Цель: Обобщение знаний
учащихся по русскому языку; развитие познавательных способностей;
воспитание любви к языку ,интереса к изучению русского
языка.
Форма проведения: урок-
путешествие.
Ход
мероприятия:
Капитан: Внимание! Внимание! Корабль
отправляется. Все готовы?
Юнга: На палубе готовы
все.
Капитан: Тогда в
путь.
Юнга: Есть в
путь.
(едут)
Юнга: Капитан, куда на сей раз лежит
наш путь ?
Капитан: В страну Лингвистики.
Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за кладом. Карта есть,
дорогу мы знаем.
Юнга: А что за
клад?
Капитан: А вот что за клад, не знаем.
Знаем только , что очень ценный. Право руля! Лево руля! Держи
правильный курс , юнга!
Юнга: Прямо по берегу какой- то
неопознанный объект!
(Появляется представитель
таможни)
Пред.
Таможни: Таможня! Предъявите
документы!
Капитан: вот
карта.
Пред.
Таможни: Либо свидетельство, что с
начальным курсом Лингвистики знакомы, либо рассказывайте и
пооказывайте какую- нибудь лингвистическую
историю.
Капитан: Юнга, свидетельство у нас
есть?
Юнга: Нет?
Капитан: Лингвистические истории
знаем?
Юнга: Нет. Тогда к экипажу
обращайтесь. Может, они знают.
Капитан: Ребята, вы знаете какие –
нибудь лингвистические истории?
(один ученик из экипажа
рассказывает историю происхождения фразеологизма «ахиллесова
пята»)
Представитель
таможни: Теперь вижу, что к путешествию
вы готовы. Таможня дает добро.
Капитан: Право, руля! Лево, руля! Держи
правильный курс , юнга!
(едут)
Юнга: Прямо по курсу – край
Орфографии.
Возникла на пути
преграда
Чтоб проехать дальше,
надо
Слова нам верно
написать
Не на «4», а на
«5»
(останавливаются , берут
задание. Капитан читает задание: Отгадайте загадки, отгадку
произнесите по буквам ( каждый ученик по одной
букве)
Слушайте задание: Отгадайте загадки. Отгадку
произнесите каждый участник по одному по буквам.
Первая загадка:
Он
на вокзале есть всегда
К
нему подходят поезда
Двойное р содержит он
И
называется .... (перрон)
Вторая загадка:
Вот
мне два к, не забывайте
Таким , как я, всегда бывайте
Я
точный, чистый и опрятный
Иным же словом ....
(аккуратный)
Третья загадка:
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два К
И
мяч, и шайбу клюшкой бей
А
называюсь я ... (хоккей)
Капитан: Друзья, пора нам в дальний
путь! Про карту, юнга, не забудь.
(едут)
Юнга: Прямо по курсу остров
Словообразования.
(Останавливаются, берут
задание, юнга читает: Разделитесь на две группы. Каждая команда
пусть берут своое задание и выполнит. Экипаж выполняет
задание)
Капитан: Я и не знал, что у меня такой
умный экипаж.
(Вбегает
лексика)
Лексика: Помогите! Помогите! Я-
Лексика, на мою долину напали пираты, перепутали все антонимы и
синонимы.
Капитан: Успокойся, Лексика. Мы тебе
поможем!
Лексика: Я и сама забыла ответы на все
свои вопросы.
Юнга: Лексика, ты не сомневайся в
нашем экипаже. Ребята все знают. Поможем, ребята,
Лексике?
Ребята: Да.
Поможем!
Лексика: Я приглашаю к игровым столам
специалистов по синонимам.
Задание: подобрать к словам
синонимы.
Лексика: А пока ребята работают,
остальные помогут мне разобраться с антонимами. Я читаю
стихотворение – загадку, а вы в рифму должны найти отгадку.-
антоним.
Лексика: Ой какие вы, ребята, молодцы.
Проверяем задание у специалистов по
синонимам.
(ученики
отвечают)
Капитан: До свидания, Лексика. Нам пора
продолжить путешествие по стране
Лингвистике.
(едут)
Юнга: Капитан, мы прибываем к
орфоэпическому заливу.
Капитан: Стоп,
машина!
(Берут задание.Читают:
разделитесь на две группы . Одна группа прочитайте наизусть
скороговорки, другая – отгадайте и прочитайте слова на
змейке.)
(выполнение
заданий)
(едут)
Капитан: Юнга, хватит клевать носом,
а то будешь локти кусать. Суши весла.
Юнга: Что- то голова идет
кругом...
Капитан: Руку даю на отсечение
– мы прибыли в город Фразеологизмов.
(капитан берет задание ,
читает: Объясните значения фразеологизмов)
(выполнение
заданий)
(
едут)
Капитан: Последняя точка на нашем пути
– музыкальная . Маэстро, музыку!
(все
танцуют)
Юнга: Капитан, капитан, по карте
видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте
отмечен клад.
Капитан: Ссыщики экипажа, предлагаю
отправиться на поиски клада.
(все ищут клад, один
находит)
Капитан: посмотрим, посмотрим,
что это за клад.
(открывает клад, достает
письмо, читает)
Это
письмо.
Дорогие ученики средней
школы №40!
Ва м в руки попал самый
большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад –
русский язык. Он приведет вас к новым открытиям знаний, он поможет
вам в безвыходных ситуациях, он ваш друг, наставник, советчик.
Учите русский язык, любите русский язык – и он ответит вам тем
же.
Королева
Лингвистики.
Юнга: Капитан, неужели, наше
путешествие закончилось?
Капитан: Да, мой верный юнга.
Спасибо всем за участие. До свидания,
друзья!