КОНСПЕКТ КОНТРОЛЬНО – УЧЕТНОГО
ЗАНЯТИЯ-ПУТЕШЕСТВИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА
ТЕМУ:
«Волшебное
яичко».
Задачи:
Образовательные:Познакомить детей с новыми
словами, обозначающими части тела домашних птиц (гребень, бородка);
закрепить образование глаголов от звукоподражаний (кря - кря -
крякает, ку - ка - ре - ку - кукарекает, и т. д.); закрепить в речи
название птенцов домашних птиц (утята, цыплята, гусята); расширить
представления детей о домашних птицах и их
птенцах.
Развивающие: Развивать речевой слух,
побуждать детей к использованию в речи имён существительных с
помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; развивать интерес к
художественному слову; расширить словарный запас за счёт имён
существительных (перо, пух) и глаголов (клевать,
щипать);
Воспитательные: Воспитывать отзывчивость,
доброжелательность, формировать познавательный интерес к окружающей
действительности; воспитывать любовь и бережного отношения к
домашним животным.
Словарная работа
Обогащение словаря: перо, пух, клевать,
щипать.
Активизация словаря: гусятки, цыплятки, утятки,
кукарекает, крякает, гогочет,
кудахчет.
Материалы к занятию: репродукция картины с
изображением птичьего двора, муляж яйца, картинки с изображением
домашних птиц и их птенцов.
Ход занятия:
1. Организационный
момент.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите к нам на
занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся и
улыбнемся.
Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц,-
полукругом.
- Посмотрите, что это у меня на
ладони?
Дети: Яичко.
- А какого оно
цвета?
Дети: белого.
- А какой оно
формы?
Дети: Круглое.
- Гладкое или
пушистое?
Дети: Гладкое
- Лёгкое или
тяжёлое?
Дети: Легкое.
- Это не простое яичко, а
волшебное.
Стоит нам его
катнуть,
И оно покажет путь
-
В какую сторону
идти,
Чтоб хозяина
найти.
- А вам интересно кому принадлежит это яйцо и где
он живёт?
Дети: Да,
интересно.
- Ребята, если хозяин яичка живёт в лесу, то
какая это птица: дикая или
домашняя?
Дети: Дикая
птица.
- А если на птичьем дворе, то тогда какая это
птица?
Дети: Домашняя
птица.
(Положить яйцо на ладонь вытянутой руки и
протянуть руку к детям)
- Ребята, давайте все вместе по команде
произнесем волшебные слова, чтобы яичко
покатилось.
Дети: (произнесут
команду):
«Ты яичко не простое, словно солнце золотое, по
дорожке покатись и к хозяину
вернись»!
(Яйцо слетает с ладони. Воспитатель
поднимает его с пола, и просит детей, взявшись за руки, идти вслед
за вами туда, куда показывает яйцо.Идя змейкой, воспитатель подводит
детей к стульям, стоящим около мольберта. Дети присаживаются на
стулья, а воспитатель снимает покрывало с картины «Птичий двор»,
установленной на мольберте).
- Дети, посмотрите, волшебное яичко привело нас
на птичий двор, где живут домашние
птицы.
2. На птичьем
дворе.
- Чей это домик вы тут
видите?
Дети: Предположения
детей.
- Зайдем во двор, кто там живет. Я буду
показывать картинки с домашними птицами, а вы – называйте
их.
(Попросить детей сказать, каких домашних птиц
они видят).
Дети: Курица, цыплята, петух, гусь, гусята, утку
с утятами и индюка.
- Что делает каждая из этих
птиц.
Дети: Индюк гуляет по двору, курица с цыплятами
клюют зернышки, утка с утятами плавает в пруду, гусята собираются
возле своей мамы, петух взлетел на
забор.
- Обратите внимание, что у некоторых домашних
птиц есть птенцы, назовите их.
(на доске картинки с изображением
взрослых птиц, а детям необходимо подобрать их
детенышей)
Дети: У курицы... (цыплята), у утки... (утята), у
гуся (гусята).
- Посмотрите, какие птенцы, маленькие, пушистые,
симпатичные, давайте назовем их ласковыми именами: не цыплята, а
цыплятки; не утята, а … (утятки), не гусята, а ...
(гусятки).
3. Физкультурная
минутка
Вышла курочка
гулять
(дети идут вслед за воспитателем по
кругу),
Свежей травки
пощипать
А за ней ребятки
-
Желтые цыплятки
«Ко-ко-ко,
ко-ко-ко
(хлопают в
ладоши),
Не ходите далеко
(грозят пальцем ведущей
руки),
Лапками гребите
(гребущие движения
руками),
Зернышки ищите»
4. Дидактическая игра «Узнаем по
голосу».
- Ребята, а вы сможете определить по голосам
разных домашних птиц - узнать песню и назвать её подходящим словом?
Например: « Кря - кря – кря». - Кто это? - Это крякает
утка.
- «Ку - ка - ре - ку!» - Кто
это?
Дети: Это кукарекает
петух.
- «Ко - ко - ко, куд – куда». - Кто
это?
Дети: Это кудахчет
курица.
- «Пи - пи – пи». - Кто
это?
Дети: Это пищит
цыплёнок.
- « Га - га – га» - Кто
это?
Дети: Это гогочет
гусь.
5. Расскажем и
покажем.
-Молодцы, ребята, вы знаете каждую домашнюю
птицу, поэтому я попрошу вас рассказать про одну из них, которая
вам больше всего понравилась на птичьем
дворе.
- Рассказы
детей.
(При этом ребёнок
не произносит название птицы, а лишь старается описать её.
Необходимо сказать о внешнем виде птицы: её размер, цвет, наличие
особенных признаков - нарядный хвост, гребешок, бородка, длинная
шея и т. п.; о том, как она поёт).
Пример рассказа: « У этой птицы белые перья и
красный гребешок. Она зовёт своих цыплят: « Ко - ко - ко, - бегите
ко мне».
6. Подведение итогов
занятия.
- Молодцы, ребята, но нам пора возвращаться в
детский сад. А обратную дорожку нам снова покажет волшебное яичко,
которое мы оставим себе, как подарок и воспоминание о птичьем
дворе. Давайте снова произнесем волшебные слова: «Ты яичко не
простое, словно солнце золотое, по дорожкам покатись, снова в
группу к нам вернись».
- Где же мы сегодня с вами
были?
- Каких птиц мы там
видели?
- А как этих птиц называют, одним
словом?
- Понравилось вам
занятие?
- Спасибо вам за работу, вы хорошо потрудились,
молодцы!!!