Начало занятия
Середина занятия
|
I.Приветствие.
II.Стадия вызова.
Мотивация к изучению нового
материала.
Обновление
информации:
- Что вы знаете о жанре
авторской песни?
- Каких авторов-исполнителей
можете назвать?
-Почему поющих поэтов ХХ века стали называть
бардами?
Примерные
ответы:
Авторская песня, или бардовская
музыка - песенный жанр, возникший в 1950-1960-е
гг. XX века в СССР. Авторская песня
была одной из форм самовыражения
«шестидесятников».
БАРДЫ – это поэты-певцы, обычно - исполнители
своих стихов, положенных часто на свою же
музыку.
В
древности так называли народных певцов кельтских племен,
превратившихся в дальнейшем в профессиональных
поэтов-песенников.
Сегодня авторов-исполнителей называют бардами
исходя из того, что, как и древние поэты, они перелагают свои стихи
на музыку и исполняют песни под собственный аккомпанемент на
струнном инструменте, обычно
гитаре.
Классиками жанра авторской песни стали –Булат
Окуджава, Александр Розенбаум, Александр Галич, Юрий Визбор,
Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Александр Суханов, Вероника
Долина и др. .
III. Стадия осмысления
Работа с учебником
Ознакомьтесь со статьей учебника «Лирическая
поэзия Булата Окуджавы» (стр. 255-256)
Выпишите основную
информацию.
Слово преподавателя:
«Краткая биографическая справка о
поэте»
Сегодня мы познакомимся с одним из самых
известных авторов – исполнителей бардовской песни в нашей стране –
Булатом Шалвовичем Окуджавой. Творчество Булата Окуджавы поможет
нам понять гражданскую позицию автора, его отношение к войне и
просто узнать его как человека.
Булат Шалвович Окуджава – поэт, писатель,
драматург, первый поющий поэт советской эпохи, один из основателей
авторской песни. Окуджаве
принадлежит более 800 стихотворений. Более чем в 50 фильмах звучит
более 70 песен на стихи Окуджавы, из них более 40 песен на его
музыку. Порой Окуджава снимался
сам.
Окуджава
вспоминал: «Моя родина – это
Арбат. Я родился на Большой Молчановке, воспитывался в арбатском
дворе. Потом меня стали возить в Грузию, на родину отца и матери.
Так параллельно с арбатской появилась грузинская линия, возник
какой-то второй поток во мне. И
всё же оставался москвичом, и в поэзии
меня воспитывал русский фольклор. После войны я учился в Тбилисском
университете, но чувствовал себя арбатцем. Так эти два потока во
мне сосуществуют».
Его родители не избежали
сталинского террора. В 1937 году был арестован его отец, а вскоре и
мать. Отец был расстрелян, а мать вернулась к сыну через 10
лет.
На фронт 17-летний Булат
ушел добровольцем. Был минометчиком, связистом, взводным запевалой.
В памяти его, как и в творчестве, война запечатлелась накрепко.
Войну поэт воспринимает как трагическое испытание человеческой
души. Как сказал сам Окуджава, «все мои стихи не столько о войне,
сколько против нее».
Наиболее
популярны его песни: «Ваше
благородие, госпожа Удача», «Виноградная косточка», «Здесь птицы не
поют…», «Давайте восклицать, друг другом восхищаться…», «Нам нужна
одна победа», «Песня лисы Алисы и кота Базилио», «Песня о Поле
Чудес», «Бери шинель, пошли домой» и др.
IV.Формирование новых
знаний
Текстовый этап.
1).Чтение –
знакомство со
стихотворением «До свидания, мальчики!»
2). Аналитическая
беседа
1. Кому посвящается
стихотворение?
2.
Какие мысли возникли, прослушав
стихотворение?
3.На сколько частей можно поделить стихотворение?
Почему?
4.Какие строчки повторяются в стихотворении?
Почему?
5.Какой прием использует автор в этом обращении к
войне? (олицетворение)
6.Сформулируйте основную мысль
стихотворения.
7.Почему жанр этого лирического произведения
можно определить как стихотворение – плач?
Примерные
ответы:
Стихотворение «До свидания, мальчики» было
написано Б. Ш. Окуджавой в 1958 г. Это стихотворение было посвящено
его друзьям с Арбата, которые погибли на войне. Поэт сам прошел всю
войну, попав на нее мальчишкой-девятиклассником. Герои
стихотворения Окуджавы повзрослели раньше времени и ушли, чтобы
встать на защиту своей Родины.
В
стихотворении можно выделить две части. В первой части
поэт обращается к мальчикам, к своим друзьям,
озорным мальчишкам. Война сделала из них настоящих мужчин, суровых,
опытных воинов. Они очень дороги поэту. Давая им напутствие быть
храбрыми, не щадить своей жизни, он тихо замечает: «Постарайтесь
вернуться назад».
Вторая часть
стихотворения обращена к девочкам. Они мечтали о
любви, семье, но сменили свои белые платьица на серые солдатские
шинели. И вот — тяжелые сапоги, «зеленые крылья погон», суровые
военные будни. Поэт советует им не обращать внимания на сплетников,
на то, что судьба бывает порой безжалостна. В финале поэт повторяет
свою просьбу: «Постарайтесь вернуться назад».
Война как нечто живое, поэтому автор начинает с
обращения к ней и дает ей человеческую характеристику:
«подлая».
Стихи, написанные слезами – протест войне,
напоминают плач. Этому способствуют частые обращения и повторы:
«мальчики, мальчики», «девочки, девочки»; эмоциональность – надрыв,
крик души при расставании, смирение с происходящим, певучесть,
стиха.
Работа с таблицей
Заполните таблицу
Смысл названия
|
Идея
|
Выводы
|
|
|
|
Примерные
ответы:
Смысл названия
|
Идея
|
Выводы
|
В самом названии стихотворения Окуджава выразил свою и миллионов
людей надежду, что ребята, ушедшие на войну, вернутся. Он не
прощается с ними, он говорит им «до свидания. В самом обращении к
ним - «мальчики», автор указывает, что на войну уходили не взрослые
мужчины, а вчерашние мальчишки, еще недавно сидевшие за партой и
играющие во дворах.
|
Идея стихотворения – протест войне. Война нарушила ход
естественной жизни - сделала вчерашних мальчишек и девчонок
солдатами, лишив их счастья мирной жизни, любви. Они быстро
повзрослели. Их детство
закончилось.
|
1.Поэзия Окуджавы относится к жанру
авторской песни, потому что он был автором-исполнителем в одном
лице.
2.Его поэзия очень лирична, чувствуется особенная
проникновенность автора, его доброта и сострадание. 3.Душевная
эмоциональность и надрывность звучит в каждой строчке этого
стихотворения, которое заставляет проникнуться в его содержание.
4.Когда читаешь строки этого стихотворения, сердце сжимается от
сострадания к тем, кто не вернулся с войны, и кого искалечила
война.
5.Его поэзия - доверительно-исповедальная. Он не
исполняет песни, а ведет беседу со слушателями. Его мелодии - это
голос душевных и личных
переживаний.
|
|
Русская
литература. Учебник. 11 кл., ЕМН 2020г. Н.П.Локтионова,
Г.В.Забинякова. Алматы Мектеп, 2020 г. https://rnpc.almatykitap.kz/index.php?id=436&#
ЛоктионоваН.П.
Забинякова Г.В
стр. 255-256
https://youtu.be/Kb19wNV3R7A
https://ru.wikipedia.org/
https://youtu.be/PQbfl7qxlW8
|