Внеклассное мероприятие по экологии
«Подарки осени»
Цели: закрепление знания о явлениях осенней природы;
обратить внимание на красоту этого времени года; воспитание
экологической культуры, любви к природе и доброе отношение друг к
другу; развитие любознательности, творческого воображения, связной
речи, логического мышления.
Ход
мероприятия.
Вводная беседа.
-Дети! Какой замечательный сегодня день! У меня
прекрасное настроение, и хочу подарить вам свою улыбку. Вы тоже
улыбнитесь мне радостно, по – доброму, тогда и в классе нашем
станет светлее!
-Сегодня я шла в школу, деревья вокруг жёлтые,
словно из золота. Под ногами шуршит листва, а в лужах, словно
жёлтые кораблики, плывут листочки. Такая красота вокруг! Я
остановилась и прислушалась: было тихо – тихо, и вдруг я услышала,
как с ветки сорвался листок и, медленно кружась в воздухе, лёг на
землю. Мне захотелось принести вам кусочек этой красоты. Я собрала
листья и сплела из них венок. Посмотрите, какой красивый! (педагог
показывает венок из осенних листьев)
Беседа «Приметы
осени»
-Ребята, вам нравятся листья? А какие они? Почему
они такие? По каким приметам вы узнали, что сейчас осень? А вам
нравится осень? (составление кластера в группе; чем хороша осень и
чем плоха) Защита.
-Как в народе об осени говорят? (вспоминают
народные приметы)
Венок из листьев обладает волшебной силой – тот,
кто его надевает, становится волшебницей – Осенью. (надевает на
голову венок)
По
лесной дорожке осень к нам пришла
И с
собой в корзинке подарки принесла
Загадки
«Осень» подводит детей к корзинке. Корзинка
накрыта.
Вот
корзиночка стоит, очень странная на вид.
Догадайся поскорей, что в корзиночке
моей?
-Как вы думаете, что в корзинке? (дети
высказывают предположения)
Давайте я вам помогу. Я загадаю загадки, а вы
точно узнаете, что лежит в этой корзинке. (овощи, по ходу
отгадывания загадок, выкладываются на блюдо)
-перечислите всё, что лежит на блюде. Как можно
назвать это одним словом? А где растут овощи?
Что
растёт у Натки на зелёной грядке?
Свекла, репа, сельдерей, вот лучок стоит
порей.
Тут
у нашей Натки рос горошек сладкий,
И
теперь не пусто – выросла капуста.
Вот
томат и перец здесь, чесночок на грядке есть,
Кабачок, кабачок, лёг у грядки на
бочок,
И
зелёный молодец – под листочком огурец.
Игра «Вершки –
корешки»
-А
как овощи растут?
Дети сидят в кругу. Педагог называет овощи, дети
делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети
поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт в земле – кисти рук
опускают вниз. (Морковь, капуста, свекла, картофель, томаты, перец,
редиска, огурцы, кабачки, репа)
-Ребята, а как вы думаете, овощи сами на огороде
выросли?
Выстраивается логическая цепочка: подготовка
почвы – высадка семян или рассады – уход (рыхление, полив, борьба с
вредителями, прополка) – уборка урожая.
Сентябрь уборкою велик, он дремать нам не
велит.
Ну
– ка, весь честной народ, - выходи в огород.
Потрудись, собери нашей осени
дары.
Чтоб зимою в щи были овощи.
Игра «Какие слова подходят к
овощу»
«Осень» предлагает детям выбрать овощ и называет
одним словом относящиеся и не относящиеся к данному овощу. Если
слово относится к этому овощу, то дети хлопают в ладоши. Сначала
работают со словом «баклажан», потом «капуста», потом «картофель».
Список слов, из которого дети выбирают нужные слова:
зелёное, сладкое, душистое, синий, овальное,
круглое, квашеная, корнеплод, стручок, варёное, борщ, жареное,
полезное, сочное, жёлтое.
Продолжение игры строится по другому: выбирается
овощ, а дети называют слова, относящиеся к этому овощу.
Например: огурец – зелёный, сочный, овощ, хрустящий,
полезный, маринованный и т.п.
- Я
хочу вас порадовать ещё и красивым убором леса, сада,
парка.
Лес
осенний красок не жалеет –
Ярки грозди ягод и листы.
То
сверкают бронзой, то алеют пышные осенние кусты.
Ветер по листве идёт прохладный
Он
сорвёт узорчатый наряд,
И в
лесу начнётся вальс прощальный –
Золотой осенний листопад.
(презентация)
-Ребята, а кроме золотой, какие ещё краски есть у
осеннего листопада? В моей корзинке для вас рыжие, золотистые,
багряные листочки.
Волшебные
экранчики
- А
ещё я вам принесла волшебные экранчики. Хотите с ними поиграть?
Давайте их оживим! (Дети выкладывают живую дорожку, определяя, что
сначала, что потом. Дерево без листьев, зелёное дерево, жёлтое
дерево)
Итог мероприятия
Педагог снимает венок:
-
Ну вот, я снова не осень. Вам понравились подарки осени? А что ещё
принесла осень в подарок? Грибы, ягоды, сочные яблоки, золотую
листву и серебряный дождик.
Щедра осень на подарки!