Материалдар / Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Материал туралы қысқаша түсінік
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, систематическая, хорошо организованная, педагоги- чески целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка. А.В. Текучев
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
07 Тамыз 2021
244
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Picture 1


г. Шымкент, №131 ОСШ

учитель русского языка и литературы

Курманбаева Улсерик Изтилеуовна

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
систематическая, хорошо организованная, педагоги-
чески целесообразно построенная работа, связанная
со всеми разделами курса русского языка.
А.В. Текучев

Проблема организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах актуальна и практически значима. Учитель должен знать методы работы со словарями разных типов, уметь обучать детей.

Любого учителя начальной школы глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными». Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.

Как правильно отмечает Н.К. Капкайкина, «методика организации словарной работы в начальной школе позволяет:

во-первых, обогатить словарный запас, т.е. ученики узнают новые слова или новые знания о словах, которые находятся в словаре детей;

во-вторых, уточнить словарный запас, т.е. провести словарную и стилистическую работу с целью развития умения выбирать правильные слова в речи;

в-третьих, активизировать словарь, т.е. развить у детей способности свободно использовать словарь в рассказах и пересказах, в разговорах, при написании сочинений либо изложений».

На сегодняшний день есть много видов словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.

Т. Захарова выделяет следующие виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе:

1. Отгадывание ребуса. При отгадывании ребуса дети сами или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем синтез, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

2. Толкование лексемы помогает лучше понять лексическое значение слова.

3. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении.

4. Однокоренные слова позволяют провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

5. Синонимы и фразеологизмы. Работа с ними предполагает образование у учащихся некоторых лексических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

6.Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты позволяют наблюдать за функционированием слов в речи» [1].

О. Фазлиевой предложены следующие виды словарной работы на уроках русского языка в начальной школе:

«1. Представление слова (Загадки, пословицы, поговорки, демонстрацию картинки с изображением предмета, разгадывание ребуса, шифровки, шарады).

2. Лексическое значение слова.

3. Это интересно знать…

4. Выполни задание.

В младшем школьном возрасте первостепенное значение имеет возрастная чувствительность-это особая отзывчивость на окружение. Детям младшего школьноговозраста присуща предрасположенность к языку : легко усваиваются новые слова, обороты ,пополняется лексический багаж.

Значительная часть учащихся уже на втором году обучения не хочет учиться утрачивает интерес к учебному процессу. Поэтому задача учителя начальных классов правильно организовать учебный процесс для достижения прочных знаний учащихся, развития каждого ребёнка и, конечно, воспитания интереса и любви к родному языку. Необходимо развивать интеллект учащихся младших классов, потому что именно дошкольный и младше школьный возраст- оптимальный период становления и развития интеллекта.

Упражнения с детскими игрушками.

1 упражнение: Учитель прикрепляет к доске 4 игрушки (например, заяц, лошадь, корова, рыба)и говорит детям: «Назовите хором выставленные игрушки в той последовательности, в которой они сейчас находятся, и постарайтесь их запомнить.» После этого дети закрывают глаза. А в это время учитель переставляет 2 игрушки.Затем учитель просит открыть глаза и выполнить такое задание: «Какие игрушки поменяли свои места?» Постепенно количество игрушек увеличивается.

2 упражнения с графическими (нецветными) изображениями геометрических фигур-проводятся по той же схеме.

3 упражнения с графическим (цветным) изображением геометрических фигур. Методика работы остаётся прежней.

Минутка чистописания тесно связана с последующими этапами урока, в первую очередь со словарно-орфографической работой. В ней используются буквы из слова, с которым учащиеся знакомятся на уроке.

Самый простой учебный словарь становится намного приятнее для детей, выводя на экран слово с отсутствующей буквой. Слово произносится орфографически фронтально или индивидуально, затем буква встает на свое место на экране, затем ученики пишут слово в тетрадь. Чем больше материал усвоен, тем сложнее становится диктант. Запоминаемая буква появляется на своем месте только после проверки орфографии группы слов

«Зрительный диктант»

Слова с пропущенными буквами появляются сразу все на экране на несколько секунд (в зависимости от возраста и особенностей восприятия). Дети зачитывают их молча, затем слова исчезают, что служит сигналом к началу написания материала в тетради. Когда учитель видит, что ученики закончили писать, он снова показывает те же слова из словаря и проводит проверку правописания в классе, где на экране появляются запоминаемые буквы. Использование этого вида работы в классе не только повышает читательские способности учеников, но и увеличивает скорость чтения, улучшает память и развивает способность детей распознавать целое слово.

Вариант тренировочного словарного диктанта - картинный словарный диктант. Это классическая форма работы, получившая вторую молодость с приходом в класс проектора. Здесь тоже есть разнообразие. Самый простой вариант: слайд - картинка - слово. Вариант сложнее: одна картинка, на которой можно найти множество предметов, обозначаемых на письме словарными словами. Так, на картинке слева дети с увлечением находят слова: морковь, овощи, капуста, помидор, огурец, зерно, дерево, улица, яблоко, облако, город, деревня, петух, корова, молоко, ветер, поляна. Такой вид работы развивает внимание, концентрацию, а также умение слушать и чувствовать товарища (чтобы избежать повторения). Наблюдение за деятельностью детей на таких уроках позволяет сделать вывод, что запоминание новых словарных слов является более качественным и ученики активно включают их в свой словарный запас

В заключении хотелось бы отметить о том, что эффективность словарной работы зависит от ее планомерности и систематичности. Эти принципы должны соблюдаться в течение нескольких лет. Случайный характер построения работы приведет к тому, что качество полученных знаний не будет высоким.







 Список использованной литературы 

1.Захарова Т. Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

2.Капкайкина Н.К. Cловарно - орфографическая работа на уроках русского языка в начальных классах

3.Фазлиева О. Виды словарной работы на уроках русского языка

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!