великий поэт, философ и просветитель казахского народа.

1

11

Дина Нурпеисова: легендарная кюйши, мастер домбровой музыки.

1

12

Кажымукан Мунайтпасов: первый казахский борец мирового уровня, народный герой.

1

13

Амре Кашаубаев: певец, представивший казахское искусство на международной арене.

1

14

Миржакып Дулатов: писатель, публицист и активист национального движения «Алаш».

1

15

Ильяс Жансугуров: поэт, драматург и один из основателей казахской литературы.

1

16

Темирбек Жургенов: Государственный деятель, организатор национальной культуры и искусства.

1

17

Куляш Байсеитова: первая казахская народная артистка, оперная певица.

1

18

Ильяс Есенберлин: писатель, автор исторических романов.

1

19

Александр Затаевич и Евгений Брусиловский: деятели казахской музыкальной культуры.

1

Раздел IІІ: Политические лидеры и революционеры (9 уроков)

20

Алихан Букейханов: лидер автономии «Алаш».

1

21

Мустафа Шокай: политический деятель, публицист и основатель идеи независимого тюркского единства.

1

22

Алимхан Ермеков: выдающийся экономист, деятель Алаш Орды.

1

23

Турар Рыскулов: революционер, государственный деятель Советской власти в Казахстане.

1

24

Смагул Садвакасов: политик, активный участник национального возрождения.

1

25

Жалау Мынбаев: известный революционер и борец за права казахского народа.

1

26

Назир Тюрякулов: первый Советский казахский дипломат.

1

27

Динмухамед Кунаев: Политик и руководитель Советского Казахстана.


28

Жумабек Ташенов: Государственный деятель Советского Казахстана.

1

Раздел IV: Казахские герои и национальная идея (5 уроков)

29

Бауыржан Момышулы: легендарный полководец и писатель.

1

30

Талгат Бигельдинов: прославленный лётчик, дважды Герой Советского Союза.

1

31

Хиуаз Доспанова: женщина-лётчик символ женского героизма в Великой Отечественной войне.

1

32

Маншук Маметова: отважная пулеметчица, Герой Советского Союза.

1

33

Алия Молдагулова: легендарная снайперша, Герой Советского Союза.

1

34

Итоговый урок: обзор достижений и вклада выдающихся личностей Казахстана ХХ века.

1




НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ


п/п

Раздел

Подраздел Тема

Цели обучения

Количество часов

Образовательный

продукт

Вс е го

Лекции/ Теория/

Практика

Раздел 1 Раздел I: Деятели науки (8 часов)


1.1

Введение: Великие личности Казахстана XX века, наследие для будущих поколений.

8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции.

1

Рассказывает о ключевых фигурах (например, Ахмет Байтурсынов, Мустафа Шокай).

Работают в группах, готовят краткие презентации.

Слайды, картинки и постеры

1.2

Ахмет Байтурсынов: основоположник казахской письменности и реформатор алфавита.

8.2.2.2 Давать оценку деятельности А.Байтурсынова как основоположника казахской лингвистики и общественного деятеля

1

Рассказывает о жизни и деятельности Ахмета Байтурсынова, акцентируя внимание на его ключевых достижениях.

Составить таблицу достижений А.Байтурсынова

Таблицы и слайды

1.3

Мухаметжан Тынышбаев: первый казахский инженер и видный общественный деятель.

8.2.3.1 Оценивать роль национальной печати в пробуждении общественно-политического сознания

1

Слушают, записывает числовые данные.

Раздаются карты. Составят предложение, соединив слово на карте со словом Мухамеджан Тынышпаев.

Карты и слайды.

1.4

Санжар Асфендияров: Выдающийся врач и историк, основатель медицинского образования в Казахстане.

8.2.3.3 Анализировать изменения в сфере образования и науки в
І половинеXX века

1

Рассказывает о жизни и деятельности Санжара Асфендиярова.

Составить таблицу реформ в сфере образования и науки (сравнение до и после деятельности Асфендиярова).


Таблицы и слайд.

1.5

Гульсум Асфендиярова: первая казахская женщина-врач.

8.2.3.3 Анализировать изменения в сфере образования и науки в
І половинеXX века

1

Рассказывает о жизни и деятельности Гульсум Асфендияровой.

"Вклад в медицину": написать мини-отчет о ее достижениях в сфере здравоохранения.

Таблицы и слайды.

1.6

Кудайберген Жубанов: учёный-лингвист, его вклад в развитие казахского языка.

8.2.3.3 Анализировать изменения в сфере образования и науки в
І половинеXX века

1

Проводит рассказ о жизни и деятельности Кудайбергена Жубанова.

Организует блиц-викторину.

Плакат и таблицы.

1.7

Каныш Сатпаев: первый казахский академик и основоположник геологической науки в Казахстане.

8.2.3.4 Оценивать роль К. Сатпаева в развитии казахстанской промышленности и науки

1

Рассказывает о жизни и деятельности Каныша Сатпаева.

"Геологические открытия": создать карту месторождений, открытых Сатпаевым.

Плакат, карта и слайд.

1.8

Алькей Маргулан: историк, археолог и этнограф, исследователь древнего Казахстана.

8.2.3.3 Анализировать изменения в сфере образования и науки в
І половинеXX века

1

Рассказывает о жизни и деятельности А. Маргулана: вклад в изучение археологии и этнографии Казахстана.

Написать эссе "Роль Алькея Маргулана в сохранении историко-культурного наследия Казахстана" или создать креативную презентацию о его открытиях.


Картинки, слайды, плакаты.

1.9

Ермухан Бекмаханов: историк, автор фундаментальных трудов по истории Казахстана.

8.1.2.1 анализировать роль и деятельность казахской интеллигенции

1

Рассказывает о жизни и деятельности Е. Бекмаханова.

"Хронология жизни": составить временную шкалу событий из жизни Е. Бекмаханова.

Таблицы, слайды, дополнительная информация.

Раздел ІІ: Представители литературы и деятели культуры (10 часов)


2.1

Шакарим Кудайбердиев: великий поэт, философ и просветитель казахского народа.

8.2.2.3 определять изменения в искусстве и литературе

1

Анализирует творчество Шакарима.


Пишет эссе о его влиянии на литературу и искусство.

Слайды.

2.2

Дина Нурпеисова: легендарная кюйши, мастер домбровой музыки.


8.2.2.1 Анализировать творческое наследие казахской интеллигенции, оценивать его влияние на общественное сознание

1

Слушают

и анализирует выбранное произведение Дины Нурпеисовой.





Изучает биографию Дины Нурпеисовой и составляет таблицу с указанием её творческого пути и влияния на общество.

Презентация и слайды.

2.3

Кажымукан Мунайтпасов: первый казахский борец мирового уровня, народный герой.

8.2.2.4 Оценивать роль

А. Кашаубаева и К. Мунайтпасова, прославивших казахский народ на мировом уровне

1

Рассказывает о Қажымұқана Мұнайтпасова.


Составят сравнительную таблицу, указав ключевые достижения, их влияние на мировую культуру и вклад в формирование национального самосознания.

Таблицы и слайды.

2.4

Амре Кашаубаев: певец, представивший казахское искусство на международной арене.

8.2.2.4 Оценивать роль А. Кашаубаева и К. Мунайтпа
сова, прославивших казахский народ на мировом уровне

1

Озвучивает про Амре Кашаубаева.

Составляет хронологическую карту жизни и творчества Амре Кашаубаева.


Карта и постер, слайды.

2.5

Миржакып Дулатов: писатель, публицист и активист национального движения «Алаш».

8.2.2.1 Анализировать творческое наследие казахской интеллигенции, оценивать его влияние на общественное сознание

1

Рассказывает о жизни Миржакып Дулатова.

Отвечает на тестовые вопросы, демонстрируя знание жизни и творчества Миржакыпа Дулатова.

Тест и слайд.

2.6

Ильяс Жансугуров: поэт, драматург и один из основателей казахской литературы.

8.2.2.1 Анализировать творческое наследие казахской интеллигенции, оценивать его влияние на общественное сознание

1

Рассказывает о жизни и творчестве И. Жансугурова.





Демонстрирует презентацию с фотографиями, цитатами и аудиозаписями стихов.

Слайды и картинки.

2.6

Темирбек Жургенов: Государственный деятель, организатор национальной культуры и искусства.

8.2.2.3 определять изменения в искусстве и литературе

1

Рассказывает о жизни и деятельности Т. Жургенова.




Работают в группах, анализируют материалы урока, подготавливают отчеты и таблицы.

Таблицы и слайды.

2.7

Куляш Байсеитова: первая казахская народная артистка, оперная певица.

8.2.2.5 Оценивать значение искусства и литературы в поднятии духа народа во время войны

1

Рассказывает о жизни Куляша Байсеитовой.

Подготовить краткую презентацию о творчестве Куляш Байсеитовой.


Презентация, слайды, картинки.

2.8

Ильяс Есенберлин: писатель, автор исторических романов.

8.2.2.1 Анализировать творческое наследие казахской интеллигенции, оценивать его влияние на общественное сознание

1

Знакомство с биографией Ильяса Есенберлина.











Работают в группах, готовят презентации по анализу произведений.


Слайды, таблицы.

2.9

Александр Затаевич и Евгений Брусиловский: деятели казахской музыкальной культуры.

8.2.2.5 Оценивать значение искусства и литературы в поднятии духа народа во время войны

1

Краткое объяснение о роли Затаевича и Брусиловского в развитии казахской музыкальной культуры.

Составит кластер и пишут эссе.

Слайды, картинки и карточки.

Раздел IІІ: Политические лидеры и революционеры (9 часов)


3.1

Алихан Букейханов: лидер автономии «Алаш».

8.3.1.5 Оценивать деятельность А. Букейханова как политического лидера

1

Учитель рассказывает краткие факты о жизни и деятельности Алихана Букейханова как лидера движения «Алаш».

Учащиеся пишут эссе, представляя себя участниками событий того времени.

Слайды.

3.2

Мустафа Шокай: политический деятель, публицист и основатель идеи независимого тюркского единства.



8.3.1.6 оценивать значение национальных автономий, созданных в Казахстане

1

Краткий рассказ о Мустафе Шокае: его жизни, идеях, роли в движении за создание национальных автономий в Казахстане и Средней Азии.


Учащиеся создают плакат или схему, показывающую цели, достижения и проблемы, с которыми столкнулись национальные автономии.

Плакат и слайд.

3.3

Алимхан Ермеков: выдающийся экономист, деятель Алаш Орды.

8.3.1.7 анализировать последствия политики командно-административной системы в 20–30 годы ХХ века.

1

Рассказ об Алимхане Ермекове.

Учащиеся работают в парах или группах, оформляют стенгазеты/плакат.

Стенгазета и плакат.

3.4

Турар Рыскулов: революционер, государственный деятель Советской власти в Казахстане.

8.3.1.2 оценивать общественно-политические процессы
в Казахстане начала XX века

1

Учитель рассказывает основные факты из биографии Турара Рыскулова.

Учащиеся составляют исторический портрет Рыскулова или пишут письмо от имени современника.

Слайды и таблицы.

3.5

Смагул Садвакасов: политик, активный участник национального возрождения.


8.3.1.4 анализировать политику партии "Алаш" в возрождении национальной государственности

1

Учитель рассказывает о Смагуле Садвакасове: его роли в национально-освободительном движении, участии в формировании казахской интеллигенции, идеях, направленных на развитие Казахстана.

Учащиеся работают в группах, изучают материалы, готовят мини-презентации или устные сообщения .


Плакаты и слайды.

3.6

Жалау Мынбаев: известный революционер и борец за права казахского народа.





8.3.1.2 оценивать общественно-политические процессы
в Казахстане начала XX века

1

Учитель рассказывает о Жалау Мынбаеве.




Учащиеся работают в группах, готовят краткие сообщения или постеры и представляют результаты работы.

Постер и слайд.

3.7

Назир Тюрякулов: первый Советский казахский дипломат.

8.3.1.2 оценивать общественно-политические процессы
в Казахстане начала XX века

1

Учитель рассказывает о Назире Тюрякулове.




Учащиеся работают в группах, изучают исторические материалы, готовят мини-презентации.

Слайды.

3.8

Динмухамед Кунаев: Политик и руководитель Советского Казахстана.


8.4.1.1 анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономичес кой политики, сравнивая источники и аргументы

1

Учитель объясняет роль Кунаева в развитии Казахстана: экономические достижения, социальные реформы, его вклад в промышленность и сельское хозяйство.


Учащиеся выполняют задание в парах, используя информацию из урока.

Таблицы и слайды.

3.9

Жумабек Ташенов: Государственный деятель Советского Казахстана.



8.4.1.1 анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономичес кой политики, сравнивая источники и аргументы

1

Рассказывает о биографии Жумабека Ташенова.


Подготовить о влиянии Жумабека Ташенова на развитие какого-либо аспекта жизни Казахстана: промышленность, образование, культура, политика.

Плакаты и таблицы, слайды.

Раздел IV: Казахские герои и национальная идея (5 час)


4.1

Бауыржан Момышулы: легендарный полководец и писатель.

8.3.2.2 определять героические и личностные качества Б. Момышулы.

1

Учитель рассказывает о биографии Бауыржана Момышулы.

Анализ деятельности Бауыржана Момышулы.

Карты, бумаги и слайд.

4.2

Талгат Бигельдинов: прославленный лётчик, дважды Герой Советского Союза.


8.3.2.1 Оценивать вклад казахстанцев в победу во Второй мировой войне.

1

Учитель рассказывает о биографии Талгата Бигельдинова.

Анализ деятельности Талгата Бигельдинова.

Таблицы и слайды.

4.3

Хиуаз Доспанова: женщина-лётчик символ женского героизма в Великой Отечественной войне.

8.3.2.1 Оценивать вклад казахстанцев в победу во Второй мировой войне.

1

Учитель рассказывает о биографии Хиуаз Доспановой.



Практическое задание.Анализ деятельности Хиуаз Доспановой.



Таблицы и постеры.

4.4

Маншук Маметова: отважная пулеметчица, Герой Советского Союза.



8.3.2.1 Оценивать вклад казахстанцев в победу во Второй мировой войне.

1

Учитель рассказывает о биографии Маншук Маметовой.


Учащиеся работают в группах, готовят мини-презентации или сообщения по выбранной теме и представляют их.


Бумажки и таблицы, слайд.

4.5

Алия Молдагулова: легендарная снайперша, Герой Советского Союза.


8.3.2.1 Оценивать вклад казахстанцев в победу во Второй мировой войне.

1

Учитель рассказывает о биографии Алией Молдагуловой.



Учащиеся пишут эссе о подвиге Алией Молдагуловой, его значении для Победы Великой Отечественной Войне.

Картинки и слайды.

4.6

Итоговый урок: обзор достижений и вклада выдающихся личностей Казахстана ХХ века.

8.4.1.1 анализировать изменения, произошедшие в результате новой экономичес кой политики, сравнивая источники и аргументы

1

Вопрос обсуждение: «Какая личность из изученных в этом разделе произвела на вас наибольшее впечатление?».

Анализ вклада великих личностей.


Таблицы и постеры, слайд.




ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цели программы:

  1. Ознакомить учащихся с великими личностями Казахстана XX века, их вкладом в развитие науки, культуры, политики, искусства и других сфер.

  2. Развивать у учащихся критическое мышление и способность анализировать влияние этих личностей на развитие Казахстана и мира.

  3. Формировать у учеников чувство гордости за свою страну, уважение к культурному наследию и национальной идентичности.

Задачи программы:

  1. Познавательная: расширить знания учащихся о выдающихся личностях Казахстана XX века.

  2. Образовательная: развить навыки анализа исторических событий и оценку влияния личностей на социальное и культурное развитие.

  3. Воспитательная: воспитать уважение к национальной истории и культуре, способствовать патриотическому воспитанию.

Методы и формы работы:

  1. Методы:

    • Лекции — для представления фактов о личностях, их жизни и деятельности.

    • Дискуссии — для обсуждения влияния личностей на общественное сознание и их наследие.

    • Исследовательские проекты — для глубокого анализа жизни и работы конкретных исторических фигур.

    • Кейсовые исследования — изучение реальных исторических примеров, связанных с личностями.

    • Мозговые штурмы — для выработки идей по важным вопросам, связанным с историческими фигурами.

    • Творческие задания — для развития творческого подхода к изучаемой теме (например, создание презентаций, эссе, сценок).

  2. Формы работы:

    • Групповые занятия — для работы над проектами, обсуждениями и презентациями.

    • Индивидуальные задания — для более глубокого изучения жизни и творческого наследия.

    • Коллективные обсуждения — для совместного анализа значимости личностей и их вклада в развитие государства.

    • Круглый стол — для обмена мнениями по спорным вопросам в истории страны.

Ключевые темы программы:

  1. Вклад великих личностей в литературу и искусство:

    • Развитие казахской литературы и искусства в XX веке.

    • Роль писателей и поэтов в сохранении национальной идентичности.

  2. Политическая и общественная деятельность:

    • Вклад политических деятелей в развитие независимости Казахстана.

    • Роль общественных активистов в борьбе за права человека и национальное самосознание.

  3. Наука и образование:

    • Влияние ученых и преподавателей на развитие образования и науки в Казахстане.

    • Роль ученых в модернизации Казахстана.

  4. Сохранение и развитие культуры и традиций:

    • Сохранение культурных традиций через литературное, музыкальное и художественное наследие.

    • Патриотизм и национальная гордость в искусстве.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Использование мультимедийных ресурсов: презентации, видеофрагменты интервью, документальные фильмы для углубленного понимания жизни великих личностей.

  2. Интерактивные методы обучения: использование карт, схем, временных линий для визуализации исторических событий.

  3. Активизация работы учащихся: вовлечение учеников в обсуждения и проектную деятельность.

  4. Дифференциация заданий: задания для разных уровней сложности, чтобы обеспечить вовлеченность всех учащихся, вне зависимости от их подготовки.

Ресурсы для уроков:

  1. Презентации и видеоматериалы о жизни и деятельности великих личностей.

  2. Книги и статьи о личностях и исторических событиях XX века в Казахстане.

  3. Интернет-ресурсы: электронные базы данных, цифровые архивы, сайты музеев и библиотек.

  4. Документальные фильмы о развитии казахской культуры, политики и науки.

  5. Интерактивные карты и схемы для визуализации исторического контекста.

Рекомендации по оценке:

  1. Оценка проектов: оценивать не только содержание, но и креативность выполнения, использование различных источников.

  2. Дискуссии и дебаты: оценка способности аргументировать свои мнения и участие в обсуждениях.

  3. Эссе и презентации: оценка глубины анализа и способности выражать собственные мысли.

Программа предназначена для углубленного изучения исторических личностей и их вклада в развитие Казахстана в XX веке. Она способствует не только расширению знаний учащихся, но и формированию у них чувства гордости за свою страну и уважения к национальной культуре.












СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Литература для учителей

    1. Букейханов А. "Сочинения" (сборник статей и писем основателя движения "Алаш").

    2. Шокай М. "Туркестан под властью Советов". Анализ колониальной политики Советского Союза.

    3. Кунаев Д. "От Сталина до Горбачева" – мемуары первого секретаря ЦК Компартии Казахстана.

    4. Сатпаев К. "Избранные труды" – труды о геологических исследованиях в Казахстане.

    5. Байтурсынов А. "Труды по языковедению и литературе".

    6. История Казахстана в XX веке: учебник для учителей.

    7. Сборники документов по истории Казахстана (архивные материалы).

    8. Культурное наследие Казахстана: методическое пособие для учителей.

    9. Касымжанов А. "Идеи и наследие Мустафы Шокая".

    10. Историко-документальные сборники о движении "Алаш Орда".

    11. Современные исследования в журнале "Вестник Национальной академии наук Казахстана".

    12. Виртуальные экскурсии: Национальный музей Казахстана.

Литература для школьников

    1. "Алихан Букейханов: лидер нации" (адаптированная биография).

    2. "Мустафа Шокай" – рассказ о жизни и идеях политика.

    3. "БауыржанМомышулы: солдатский путь" – о героизме на войне.

    4. Повести и рассказы о Великой Отечественной войне, БауыржанМомышулы "Психология войны".

    5. "История Казахстана для школьников" – адаптированная версия учебника для средних классов.

    6. Энциклопедия "Великие люди Казахстана".

    7. Сборник задач и викторин по истории Казахстана.

    8. Онлайн-викторины и игры: Kahoot, Quizizz.

    9. Документальные фильмы об исторических личностях Казахстана.

    10. Комиксы и графические рассказы о жизни великих людей (например, адаптированные биографии).



Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
11.03.2025
227
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі