Внеклассное
мероприятие
Тема:
Путешествие в страну Русского
языка
1.Предметные:- закрепление программного материала по русскому
языку;
углубление и
расширение знаний учащихся о русском языке и
его закономерностях;
2.Личностные:
-мотивация ко внеурочной
деятельности;
-самооценка на
основе критериев успешности
внеурочной
деятельности;
3.
Познавательные:-называть и определять объекты и явления
окружающей
действительности;
-подведение под
понятие на основе распознавания
объектов,
Выделение и
классификация существенных
признаков;
-установление
причинно-следственных
связей;
4.Коммуникативные:-предлагать помощь и
сотрудничество, ставить
вопросы.
Оборудование:
интерактивная доска, слайды со словами, ноутбуки(4 штуки), карточки
со словами
1.Мотивация
к внеурочной
деятельности
Учитель:
Сегодня мы
отправимся в загадочный
поход,
Дорогу здесь
пусть каждый изберет
Вот карта
нашего пути:
А что поможет
нам пройти?
1
ученик
Если хочешь
строить мост
Наблюдать
движенье звёзд,
Управлять
машиной в поле
Иль вести
машину ввысь –
Хорошо работай
в школе
Добросовестно
учись.
2
ученик.
В школу ходим
мы не зря,
Без наук никак
нельзя!
В жизнь
неграмотным войдешь
За минуту
пропадешь.
Чтоб ошибок
избежать,
Ум свой надо
развивать.
А в игре
проверить можно
Просто будет
или сложно
2.Выбор
названия команды
Первая команда.
Название вашей команды обозначает название предмета, отвечает на
вопросы кто? что? (имя
существительное).
Вторая команда.
Название вашей команды обозначает название действий предмета,
отвечает на вопрос что делает?
(глагол).
Третья команда.
Название вашей команды обозначает признак предмета, отвечает на
вопрос какой? какая? какое? какие? (имя
прилагательное).
3.Театрализованное
действие
От каждой
команды выходят по одному представителю с плакатиками
существительное, прилагательное и
глагол.
Учащиеся от
каждой команды приводят примеры словосочетаний сущ+прил,(лист
зеленый, лес густой,заяц белый,день большой) а также примеры
нераспространенных предложений сущ+глаг(мальчик пишет, тигр рычит,
ветер воет,дед ворчит)
Существительное:
Давно живу я в
мире этом
Даю названия
предметам
Прилагательное
Определяю я
предметы,
Они со мной
весьма приметны
Я украшаю вашу
речь,
Меня вам надо
знать,беречь
Глагол
Что без меня
предметы?
Лишь
названья,
А я
приду-
Все в действие
придет
Летит
ракета
Люди строят
зданья
Цветут
сады
И хлеб в полях
растет
Существительное:
Существительное
с прилагательным всегда дружат
обязательно.
Приведите
примеры таких сочетаний.
Глагол:
И глагол вам
помогает, действовать вас заставляет, предложения составляет с
существительным.Приведите примеры таких предложений, как они
называются в русском
языке(нераспространенные)
4.Игра
«Помоги веселым лосям спуститься на воздушных
шариках»
Части
речи:
Все
мы-самостоятельные части
речи.
Сумеете нас
различить?
Помогите нашим
друзьям спуститься на веселую полянку к нам в
гости
Каждый
представитель команды распределяет в корзинки к лосям части речи и
комментируют свой выбор. (Используется электронное приложение к
учебнику «Русский
язык»Канакиной,3класс)
5.Препятствие
«Морфемика»
Учитель:
Помни при
разборе слова
Окончание и
основу
Первым делом
находи,
После корня
будет суффикс,
А
приставка-впереди.
Сейчас мы
встречаемся с новым препятствием
«Морфемика».
Задание для
первой команды:
его корень в
слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка,
окончание в слове вода.
(Расписка)
для второй
команды: его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать,
суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба.
(Завязка)
для третьей
команды: его корень в, слове снежинка, приставка в слове подъехал,
суффикс в слове лесник, окончание в слове ученики.
(Подснежники)
6.Музыкальная
пауза
Сейчас
музыкальная группа исполнит песню «Говорим на русском языке» слова
О.А.Александровой, музыка
Г.В.Гладкова
Русских слов
глубокое теченье
Дарит силу
песенной строке.
Ах, какое это
наслажденье —
Говорить на
русском языке!
Колосится рожь
в широком поле,
Облака купаются
в реке.
Мы с тобой о
радости и боли
Говорим на
русском языке.
Учащиеся
выполняют музыкально-ритмические движения под
музыку.
7.Препятствие
лексика
Учитель:
Нельзя кое-как,
положась на удачу,
Усвоить тему,
решить задачу
Если смысла
слов не знаешь, значение их в словарях
определяешь
Следующее
препятствие-это лексика
Ваша задача как
можно правильнее ответить на вопросы на сайте.Учащиеся работают в
группах, распределяют роли выполнения задания на сайте
http://svb.ucoz.ru/tests/выбирают фразеологический
калейдоскоп
8.Конкурс
чтецов
А теперь
послушайте чтение известных стихотворений и определите в них
фразеологизмы.
1
ученик:
А.
Барто
Не умеет дятел
петь,
Нет у дятла
слуха,
Говорят, ему
медведь
Наступил на
ухо.
Дед ворчит, что
спать пора.
Закрывай
тетради!
Занимался бы с
утра,
А не на ночь
глядя.
2
ученик:
Э.
Шим
«Очень вредная
крапива»
– Придет ранняя
весна, я тебе из крапивы зеленых щей наварю. Знаешь
каких?
– А
каких?
– Пальчики
оближешь!
3
ученик:
Рано утром
мама-квочка
В класс
отправила сыночка.
Говорила: «Не
дерись, не дразнись, не
петушись
Поспеши, уже
пора,
Ну, ни пуха, ни
пера»
Через час, едва
ивой,
Петушок идет
домой.
Ковыляет
еле-еле
Он со школьного
двора,
А на нем и в
самом деле
Нет ни пуха, ни
пера
9.Художественный
конкурс
Учитель:
Пословицы
недаром молвятся,
Без них прожить
никак нельзя!
Они великие
помощницы
И в жизни
верные друзья.
Порой они нас
наставляют,
Советы мудрые
дают,
Порой чему- то
поучают
И от беды нас
берегут.
Команды
получают задание-пословицу.Нужно продумать и изобразить шуточный
сюжет по пословице, чтобы другая команда смогла отгадать
пословицу
Не сиди сложа
руки не будет и скуки.
За двумя
зайцами погонишься ни одного не
поймаешь
Любишь кататься
люби и саночки возить
10.Музыкальная
пауза
А пока наши
художники готовятся-послушайте веселые
частушки
1
Знатоки-языковеды!
Ушки на
макушки!
Сочинили мы для
вас
Весёлые
частушки!
2.Дружим с
русским языком!
Знаем
исключения,
Запятые и
дефисы,
Лица и
спряжения!
3.И диктантов
не боимся,
Их напишем мы
на пять!
Дети, правила
учите!
Мы хотим
друзьям сказать
4.Орфограммы,
пунктограммы
Изучаем шибко
мы.
Будем
грамотными лучше,
Чем с ошибками
писать!
5.У нас по
русскому-пятерки
И даем совет мы
всем:
Вы учитесь, не
ленитесь
Пригодится-нет
проблем!
Группа учащихся
исполняют веселые частушки для зрителей и представителей команд,
пока художники выполняют
задание.
11.Подведение
итогов
Подошло к концу
наше путешествие. Прошу жюри подвести итоги и определить с какими
успехами команды смогли пройти все препятствия. Ваши достижения
имеют большую ценность, ещё писатель Алексей Николаевич Толстой
говорил: «Русский народ создал русский язык- яркий как радуга после
весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный,
как песня над колыбелью…»Да богат язык словами, их разнообразием,
выразительностью неповторимостью и
красотой!
Язык и стар, и
вечно нов!
И это так
прекрасно-
В огромном
море- в море слов-
Купаться
ежечасно!