Материалдар / Внеклассное мероприятие "Государственные символы Республики Казахстан"

Внеклассное мероприятие "Государственные символы Республики Казахстан"

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал разработан в форме брейн-ринга для старшеклассников. Мероприятие посвящено 30-летию Независимости Республики Казахстан.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
20 Қараша 2021
585
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Брейн-ринг для старшеклассников

«Государственные символы Независимого Казахстана»


"С помощью символов люди способны

сообщить друг другу нечто такое,

что превосходит пределы

и возможности языка ".

Мэнли П. Холл

(Американский писатель, философ)



Цель брейн-ринга: проверка знаний и эрудиции участников игры, их сообразительности и находчивости, воспитание патриотизма, познание прав и обязанностей гражданина Казахстана, умение играть в команде,

Оборудование: экран, проектор, компьютер, сигнальные карточки, книжная выставка.

Порядок игры:

Из числа учащихся 10-11 классов формируется сборная команда игроков.

Одним из важных направлений работы библиотек является патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию гражданской позиции, уважения к истории государства.

В рамках реализации этого направления ко Дню Независимости Республики Казахстан мы предлагаем сценарий проведения интеллектуальной игры брейн-ринга «Государственные символы Независимого Казахстана».

Основная цель этого мероприятия – расширение знаний об истории становления независимости государства, популяризация государственных символов Республики Казахстан. Мероприятие было направлено также и на формирование у подростков интереса к чтению и навыков быстрого поиска информации по печатным изданиям.

Интеллектуальная игра «Государственные символы Независимого Казахстана» явилась результатом самостоятельной работы школьников над предлагаемой темой.

Задания брейн-ринга учащиеся получают за месяц до мероприятия. Сотрудники библиотеки проводят ряд вводных бесед со школьниками, в которых раскрывают содержание игры, способы работы с литературой в ходе подготовки к мероприятию. Для подготовки учащихся была организована книжная выставка «Три символа на фоне истории Казахстана». На ней были представлены книжные издания и брошюры, публикации из периодических изданий и методические рекомендации по разъяснению государственной символики, образцы символов Казахстана, материалы из их истории и современности. Вся литература была систематизирована по разделам: «Под единым шаныраком» (о гербе), «Тебя воспеть хочу, мой Казахстан…» (о гимне), «Под стягом Независимости…» (о флаге).

Выставку сопровождает мультимедийная презентация, которая позволяет наиболее полно раскрыть содержание всех источников (книжные издания, брошюры, периодические издания, методические рекомендации, электронные носители), которые представлены на выставке.

Для того, чтобы помочь ребятам ориентироваться в большом потоке информации по заявленной теме игры, были подготовлены списки рекомендуемой литературы.

Интеллектуальный брейн-ринг «Государственные символы Независимого Казахстана» включал 3 тура. Предлагаемые задания давали возможность ребятам продемонстрировать свои знания и эрудицию в области истории Казахстана (приложение 1). В игре принимали участие школьники 10-11 классов, составившие сборную команду игроков.

Работу команды оценивало жюри, в состав которого вошли учителя средних школ Астаны и сотрудники библиотеки.

Первый тур являлся отборочным. Ребятам предлагалось ответить на вопросы после предварительного обсуждения. Тематика вопросов касалась истории казахстанского флага. За свои ответы ребята получали жетоны. Уже в первые минуты встречи выявили активность ребят, оригинальность и нестандартность мышления.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня в этом зале собралась команда учащихся 10 и 11 классов, которые хотят померяться друг с другом силой ума, силой юмора и силой остроумия.

Вот час брейн-ринга наступает,

И каждый здесь себе желает,

Все знанья в русло верное ввести,

Решением, направленным друзей не подвести.

Быть в мыслях быстрым смелым, удачливым, умелым.

Так пусть же блещут: ум,

Умения, смекалка.

Брейн-ринг мы открываем –

В ученье он закалка!


Став независимым государством, Казахстан в довольно короткий срок создал все необходимые атрибуты государственности. Были утверждены и символы государства - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн и государственные награды.

Конституционный закон, подтверждая право казахской нации на самоопределение, единственным источником государственной власти в республике признал "единый народ Казахстана". Его вместе с казахской нацией составляют граждане республики всех национальностей, объединенные с ней общностью исторической судьбы, одними надеждами и пережи­ваниями.

После принятия данного Конституционного закона Казахстан был признан многими государствами мира как полноценный член мирового сообщества, были созданы все необходимые международно-правовые механизмы сотрудничества. Республика приобрела право голоса при участии в решении вопросов регио­нального и глобального характера. 2 марта 1992 г. Казахстан был принят в Организацию Объединенных Наций (ООН) в качестве полноправного члена. Небесно-голубое знамя страны гордо развевается на флагштоке Организации Объединенных Наций.

Официальными отличительными знаками Казахстана, символами его суверенитета, являются Государственный флаг, Государственный герб и Госу­дарственный гимн.

Каждый из государственных атрибутов является оригинальным творением. Они представляют собой разные пласты культуры, но едины в своем много­образии. Их объединяют общие принципы, согласно которым они созданы, и общая идея, которой они служат.

По геральдическим канонам можно отметить три принципа. Первый принцип - принцип исторический, или принцип сохранения связи времен. Второй - принцип современности, или принцип соответствия образов сегодняшнему менталитету, самобытному состоянию казахстанского общества. Третий - принцип перспективности, или выражения средствами искусства духа цивилизации, стремления к будущему. А общая идея, которой они вместе служат, - это идея госу­дарственного суверенитета.

Создание первых государственных символов незави­симого Казахстана приобрело общенародный характер.

В нашей стране замечательной традицией стала практика начинать учебный год с уроков, посвященных воспитанию уважительного отношения, гордости и патриотизма к государственным символам.

Днем официального утверждения государственных символов является 4 июня 1992 года. В этот день Президент Н. Назарбаев подписал законы "О Госу­дарственном флаге Республики Казахстан", "О Госу­дарственном гербе Республики Казахстан", "О музы­кальной редакции Государственного гимна Республики Казахстан".

По результатам проведения первого тура была сформирована команда игроков из 10 человек.

Задания второго и третьего тура носили творческий характер. На втором этапе участникам было предложено рассказать об истории появления казахстанского герба, изменениях, которые происходили в его изображении на протяжении веков. Каждый ответ сопровождался тематическими слайдами и презентациями, которые подготовили сами участники.

По итогам второго тура была сформирована мини-команда из 5 человек. В заключительном туре участники делились своими знаниями в области истории казахстанского гимна.

Задания были сформулированы таким образом, что ребятам приходилось не только пересказывать прочитанный материал, но и рассуждать, отстаивать, доказывать свою точку зрения. Игроки продемонстрировали не только эрудированность, но и умение играть в команде.

Ребята, выбывшие из команды по ходу игры, не остались без внимания. На протяжении всего состязания они имели возможность дополнять и уточнять ответы основных игроков, за что также получали жетоны. Самые активные из них приняли участие в блиц-турнире, завершающем брейн-ринг (приложение 2). Вопросы блиц-турнира не предполагали предварительного обсуждения, поэтому победителем был признан самый сообразительный и внимательный игрок из числа зрителей.

В ходе подобных мероприятий учащиеся не только познают общество, в котором живут, но и осознают права и обязанности гражданина Казахстана, видят в их соблюдении важнейшее условие своего гражданского становления.


Приложение 1

Задания для участников брейн-ринга

I тур

Слово ведущего о флаге: краткий рассказ об истории флага как символа, содержательное наполнение цветовой гаммы. Рассказ сопровождается компьютерными слайдам или презентацией.

Г осударственный флаг нашей Родины, как опреде­лено в принятом Законе "О Государственном флаге Республики Казахстан", представляет собой прямо­угольное полотнище сине-голубого цвета с изображе­ниями в его центре солнца с лучами, под которым изображен парящий орел. У древка вертикальная полоса с нацио­нальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента, выдержано в цвете золота.

Более древнее происхождение имеет слово "ту", упоминается в памятниках литературы и культуры, в народных эпосах, начиная с VI в.н.э. В древнетюркском словаре слово "байрак" означает "боевой стяг".

Главный определяющий элемент флага, принятый наукой вексилологии, - это его цвет. Цвет - основа атрибута. Не случайно многие флаги государств мира не имеют дополнительных изображений в виде эмблем или знаков. Но каждый цвет, использованный в симво­лах, имеет свое значение, и в нем кодируются важные понятия, определяющие их принадлежность к тому или иному народу, государству.

Цвет посылает сигналы, простые и сложные, а мы непроизвольно внутренне реагируем на них. Цвет может быть притягивающим и отвратительным, успокаивающим и будоражащим, соблазнительным или возбуждающим. Цвет - это дар самой природы.

Бесспорно, своеобразный "небесно-голубой мир" кочевника оставил глубокий след в его мировосприятии, национальном характере. Неслучайно слово "кек" (голубой) на казахском языке является корнем многих других слов, связанных с такими понятиями, как жизнь, обновление, счастье, смерть, время и, в конечном счете, вселенная. Слово "кок" является одним из главных лингвистических понятий не только в казахском языке, но и во всей тюркской группе языков. Оно имеет очень древнее происхождение, и сохранилось его первобыт­ное тотемное значение. Это связано с культом неба, небосвода. Согласно культу всего небесного, его цвет - голубой как место обитания Тенгри! Поэтому голубой цвет необычайно популярен в нашей стране. Он очень комфортен, он успокаивает и утешает. Голубой цвет вызывает ощущение благополучия. Он ассоциируется с постоянством и задумчивостью, с верностью, надежностью и честью.

Поэтому выбор цвета в качестве главного символи­ческого знака нашего Государственного флага не слу­чаен. Небесно-голубой - один из тех семи цветов, которые составляют неповторимую палитру радуги. Безусловно, понятно всем другим национальным представителям, проживающим в нашей республике. Одноцветное полотно Государственного флага Родины - это не случайность. В этом проявляется идея госу­дарственной целостности страны.

Важные составляющие элементы Государственного флага - изображение солнца, степного орла и нацио­нальный орнамент. В центре полотна изображено светило Вселенной - Солнце. Оно является общей святыней для всех народов и жизни на Земле. Солнце является важным ориентиром миро­понимания в степной цивилизации. Космос кочевников охватывает всю вселенную между небом и землей.

Геральдисты считают, что образ солнца олицетворяет богатство и изобилие. Солнце – источник жизни, посему может быть мерой времени, отпущенного всем живым.

Образ орла в Государственном флаге. Он является одним из первых геральдических атрибутов, издревле применяемых в гербах и флагах многих народов. Этот образ обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. На флаге нашей Родины образ орла нашел принци­пиально новое художественное решение, он имеет мирный характер, свободно порхающий в небе. Он как бы оберегает вечное светило.

Особое место занимает образ орла в мировоззрении казахов. Для номада и его потомков нет в мире птицы, равной орлу.

У древка расположена вертикальная полоса с национальным орнаментом.

Орнамент в декоративно-прикладном искусстве казахов является одним из древних видов искусства. Его разнообразные мотивы уходят своими корнями к древним временам саков. Казахский орнамент - одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом соответствии с эстетическими вкусами народа. Казахский орнамент - одна из форм специфического художественного восприятия мира в строгом со­ответствии с эстетическими вкусами народа. В эстетическом плане традиционные орнаменты отличаются уникальной самобытной гармоничностью.

Символы, знаки, обозначения, сформировавшиеся в результате многовекового развития казахского орнамента и являющиеся проявлением эстетического восприятия окружающего мира, обогащают наши представления об истории и культуре народа.

В. Белинский справедливо отметил: "Жизнь всякого народа проявляется в своих, ей одной свойственных формах".


Задание 1: Рассказать о различных древних обычаях использо­вания флагов у тюркских народов.

Задание 2: Главные казахские знамена в XVI-XVIII веках были белого цвета. Белый цвет считался у казахов атрибутом святости. Каждый из казахских родов имел своё белое знамя с изображением тамги. Рассказать о знаменах Великой степи.

Задание 3: Дополнить подробностями рассказ ведущего о первом упоминании казахстанского флага.

Задание 4: Дополнить рассказ ведущего о выбранном голубом фоне казахстанского флага.

Задание 5: Дополнить рассказ ведущего о значении изображения солнца, на казахстанском флаге.

Задание 6: Дополнить рассказ ведущего об изображении орла на флаге.

Задание 7: Рассказать, о требованиях по применению государственных символов Республики Казахстан.


II тур

Слово ведущего о гербе: краткое описание символического значения элементов государственного герба Республики Казахстан сопровождается электронной презентацией.


Одним из атрибутов суверенности государства является герб. Его основой выступает шанырак - главная деталь юрты (верхняя сводчатая часть юрты) основа купола, от которой в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Для казахов шанырак - знак родового гнезда, родного дома.

Изображение шанырака на Госу­дарственном гербе означает, что Казахстан - общий дом для всех народов, его населяющих. Шанырак особо почитаем в народе, он как бы символ верхней части мировоззренческого космоса у древних предков, имел тотемное значение.

По краям герба расположены головы крылатых коней - единорогов. Рогатый конь во многих культурах считается священным животным.

На гербе изображен не просто конь, а конь с кры­льями. Это связано с тем, что он, как существенная деталь государственной атрибутики, выполняет роль носителя определенной идеи. Крылья символизируют мечту народа о построении сильного и процветающего государства.

Таким образом, кажущийся, на первый взгляд, странным необычный крылатый конь с рогами является типологическим образом, который имеет глубокие исторические корни.

В Государственном гербе Республики изображены два мифологических коня, и они, по замыслу автора, оберегают шанырак с двух сторон. Беречь Родину, как зеницу ока, и преданно служить ей - один из важных лейтмотивов, заложенных в образах мифических коней.

Изображение звезды в Государственном гербе страны выражает нашу заветную мечту: как самобыт­ное суверенное государство присоединится к каравану современных цивилизованных обществ.

Название государства само по себе тоже является его лингвистическим, этнокультурным, символи­ческим знаком. Оно также имеет политическое значе­ние, и в новейшей истории, как правило, определяется Конституцией страны.


Задание 1: Рассказать о древних племенных гербах-символах (тамга) тюркских племен и народов.

Задание 2: Рассказать, в какие исторические эпохи происходили изменения в изображении казахстанского герба? Описать эти изменения (принимается множество ответов).

Задание 3: Рассказать о древних гербах городов Верный (Алматы), Уральска, Семипалатинска и Торгай, когда они были приняты и кем утверждены.

Задание 4: Рассказать о современном гербе Казахстана (авторы, время создания и становления, символическое значение).

Задание 5: Рассказать более подробно о шаныраке.

Задание 6: Рассказать об изображении крылатых коней, об их значении.

Примечание: ответ на каждое задание сопровождается электронной презентацией.


III тур

Слово ведущего о гимне: краткий рассказ о сути и значении гимна сопровождается музыкальным фрагментом гимна.

Герб и флаг не исчерпывают всего содержания феномена государственной символики. Задача развития патриотизма, объединения и сплочения народа не может обойтись без музыкального произведения. Самые популярные из них закрепились в народном сознании и исторической памяти как национальные и государственные символы. Например, такие народные песни как «Елим-ай». Её автор батыр и поэт XVIII в. Кожаберген жырау Толыбайулы (1663-1756). Она посвящена тяжким испытаниям казахского народа во времена нашествия джунгар. Эта песня до сих пор исполняется и является одной из самых любимых песен казахского народа.

Конечно, с тех пор прошло много времени, но традиция исполнения патриотического музыкального произведения остается и по сей день.

В Казахстане с 1996 по 2006 годы гимном была песня с музыкой гимна Казахской ССР и словами, написанными группой казахских поэтов по случаю обретения Казахстаном независимости.
     С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесенными изменениями, приводящими песню в соответствие со статусом государственного гимна. Поскольку поправки в текст внесены Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым, он будет указываться, как соавтор текста.


Задание 1: Рассказать о первом гимне Казахстана (название, авторы, время создания и закрепления в качестве гимна).

Задание 2: Рассказать о создании официального современного гимна Казахстана. (название, авторы, историческая эпоха, с чем или кем связано его появление и исчезновение).

Задание 3:  Рассказать о музыкальных произведениях, близких по своему духу и значимости к гимну, это «Елим-ай», «Сары-арка», «Адай».

Задание 4: Рассказать о правилах прослушивания гимна.

Задание 5. Рассказать об авторах гимна.


Приложение 2.

Вопросы для участников блиц-турнира.

- На герб какой эпохи более всего похож герб Казахстана? Почему?

- Какое символическое значение несут цвета флага Казахстана?

- Для чего каждая страна в любую историческую эпоху определяла свои государственные символы?

- В каких документах и когда законодательно утверждены и описаны государственные символы Казахстана и порядок их официального использования?


По итогам брейн-ринга выявляется тройка призеров. Основной победитель удостаивается звания «Знаток государственной символики». Остальным игрокам вручаются памятные призы и подарки, ведь участие в этом состязании становится значимым событием для каждого школьника.


Игра закончена,

Итог известен,

Мы думаем:

Турнир был честен!

Мы победителей еще раз поздравляем,


Жюри огромное спасибо говорим,

Гостей на будущие мы турниры приглашаем!

Всегда в них побеждать желанием горим!


Ну а в конце мы всем вам скажем:

Вы молодцы!

Не останавливайтесь вы на этом!

Вперед! Дерзайте! Покоряйте этот мир!


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ