Урок: «Весна – утро года »
Цель: 1) Обучить
детей к естественным наукам, сформировать знания о законах природы:
изменения в природе в связи с наступлением весны.
2) Воспитать любовь к
природе, научить детей чувствовать красоту в пробуждающей природе и
восхищаться ею, беречь ее.
3) Расширить кругозор,
обогащать словарный запас, развивать умения и навыки выразительного
чтения стихотворения, приобщить учащихся к русской живописи.
Оборудование:
Картина А.К. Саврасова ″ Грачи прилетели″, диск с записями голосов
весенних птиц, рисунки и фотографии весенних птиц и цветов, плакаты
с народными приметами и пословицами о весне, слайды на
интерактивной доске.
По-весеннему, красиво
оформленном зале, звучит плавная музыка.
Ведущий: Наступила
весна, самое радостное и волнующее время года. «Утро года» назвал
весну Александр Сергеевич Пушкин. Весной природа пробуждается от
долгого зимнего сна. Кому недорого это прекрасное время года, когда
«синие блещут небеса, еще прозрачные леса, как будто пухом
зеленеют», когда все в природе ликует, радуется, поет.
Чтец: Полюбуйся:
весна наступает
Журавли караваном
летят.
В ярком золоте день
утопает,
И ручьи по оврагам шумят. (
И.С.Никитин.)
Чтец: Весна, весна!
И все ей радо.
Как в забытье, каком
стоишь.
И слышишь свежий запах
сада,
И теплый запах талых
крыш.
Кругом вода журчит,
сверкает,
Крик петухов звучит
порой.
А ветер мягкий и сырой
Глаза тихонько закрывает.
(И.А.Бунин.)
Ведущий: Пробуждение
весны происходит не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Самое начало
весны, ее дыхание запечатлел русский художник А.К.Саврасов в
картине «Грачи прилетели». Он изобразил на холсте задворки села или
города, кривые неказистые березки на первом плане, грачей,
вернувшихся с юга, их огромные растрепанные гнезда в верхушках
берез. Все в картине просто. Но на нее хочется смотреть и смотреть
без конца. В картине столько чувства, светлого поэтического
чувства, связанного с началом весны, с пробуждением природы! Эта
картина и грустная, и радостная одновременно.
Ведущий: Внимательно
посмотрите на картину и назовите приметы весны, изображенные
художником на полотне.
Дети:- Голубое небо
в прорывах между облаками.
- Погода пасмурная.
- Темный, мокрый, сырой
снег.
- Сухие крыши сараев.
- Грачи- вестники
весны.
Ведущий: Какие вы
знаете пословицы, поговорки о весне, связанные с грачами, с
вербой.
Дети: Грач на горе –
весна на дворе.
Грач зиму расклеивал.
Увидел грача – весну
встречай.
Коли грачи прямо на гнезда
летят - дружная весна.
Увидел на вербе пушок,
весна под шесток.
Ведущий: А сейчас мы
проведем викторину «Голоса весеннего леса. На диск записываются
голоса нескольких птиц – тех, которые возвращаются одними из
первых. Например: Чибис, журавли, зяблик, ласточка. Прослушивание
голосов птиц сопровождается показом рисунков, фотографий птиц и
слайдами о просыпающей весне.
Вопросы
ребятам:
Что эта за птица? (узнают
по голосу)
Как она поет?
На что похоже ее пение?
Какого цвета оперение
птицы?
Где эта птица живет?
Каков образ ее жизни,
повадки?
В ходе викторины
воспроизводятся стихотворения, прозаические отрывки и т. д.
Чтец: Заплакали
чибисы, тонко и ярко.
Весенняя светится синь.
Обвела дорога , где солнце
- там жарко.
Сереет и сохнет полынь.
(И.А.Бунин.)
Чтец: Окутал туман
перелески,
И грохнул на мельнице
лед.
Там слышатся радостно
всплески,
И птиц торопливый
прилет.
Чтец: Дубрава идет,
а за нею
Венцами летят журавли.
Под ноги ее, зеленея,
Поляны, долины легли…
Чтец: Мне жаль
улетающей ночи,
Но лишь приоткрою
глаза-
Померкнут меж тучами
очи,
Скатится звездою слеза…
Чтец: Туман над
рекой прояснится,
И только вдали наяву
Таят заревые ресницы
Бездонных очей синеву.
(Сергей Клычков.)
Чтец: Над первыми
цветами прогудела
Налаженным моторчиком
пчела…
Садовнику сегодня много
дела,
Ждут пахаря великие
дела.
С лица земли сметен
последний снег,
И грач в таком веселом
настроенье,
Как будто он не грач, а
человек
И сочинил сейчас
стихотворенье… (Михаил Светлов.)
Ведущие
вместе:Жаворонки, прилетите!
Студену-зиму унесите,
Теплу - весну
принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Жаворонки, прилетите!
Красну - весну
принесите!
Нам зима-то надоела,
Она весь хлеб у нас
поела:
Нет ни хлеба, ни
картошки,
Самовар стоит на
окошке.
Чай я выпил, сахар
съел,
Самовар на кол надел.
Ведущие вместе:
(2-раза) Кулик-кулик, запирай зиму,
Отпирай весну!
На сцену выходит
Весна.
Ведущие: Весна, где
бывала?
Весна: В лесу
зимовала, огород городила,
Капусту садила , цветы
заводила.
Дети идут вокруг Весны
хороводом и спрашивают: Весна, что ты нам принесла?
Весна: «Принесла я
вам весну, красам девкам сухоту, добру молодцу печаль»
(Идет хоровод и звучит
песня о весне.)
Ведущий: На этой
фольклорной ноте и заканчивается этот весенний праздник для детей.
Всем желаем теплой и доброй весны!