Цель: Обобщение знаний учащихся по русскому языку; развитие познавательных способностей; воспитание любви к языку ,интереса к изучению русского языка.Форма проведения: урок- путешествие.Ход мероприятия:Капитан: Внимание! Внимание! Корабль отправляется. Все готовы?Юнга: На палубе готовы все. Капитан: Тогда в путь. Юнга: Есть в путь. (едут)Юнга: Капитан, куда на сей раз лежит наш путь ?Капитан: В страну Лингвистики. Расскажу тебе по секрету, что едем мы туда за кладом. Карта есть, дорогу мы знаем. Юнга: А что за клад?Капитан: А вот что за клад, не знаем. Знаем только , что очень ценный. Право руля! Лево руля! Держи правильный курс , юнга!Юнга: Прямо по берегу какой- то неопознанный объект!
(Появляется представитель таможни)Пред. Таможни: Таможня! Предъявите документы!Капитан: вот карта.Пред. Таможни: Либо свидетельство, что с начальным курсом Лингвистики знакомы, либо рассказывайте и пооказывайте какую- нибудь лингвистическую историю.Капитан: Юнга, свидетельство у нас есть?Юнга: Нет?Капитан: Лингвистические истории знаем?Юнга: Нет. Тогда к экипажу обращайтесь. Может, они знают.Капитан: Ребята, вы знаете какие – нибудь лингвистические истории? (один ученик из экипажа рассказывает историю происхождения фразеологизма «ахиллесова пята»)Представитель таможни: Теперь вижу, что к путешествию вы готовы. Таможня дает добро.Капитан: Право, руля! Лево, руля! Держи правильный курс , юнга! (едут)Юнга: Прямо по курсу – край Орфографии. Возникла на пути преградаЧтоб проехать дальше, надоСлова нам верно написатьНе на «4», а на «5»(останавливаются , берут задание. Капитан читает задание: Отгадайте загадки, отгадку произнесите по буквам ( каждый ученик по одной букве)Слушайте задание: Отгадайте загадки. Отгадку произнесите каждый участник по одному по буквам.Первая загадка: Он на вокзале есть всегдаК нему подходят поездаДвойное р содержит онИ называется .... (перрон)
Вторая загадка:Вот мне два к, не забывайтеТаким , как я, всегда бывайтеЯ точный, чистый и опрятныйИным же словом .... (аккуратный)
Третья загадка:Загадка эта нелегка:Пишусь всегда через два КИ мяч, и шайбу клюшкой бейА называюсь я ... (хоккей)
Капитан: Друзья, пора нам в дальний путь! Про карту, юнга, не забудь. (едут)Юнга: Прямо по курсу остров Словообразования.(Останавливаются, берут задание, юнга читает: Разделитесь на две группы. Каждая команда пусть берут своое задание и выполнит. Экипаж выполняет задание)
Капитан: Я и не знал, что у меня такой умный экипаж. (Вбегает лексика)Лексика: Помогите! Помогите! Я- Лексика, на мою долину напали пираты, перепутали все антонимы и синонимы.Капитан: Успокойся, Лексика. Мы тебе поможем!Лексика: Я и сама забыла ответы на все свои вопросы.Юнга: Лексика, ты не сомневайся в нашем экипаже. Ребята все знают. Поможем, ребята, Лексике?Ребята: Да. Поможем!Лексика: Я приглашаю к игровым столам специалистов по синонимам. Задание: подобрать к словам синонимы.Лексика: А пока ребята работают, остальные помогут мне разобраться с антонимами. Я читаю стихотворение – загадку, а вы в рифму должны найти отгадку.- антоним.Лексика: Ой какие вы, ребята, молодцы. Проверяем задание у специалистов по синонимам. (ученики отвечают)Капитан: До свидания, Лексика. Нам пора продолжить путешествие по стране Лингвистике. (едут)Юнга: Капитан, мы прибываем к орфоэпическому заливу. Капитан: Стоп, машина! (Берут задание.Читают: разделитесь на две группы . Одна группа прочитайте наизусть скороговорки, другая – отгадайте и прочитайте слова на змейке.)(выполнение заданий)(едут)Капитан: Юнга, хватит клевать носом, а то будешь локти кусать. Суши весла.Юнга: Что- то голова идет кругом...Капитан: Руку даю на отсечение – мы прибыли в город Фразеологизмов. (капитан берет задание , читает: Объясните значения фразеологизмов)(выполнение заданий)( едут) Капитан: Последняя точка на нашем пути – музыкальная . Маэстро, музыку!(все танцуют)Юнга: Капитан, капитан, по карте видно, что наше путешествие подходит к концу. Именно здесь на карте отмечен клад. Капитан: Ссыщики экипажа, предлагаю отправиться на поиски клада. (все ищут клад, один находит)Капитан: посмотрим, посмотрим, что это за клад.(открывает клад, достает письмо, читает)Это письмо.
Дорогие ученики средней школы №40! Ва м в руки попал самый большой клад, каким только может владеть человек. Этот клад – русский язык. Он приведет вас к новым открытиям знаний, он поможет вам в безвыходных ситуациях, он ваш друг, наставник, советчик. Учите русский язык, любите русский язык – и он ответит вам тем же. Королева Лингвистики.
Юнга: Капитан, неужели, наше путешествие закончилось?Капитан: Да, мой верный юнга. Спасибо всем за участие. До свидания, друзья!