Тема: «Знатоки русского языка»
Цель: через занимательные упражнения
содействовать поднятию интереса учащихся к русскому
языку.
Задачи:
1. Образовательные: Обобщить знания детей, полученные на уроках
чтения и русского языка, учить применять их на
практике.
2. Развивающие: Развивать творческие способности
учащихся.
3. Воспитательные: Воспитывать у учащихся бережное отношение к
русскому языку; совершенствовать навыки коллективной
работы.
Форма проведения: урок-путешествие
Оборудование: карточки с заданиями, грамоты для
награждения детей
Ход мероприятия:
I. Организационный
момент:
-Здравствуйте ребята, сегодня я проведу у вас
внеклассное мероприятие по русскому языку.
В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать,
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.
Девиз нашего
мероприятия: «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и
скучает» (Р. Сеф)
- Я уверена, что вы не хотите скучать. Ведь так?
Молодцы!
- Поэтому ребята, сегодня мы с вами совершим
путешествие в страну Знаний русского языка и определим команду
знатоков русского языка.
II. Вводная часть:
- Сейчас я поделю вас на команды. 1 ряд будет у
нас «Умняшками», 2 ряд «Познавашками», а 3 ряд «Почемучками».
Ребята, вам нравятся ваши названия?
-Все ваши ответы будут оцениваться мной и
Александрой Владимировной и в конце мероприятия мы узнаем, какая
команда будет носить звание «Знатоки русского
языка».
- Ну что ж, хорошо, тогда приступаем к нашему
путешествию.
III. Основная
часть:
1. «Отгадайте героев
сказок»
-Отгадайте загадку. О каком сказочном герое идёт
речь?
-Вот ваши загадки команда
«Умняшки»:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка
эта? (Золушка)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь,
волосами,
На милом лице — аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на
вопрос. (Мальвина)
Загадки команде
«Познавашки»
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку
звали… (Дюймовочка)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать… (Яга)
Загадки команде
«Почемучки»
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку
звали? (Снегурочка)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
2. «Составьте новые слова» (всем
командам)
-Сейчас мы раздадим вам карточки с заданием.
После выполнения задания, мы проверим правильность его выполнения.
Составьте новое слово, поменяв в данном слове только одну
букву:
ШАР — (пар, жар), ДОМ — (дым), ДУБ — (зуб), МЁД —
(лёд), МЕЧ — (мяч), СТОЛ — (стул), НОРА — (кора), ЛЫЖИ — (лужи),
БАНК — (танк), ТОЧКА — (ночка, дочка, бочка)
3. «Соберите пословицу».
-А сейчас мы проверим, как вы знаете пословицы.
Каждая из команд получит свою карточку с заданием. Начинаем! Какая
команда выполнит задание, поднимает руку и говорит свой
ответ.
Команде «Умняшки» — «Не имей сто рублей, а имей
сто друзей»
Команде «Познавашки» — «Нет друга-ищи, а на шёл-
береги»
Команде «Почемучки» — «Как аукнется, так и
откликнется»
4. «Сравнение»
- Сейчас каждой команде мы зададим по два
выражения. Это задание на сравнение. Я уверена, вы не раз слышали
эти выражения.
Умняшки
Голоден как … (волк)
Упрям как: … (осёл)
«Познавашки»
Труслив как… (заяц)
Нем как… (рыба)
«Почемучки»
Хитёр как… ( лиса)
Драчлив как… ( петух)
5. «Прочитай-ка»
- На доске указаны слова для каждой команды.
Прочитайте их. Найдите лишнее. Поднимаем руку, кто уже
справился.
«Умняшки»
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК,
ОРЕВД
Ответ: карандаш, ручка, кисточка, ведро.
(лишнее слово ведро)
«Познавашки»
ЯМЧ, РАБАНАБ, ЯОЛ, ЮАЛ.
Ответ: мяч, барабан, Оля, юла. (лишнее слово —
Оля)
«Почемучки»
ЛЕЙК, ЛИНСТИПЛА, САРКАК, ТЕЕРВ
Ответ: клей пластилин краска ветер. (лишнее
слово — ветер)
6. «Получи слово»
- Я
уверена, что Александра Владимировна хорошо научила вас различать
звуки по глухости и звонкости. Сейчас, мы каждой команде дадим по
карточке. Команда, выполнившая задание, поднимает руку и называет
получившиеся слово.
1. «Умняшки» — Уберите буквы, обозначающие глухие
согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)
2. «Познавашки» — Уберите буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
3. «Почемучки» — Уберите буквы, обозначающие
звонкие согласные звуки и получите слово.
ЛРКМНОДШРКВГА — (кошка).
IV. Заключительная
часть:
-
Ребята, вам понравилось наше
путешествие?
-
Какое задание вам понравилось больше
всего?
-
Вам понравилось работать в
команде?
Все сегодня хорошо справились с заданиями и все
по праву можете называться «Знатоками русского языка». ( следует
награждение ребят).
Всем спасибо за внимание!