Дата: 18.04.2017г.
Урок
115.
Тема: Внеклассное чтение Отфрид Пройслер «Маленькая
Баба-яга».
Цель: Познакомить учащихся с авторской сказкой;
развивать умение выразительно читать; формировать умение
передавать содержание произведения; учить отвечать на вопросы по
тексту; воспитывать интерес к предмету.
Ожидаемые
результаты:
предметные: учащиеся
должны уметь прогнозировать содержание текста; сравнивать и
характеризовать героев произведения на основе их поступков;
сравнивать героев сказок; читать выразительно; воспринимать на слух
прочитанное;
личностные: проявлять
нравственные качества (доброта, чуткость, внимание, любовь к
ближнему);
системно-деятельностные:
применять
приемы анализа текста, находить средства выразительности; давать
оценку действиям героев произведения.
Материальное обеспечение
урока: портрет
писателя, презентация с выставкой книг писателя, толковый словарь,
оценочные листы.
Межпредметные связи:
познание
мира, русский язык, математика.
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Речевая
разминка.
-
Научитесь читать пословицу скороговоркой.
Сказка с
начала начинается, до конца читается, в середке не
перебивается.
-
Прочитайте пословицу выразительно.
II.
Проверка д/з.
Ученики читают
свою концовку сказки «Волшебный
барабан»
III.
Сообщение темы и цели урока.
- Чтобы
познакомиться с произведением, вам необходимо его разгадать.
Попробуйте прочитать.
АГЯ-АБАБ
(Правильно, читать надо справа налево.)
IV.
Актуализация опорных знаний.
- Давайте
поиграем в игру «Слово-магнит». Какие слова
может притягивать к
себе слово «Баба-яга» (ассоциации).
(Ведьма,
лохмотья, ступа, метла, нога, сказка, зло, горб, дремучий лес,
злодейка, бабка-ежка, Иванушка-дурачок,
Кощей-Бессмертный).
- А теперь
найдите пояснение слова «Баба-яга» в толковом словаре Ожегова.
Совпадут ли они с вашими ассоциациями? (Баба-яга - В русских
сказках: злая старуха колдунья,)
Какую
поговорку вы знаете о Бабе-яге? Баба-яга - костяная
нога.
- Что вы
можете сказать о словосочетании «Маленькая
Баба-яга»?
- Как вы
понимаете название произведения?
- Какую
цель поставите перед собой на уроке? (Прочитать
сказку, дать
характеристику героям сказки, сравнить
их).
IV.
Работа над новым материалом.
Слово
учителя о писателе.
Отфрид
Пройслер ( 20
октября 1923 - 18 февраля 2013) - немецкий
детский
писатель. Наиболее известные произведения: «Маленькая Баба-яга»,
«Маленькое Привидение», «Маленький Водяной» и «Крабат, или Легенды
старой мельницы».
В 1949 г.
начинает писать сказки «Маленький водяной», «Маленькая Баба-яга»,
«Маленькое привидение», весьма нетрадиционные для немецкой детской
литературы - в его произведениях по определению злые герои
выступают в ролях положительных. Однако вершиной писательского
мастерства для Пройслера стала сказка «Крабат, или Легенды старой
мельницы». Всего Пройслером написано 32 книги, которые переведены
около 275 раз на 55 языков мира и получили различные
премии.
Чтение
рассказа учащимися.
V.
Работа по вопросам.
- Найдите
и прочитайте в тексте, где говорится об избушке маленькой
Бабы-яги.
- Как вы
понимаете выражение «крохотная избушка и огромная печь»? Что
интересного вы узнали о вороне?
- В чем
упражнялась Баба-яга?
- Задайте
еще по три вопроса к содержанию сказки.
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока. Работа по
карточкам.
-
-
|
Маленькая
Баба-яга
|
Внешность
|
Аккуратно
одетая
|
Возраст
|
127
|
Чем
занимается
|
Учится
колдовать
|
Характер
|
Добрая,
старательная, трудолюбивая
|
Где
живет?
|
В лесу, в
избушке
|
С кем
живет?
|
Ворон
|
VI.
Подведение итогов урока.
- С какой
сказкой вы познакомились?
- К какому
виду сказок она относится?
-
Докажите, что она волшебная?
- Чему
учит эта сказка?
VII.
Рефлексия.
Выберите и
продолжите любое предложение.
На
сегодняшнем уроке я узнал...
На уроке я
похвалил бы себя за ...
После
урока мне захотелось...
Сегодня я
сумел...
VIII.
Информация о домашнем задании.
Проиллюстрировать
сказку.
Прочитать
дальнейшие приключения маленькой героини.
Отфрид
Пройслер «Маленькая Баба-яга»
Неприятности
Жила-была когда-то Маленькая
Баба-Яга - то есть ведьма, - и было ей всего сто двадцать семь лет.
Для настоящей Бабы-Яги это, конечно, не возраст! Можно сказать, что
эта Баба-Яга была еще девочкой. Жила она в крохотной избушке,
одиноко стоявшей в лесу.
Крыша избушки покривилась от
ветра, труба скрючилась, ставни дребезжали на разные голоса. Но
Маленькая Баба-Яга не желала себе лучшего дома, ей и этого вполне
хватало. Снаружи к избе была пристроена огромная печь. Без такой
печи никак нельзя обойтись, иначе избушка не была бы настоящим
домом Бабы-Яги.
В избушке вместе с
Бабой-Ягой жил еще ворон. Звали его Абрахас. Он говорил не только
«Доброе утро!» и «Добрый вечер!», как это умеют все говорящие
вороны. Ворон Абрахас умел говорить все! Он был мудрым вороном и
знал толк буквально во всем на свете.
Примерно шесть часов в день
Маленькая Баба-Яга училась колдовать. Ведь колдовство не такая уж
простая штука: лениться в этом деле никак нельзя! Сначала надо
вызубрить все простые колдовские штучки, а потом уже более сложные.
Надо вызубрить от начала до конца всю колдовскую книгу, не
пропуская в ней ни одной задачки.
Маленькая Баба-Яга дошла только до двести
тридцатой страницы. В то утро она упражнялась в вызывании дождя.
Она сидела во дворе возле печи, держала на коленях колдовскую книгу
и колдовала. Ворон Абрахас сидел рядом. Он был мрачен.
- Должен быть дождь! -
каркал он сердито. - А что делаешь ты? В первый раз у тебя
посыпались с неба белые мыши! Во второй раз - лягушки! В третий -
еловые шишки! Интересно, что посыплется в четвертый раз! Получится
ли у тебя, наконец, настоящий дождь?!
Маленькая Баба-Яга
попробовала сделать дождь в четвертый раз. Она повелела собраться в
небе небольшой туче, подманила ее рукой и, когда та остановилась
над самой избушкой, крикнула:
- А ну пролейся дождем! Туча
прорвалась, и с неба полилось кислое молоко.
- Кислое молоко! - в ужасе
каркнул Абрахас. - Ты сошла с ума! Что ты нам еще наколдуешь? Может
быть, манную кашу? Или сапожные гвозди? Хоть бы это были сдобные
крошки или изюм - еще куда ни шло…
- Должно быть, я
оговорилась! - сказала Маленькая Баба-Яга. - Я и раньше иногда
ошибалась. Но четвертый раз подряд - этого со мной еще не
бывало!
- «Оговорилась»! - проворчал
ворон. - Я тебе скажу, в чем тут дело! Рассеянна ты, вот что! Если
думать о всякой всячине, то непременно оговоришься. Сосредоточиться
надо тебе, вот что!
- Ты находишь? - задумчиво
сказала Маленькая Баба-Яга. Она вдруг захлопнула колдовскую книгу.
- Ты прав! - крикнула она гневно. - Я не могу сосредоточиться! И
знаешь почему? - Она сверкнула глазами. - Потому что я вне себя от
злости!
- От злости? - переспросил
Абрахас. - На кого же ты злишься?
- Я злюсь, что сегодня
Вальпургиева ночь! Самый большой праздник! Сегодня все ведьмы
соберутся на горе Блоксберг и будут там танцевать до
утра!
- Ну и что? - спросил
ворон.
- А то, что я еще слишком
мала для танцев! Так говорят взрослые ведьмы! Они не хотят, чтобы я
танцевала вместе с ними на Блоксберге! Старый ворон попытался ее
утешить:
- Видишь ли, в твои сто
двадцать семь лет ты еще не можешь этого требовать. Вот когда ты
станешь постарше, тогда другое дело…
- Ах, оставь! - крикнула
Маленькая Баба-Яга. - Я хочу уже сейчас танцевать вместе со всеми!
Понимаешь?
- Чего нельзя, того нельзя!
- наставительно прокаркал ворон. - Разве что-нибудь изменится
оттого, что ты злишься? Будь же разумной! Я чувствую, ты что-то
задумала.
- Я знаю, что я задумала! -
сказала Маленькая Баба-Яга. - Сегодня же ночью я полечу на
Блоксберг!
- На гору Блоксберг? -
переспросил ворон. - Но взрослые ведьмы тебе это
запретили!
- Ха! - презрительно
крикнула Маленькая Баба-Яга. - Запрещено многое! Но если я им не
попадусь…
- Ты попадешься! -
пророчески каркнул ворон.
- Чепуха! - возразила
Маленькая Баба-Яга. - Я появлюсь, когда они уже будут танцевать
вовсю! А перед самым концом смоюсь! В суматохе, которая будет
царить сегодня ночью на Блоксберге, никто меня не
заметит…