Материалдар / Война в судьбах людей. Лирическая поэзия Булата Шалвовича Окуджавы «Ах, война..»
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Война в судьбах людей. Лирическая поэзия Булата Шалвовича Окуджавы «Ах, война..»

Материал туралы қысқаша түсінік
Классиками жанра авторской песни стали –Булат Окуджава, Александр Розенбаум, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Александр Суханов, Вероника Долина и др. .
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Краткосрочный план педагога для 1 курсов по ОСО

Дата, курс, группа: Февраль, 1 курс, группы с русским языком обучения

ФИО учителя: Негметжанова Нургуль Зейнуллиновна

Тема занятия:



Раздел ІІІ. Война в судьбах людей.

Лирическая поэзия Булата Шалвовича Окуджавы

«Ах, война..»

Цели обучения, достигаемые на этом уроке

(Ссылка на ТУП, ДСП)

11.1.2.Понимать содержание художественного произведения и его роль в литературном процессе, критически осмысливая, выражать свое отношение к услышанному или прочитанному;

11.1.6. Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на литературный материал, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов.

11.2.7. Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением.


Цель занятия:

1.Определять тематику и проблематику произведения, опираясь на художественные особенности стихотворения «До свидания, мальчики!»

2. Давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос, ссылаясь на развитие темы войны в творчестве Булата Окуджавы, выражая собственное мнение о теме, проблеме, системе образов.

3.Определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, сопоставляя позицию автора с собственным мнением.Знакомство с особенностями авторской песни Булата Окуджавы.


Критерии оценивания

Студент:

1.Определяет тематику и проблематику произведения Булата Окуджавы, опираясь на художественные особенности стихотворения.

2. Знакомится с особенностями авторской песни Булата Окуджавы “До свидания, мальчики”

3.Обладает навыками анализа лирического произведения, определяет способы выражения авторского отношения к героям, проблемам.


Уровни мыслительных навыков

Навыки высокого порядка.

Привитие ценностей

Воспитание гражданственности, патриотизма. Приобщить студентов к размышлениям поэта, воспринимающего войну прежде всего как трагическое испытание человеческой души. Его лирические герои, вчерашние школьники, были готовы защищать свою Родину, отдать за нее жизнь.

Межпредметная связь

Русский язык, история, самопознание.

Предшествующие знания по теме


Данное занятие основывается на знаниях и навыках, полученных ранее. Понятие жанра, композиции лирического произведения. Студенты имеют представление о поэзии военного поколения.


Ход занятия

Запланиро

ванные

этапы занятия

Запланированная деятельность на занятие


Ресурсы

Начало занятия


























Середина занятия


I.Приветствие.

II.Стадия вызова.

Мотивация к изучению нового материала.

Обновление информации:

- Что вы знаете о жанре авторской песни?

- Каких авторов-исполнителей можете назвать?

-Почему поющих поэтов ХХ века стали называть бардами?

Примерные ответы:

Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр, возникший в 1950-1960-е гг. XX века в СССР. Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников».

БАРДЫ – это поэты-певцы, обычно - исполнители своих стихов, положенных часто на свою же музыку.

В древности так называли народных певцов кельтских племен, превратившихся в дальнейшем в профессиональных поэтов-песенников.

Сегодня авторов-исполнителей называют бардами исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на струнном инструменте, обычно гитаре.

Классиками жанра авторской песни стали –Булат Окуджава, Александр Розенбаум, Александр Галич, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Александр Суханов, Вероника Долина и др. .


III. Стадия осмысления

Работа с учебником

Ознакомьтесь со статьей учебника «Лирическая поэзия Булата Окуджавы» (стр. 255-256)

Выпишите основную информацию.


Слово преподавателя:

«Краткая биографическая справка о поэте»

Сегодня мы познакомимся с одним из самых известных авторов – исполнителей бардовской песни в нашей стране – Булатом Шалвовичем Окуджавой. Творчество Булата Окуджавы поможет нам понять гражданскую позицию автора, его отношение к войне и просто узнать его как человека.

Булат Шалвович Окуджава – поэт, писатель, драматург, первый поющий поэт советской эпохи, один из основателей авторской песни. Окуджаве принадлежит более 800 стихотворений. Более чем в 50 фильмах звучит более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его музыку. Порой Окуджава снимался сам.

Окуджава вспоминал: «Моя родина – это Арбат. Я родился на Большой Молчановке, воспитывался в арбатском дворе. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери. Так параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник какой-то второй поток во мне. И  всё  же  оставался   москвичом, и в поэзии меня воспитывал русский фольклор. После войны я учился в Тбилисском университете, но чувствовал себя арбатцем. Так эти два потока во мне сосуществуют».

Его родители не избежали сталинского террора. В 1937 году был арестован его отец, а вскоре и мать. Отец был расстрелян, а мать вернулась к сыну через 10 лет.

На фронт 17-летний Булат ушел добровольцем. Был минометчиком, связистом, взводным запевалой. В памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко. Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой души. Как сказал сам Окуджава, «все мои стихи не столько о войне, сколько против нее».

Наиболее популярны его песни: «Ваше благородие, госпожа Удача», «Виноградная косточка», «Здесь птицы не поют…», «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…», «Нам нужна одна победа», «Песня лисы Алисы и кота Базилио», «Песня о Поле Чудес», «Бери шинель, пошли домой» и др.


IV.Формирование новых знаний

Текстовый этап.

1).Чтение – знакомство со стихотворением «До свидания, мальчики!»

2). Аналитическая беседа

1. Кому посвящается стихотворение?

2. Какие мысли возникли, прослушав стихотворение?

3.На сколько частей можно поделить стихотворение? Почему?

4.Какие строчки повторяются в стихотворении? Почему?

5.Какой прием использует автор в этом обращении к войне? (олицетворение)

6.Сформулируйте основную мысль стихотворения.

7.Почему жанр этого лирического произведения можно определить как стихотворение – плач?

Примерные ответы:

Стихотворение «До свидания, мальчики» было написано Б. Ш. Окуджавой в 1958 г. Это стихотворение было посвящено его друзьям с Арбата, которые погибли на войне. Поэт сам прошел всю войну, попав на нее мальчишкой-девятиклассником. Герои стихотворения Окуджавы повзрослели раньше времени и ушли, чтобы встать на защиту своей Родины.

В стихотворении можно выделить две части. В первой части поэт обращается к мальчикам, к своим друзьям, озорным мальчишкам. Война сделала из них настоящих мужчин, суровых, опытных воинов. Они очень дороги поэту. Давая им напутствие быть храбрыми, не щадить своей жизни, он тихо замечает: «Постарайтесь вернуться назад».

Вторая часть стихотворения обращена к девочкам. Они мечтали о любви, семье, но сменили свои белые платьица на серые солдатские шинели. И вот — тяжелые сапоги, «зеленые крылья погон», суровые военные будни. Поэт советует им не обращать внимания на сплетников, на то, что судьба бывает порой безжалостна. В финале поэт повторяет свою просьбу: «Постарайтесь вернуться назад».

Война как нечто живое, поэтому автор начинает с обращения к ней и дает ей человеческую характеристику: «подлая».

Стихи, написанные слезами – протест войне, напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы: «мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность – надрыв, крик души при расставании, смирение с происходящим, певучесть, стиха.


Работа с таблицей

Заполните таблицу

Смысл названия

Идея

Выводы







Примерные ответы:

Смысл названия

Идея

Выводы

В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернутся. Он не прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и играющие во дворах.



Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро повзрослели. Их детство закончилось.

1.Поэзия Окуджавы относится к жанру авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном лице.

2.Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная проникновенность автора, его доброта и сострадание. 3.Душевная эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого стихотворения, которое заставляет проникнуться в его содержание. 4.Когда читаешь строки этого стихотворения, сердце сжимается от сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила война.

5.Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это голос душевных и личных переживаний.


Русская литература. Учебник. 11 кл., ЕМН 2020г. Н.П.Локтионова, Г.В.Забинякова. Алматы Мектеп, 2020 г. https://rnpc.almatykitap.kz/index.php?id=436&#





















ЛоктионоваН.П.

Забинякова Г.В

стр. 255-256







https://youtu.be/Kb19wNV3R7A












https://ru.wikipedia.org/

























https://youtu.be/PQbfl7qxlW8




























Конец занятия


Рефлексия. Стратегия ПОПС - формула.

Сформулируйте вашу точку зрения, используя прием ПОПС-формулы:

Позиция — Я считаю, что Окуджава - советский поэт и композитор, человек-эпоха, родоначальник бардовской песни.

Обоснование — Потому что он был автором и исполнителем в одном лице.

Подтверждение — Свою мысль я хочу подтвердить тем, что песни на его стихи прозвучали в более чем 80 фильмах.

Следствие — Исходя из этого, хочу сделать вывод, что его песни остаются актуальными до сих пор, они по-прежнему любимы публикой.


Домашнее задание

1.Написать мини-сочинение на тему «Какие мысли и ощущения возникли у меня во время чтения стихов Окуджавы».

2.Выучить наизусть






Булат Окуджава

До свидания, мальчики!


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат
И себя не щадите, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб — разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.
Сапоги — ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!