Дата: 18.04.2017г. Урок 115.
Тема: Внеклассное чтение Отфрид Пройслер Маленькая Баба-яга.
Цель: Познакомить учащихся с авторской сказкой; развивать умение выразительно читать; формировать умение передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по тексту; воспитывать интерес к предмету.
Ожидаемые результаты:
предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; сравнивать героев сказок; читать выразительно; воспринимать на слух прочитанное;
личностные: проявлять нравственные качества (доброта, чуткость, внимание, любовь к ближнему);
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать оценку действиям героев произведения.
Материальное обеспечение урока: портрет писателя, презентация с выставкой книг писателя, толковый словарь, оценочные листы.
Межпредметные связи: познание мира, русский язык, математика.
Ход урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
- Научитесь читать пословицу скороговоркой.
Сказка с начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
- Прочитайте пословицу выразительно.
II. Проверка д/з.
Ученики читают свою концовку сказки Волшебный барабан
III. Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы познакомиться с произведением, вам необходимо его разгадать. Попробуйте прочитать.
АГЯ-АБАБ (Правильно, читать надо справа налево.)
IV. Актуализация опорных знаний.
- Давайте поиграем в игру Слово-магнит. Какие слова может притягивать к себе слово Баба-яга (ассоциации).
(Ведьма, лохмотья, ступа, метла, нога, сказка, зло, горб, дремучий лес, злодейка, бабка-ежка, Иванушка-дурачок, Кощей-Бессмертный).
- А теперь найдите пояснение слова Баба-яга в толковом словаре Ожегова. Совпадут ли они с вашими ассоциациями? (Баба-яга - В русских сказках: злая старуха колдунья,)
Какую поговорку вы знаете о Бабе-яге? Баба-яга - костяная нога.
- Что вы можете сказать о словосочетании Маленькая Баба-яга?
- Как вы понимаете название произведения?
- Какую цель поставите перед собой на уроке? (Прочитать сказку, дать характеристику героям сказки, сравнить их).
IV. Работа над новым материалом.
Слово учителя о писателе.
Отфрид Пройслер ( 20 октября 1923 - 18 февраля 2013) - немецкий детский писатель. Наиболее известные произведения: Маленькая Баба-яга, Маленькое Привидение, Маленький Водяной и Крабат, или Легенды старой мельницы.
В 1949 г. начинает писать сказки Маленький водяной, Маленькая Баба-яга, Маленькое привидение, весьма нетрадиционные для немецкой детской литературы - в его произведениях по определению злые герои выступают в ролях положительных. Однако вершиной писательского мастерства для Пройслера стала сказка Крабат, или Легенды старой мельницы. Всего Пройслером написано 32 книги, которые переведены около 275 раз на 55 языков мира и получили различные премии.
Чтение рассказа учащимися.
V. Работа по вопросам.
- Найдите и прочитайте в тексте, где говорится об избушке маленькой Бабы-яги.
- Как вы понимаете выражение крохотная избушка и огромная печь? Что интересного вы узнали о вороне?
- В чем упражнялась Баба-яга?
- Задайте еще по три вопроса к содержанию сказки.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока. Работа по карточкам.
Маленькая Баба-яга
Внешность
Аккуратно одетая
Возраст
127
Чем занимается
Учится колдовать
Характер
Добрая, старательная, трудолюбивая
Где живет?
В лесу, в избушке
С кем живет?
Ворон
VI. Подведение итогов урока.
- С какой сказкой вы познакомились?
- К какому виду сказок она относится?
- Докажите, что она волшебная?
- Чему учит эта сказка?
VII. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На уроке я похвалил бы себя за ...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VIII. Информация о домашнем задании.
Проиллюстрировать сказку.
Прочитать дальнейшие приключения маленькой героини.
Отфрид Пройслер Маленькая Баба-яга
Неприятности
Жила-была когда-то Маленькая Баба-Яга - то есть ведьма, - и было ей всего сто двадцать семь лет. Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что эта Баба-Яга была еще девочкой. Жила она в крохотной избушке, одиноко стоявшей в лесу.
Крыша избушки покривилась от ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но Маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим домом Бабы-Яги.
В избушке вместе с Бабой-Ягой жил еще ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только Доброе утро! и Добрый вечер!, как это умеют все говорящие вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и знал толк буквально во всем на свете.
Примерно шесть часов в день Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные. Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не пропуская в ней ни одной задачки.
Маленькая Баба-Яга дошла только до двести тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя. Она сидела во дворе возле печи, держала на коленях колдовскую книгу и колдовала. Ворон Абрахас сидел рядом. Он был мрачен.
- Должен быть дождь! - каркал он сердито. - А что делаешь ты? В первый раз у тебя посыпались с неба белые мыши! Во второй раз - лягушки! В третий - еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвертый раз! Получится ли у тебя, наконец, настоящий дождь?!
Маленькая Баба-Яга попробовала сделать дождь в четвертый раз. Она повелела собраться в небе небольшой туче, подманила ее рукой и, когда та остановилась над самой избушкой, крикнула:
- А ну пролейся дождем! Туча прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.
- Кислое молоко! - в ужасе каркнул Абрахас. - Ты сошла с ума! Что ты нам еще наколдуешь? Может быть, манную кашу? Или сапожные гвозди? Хоть бы это были сдобные крошки или изюм - еще куда ни шло
- Должно быть, я оговорилась! - сказала Маленькая Баба-Яга. - Я и раньше иногда ошибалась. Но четвертый раз подряд - этого со мной еще не бывало!
- Оговорилась! - проворчал ворон. - Я тебе скажу, в чем тут дело! Рассеянна ты, вот что! Если думать о всякой всячине, то непременно оговоришься. Сосредоточиться надо тебе, вот что!
- Ты находишь? - задумчиво сказала Маленькая Баба-Яга. Она вдруг захлопнула колдовскую книгу. - Ты прав! - крикнула она гневно. - Я не могу сосредоточиться! И знаешь почему? - Она сверкнула глазами. - Потому что я вне себя от злости!
- От злости? - переспросил Абрахас. - На кого же ты злишься?
- Я злюсь, что сегодня Вальпургиева ночь! Самый большой праздник! Сегодня все ведьмы соберутся на горе Блоксберг и будут там танцевать до утра!
- Ну и что? - спросил ворон.
- А то, что я еще слишком мала для танцев! Так говорят взрослые ведьмы! Они не хотят, чтобы я танцевала вместе с ними на Блоксберге! Старый ворон попытался ее утешить:
- Видишь ли, в твои сто двадцать семь лет ты еще не можешь этого требовать. Вот когда ты станешь постарше, тогда другое дело
- Ах, оставь! - крикнула Маленькая Баба-Яга. - Я хочу уже сейчас танцевать вместе со всеми! Понимаешь?
- Чего нельзя, того нельзя! - наставительно прокаркал ворон. - Разве что-нибудь изменится оттого, что ты злишься? Будь же разумной! Я чувствую, ты что-то задумала.
- Я знаю, что я задумала! - сказала Маленькая Баба-Яга. - Сегодня же ночью я полечу на Блоксберг!
- На гору Блоксберг? - переспросил ворон. - Но взрослые ведьмы тебе это запретили!
- Ха! - презрительно крикнула Маленькая Баба-Яга. - Запрещено многое! Но если я им не попадусь
- Ты попадешься! - пророчески каркнул ворон.
- Чепуха! - возразила Маленькая Баба-Яга. - Я появлюсь, когда они уже будут танцевать вовсю! А перед самым концом смоюсь! В суматохе, которая будет царить сегодня ночью на Блоксберге, никто меня не заметит