Внеклассное мероприятие по экологии «Подарки осени»
Цели: закрепление знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитание экологической культуры, любви к природе и доброе отношение друг к другу; развитие любознательности, творческого воображения, связной речи, логического мышления. Ход мероприятия.Вводная беседа.-Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня прекрасное настроение, и хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже улыбнитесь мне радостно, по – доброму, тогда и в классе нашем станет светлее!-Сегодня я шла в школу, деревья вокруг жёлтые, словно из золота. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно жёлтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала, как с ветки сорвался листок и, медленно кружась в воздухе, лёг на землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (педагог показывает венок из осенних листьев) Беседа «Приметы осени»-Ребята, вам нравятся листья? А какие они? Почему они такие? По каким приметам вы узнали, что сейчас осень? А вам нравится осень? (составление кластера в группе; чем хороша осень и чем плоха) Защита.-Как в народе об осени говорят? (вспоминают народные приметы)Венок из листьев обладает волшебной силой – тот, кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. (надевает на голову венок) По лесной дорожке осень к нам пришла И с собой в корзинке подарки принеслаЗагадки «Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка накрыта. Вот корзиночка стоит, очень странная на вид. Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?-Как вы думаете, что в корзинке? (дети высказывают предположения)Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, а вы точно узнаете, что лежит в этой корзинке. (овощи, по ходу отгадывания загадок, выкладываются на блюдо)-перечислите всё, что лежит на блюде. Как можно назвать это одним словом? А где растут овощи? Что растёт у Натки на зелёной грядке? Свекла, репа, сельдерей, вот лучок стоит порей. Тут у нашей Натки рос горошек сладкий, И теперь не пусто – выросла капуста. Вот томат и перец здесь, чесночок на грядке есть, Кабачок, кабачок, лёг у грядки на бочок, И зелёный молодец – под листочком огурец.Игра «Вершки – корешки»-А как овощи растут?Дети сидят в кругу. Педагог называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук опускают вниз. (Морковь, капуста, свекла, картофель, томаты, перец, редиска, огурцы, кабачки, репа)-Ребята, а как вы думаете, овощи сами на огороде выросли?Выстраивается логическая цепочка: подготовка почвы – высадка семян или рассады – уход (рыхление, полив, борьба с вредителями, прополка) – уборка урожая. Сентябрь уборкою велик, он дремать нам не велит. Ну – ка, весь честной народ, - выходи в огород. Потрудись, собери нашей осени дары. Чтоб зимою в щи были овощи.Игра «Какие слова подходят к овощу»«Осень» предлагает детям выбрать овощ и называет одним словом относящиеся и не относящиеся к данному овощу. Если слово относится к этому овощу, то дети хлопают в ладоши. Сначала работают со словом «баклажан», потом «капуста», потом «картофель». Список слов, из которого дети выбирают нужные слова: зелёное, сладкое, душистое, синий, овальное, круглое, квашеная, корнеплод, стручок, варёное, борщ, жареное, полезное, сочное, жёлтое. Продолжение игры строится по другому: выбирается овощ, а дети называют слова, относящиеся к этому овощу. Например: огурец – зелёный, сочный, овощ, хрустящий, полезный, маринованный и т.п.- Я хочу вас порадовать ещё и красивым убором леса, сада, парка. Лес осенний красок не жалеет – Ярки грозди ягод и листы. То сверкают бронзой, то алеют пышные осенние кусты. Ветер по листве идёт прохладный Он сорвёт узорчатый наряд, И в лесу начнётся вальс прощальный – Золотой осенний листопад. (презентация)-Ребята, а кроме золотой, какие ещё краски есть у осеннего листопада? В моей корзинке для вас рыжие, золотистые, багряные листочки.Волшебные экранчики- А ещё я вам принесла волшебные экранчики. Хотите с ними поиграть? Давайте их оживим! (Дети выкладывают живую дорожку, определяя, что сначала, что потом. Дерево без листьев, зелёное дерево, жёлтое дерево)Итог мероприятияПедагог снимает венок:- Ну вот, я снова не осень. Вам понравились подарки осени? А что ещё принесла осень в подарок? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую листву и серебряный дождик.Щедра осень на подарки!