«Волшебный мир бумаги»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

«Волшебный мир бумаги»

Материал туралы қысқаша түсінік
аппликациядан сабак
Материалдың қысқаша нұсқасы

Конспект занятия по познавательно

исследовательской деятельности

в старшей группе «Волшебный мир бумаги»

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи: Формировать представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания; развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи между качеством бумаги и ее назначением; воспитывать интерес к познанию окружающего мира, и бережного отношения к бумаге; развивать память, внимание, мышление, речь; обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов.

Словарная работа: Папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

Оборудование и материалы: Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов. Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, вода (в стаканах).


Ход занятия


Дети заходят в зал, встают полукругом, лицом к гостям.


Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Есть хорошая примета всем с утра дарить приветы.

Солнцу красному...

Дети: Привет!

Небу ясному...

Дети: Привет!

Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: А теперь, давайте поздороваемся на казахском языке

Воспитатель: Молодцы, а теперь садитесь на свои места.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, и немножко даже волшебное.



Звучит музыка заходит Старичок –лесовичок


Старичок- лесовичок: Я живу в глухой избушке,

Знаю каждую опушку,

Каждый холмик и нору,

Ведь работаю в лесу.

Воспитатель: Кто это, ребята?

Ответы детей

Старичок- лесовичок: Здравствуйте ребята! Я пришел к вам сегодня не случайно, ведь речь на вашем занятии пойдёт о предмете, которым я ну, очень дорожу. Хотите узнать, что это? Тогда послушайте.

Без них нам на свете никак не прожить!
Не сможем дышать и не сможем ходить.
Не будет ни тени, ни пищи, ни дома.
Все звери умрут без надежного крова.
Их надо беречь, уважать, защищать.
И люди должны это все понимать!»

Ответы детей


Старичок- лесовичок: Знаете, ребята, в моем лесу, последнее время, что-то неладное происходит! Деревьев становится все меньше и меньше. Птичкам не где строить свои гнезда. Да и белочкам не где жить. Помогите, пожалуйста, разобраться, что происходит!


Старичок- лесовичок показывает, что лежит у него в корзинке. В корзинке лежат деревянные и бумажные предметы (деревянная ложка, деревянный кубик, лист бумаги, салфетка, цветной картон).


Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит в корзинке у Лесовичка?

 Дети перечисляют предметы (воспитатель помогает))


Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем? Все предметы разные, но что их объединяет? Что у них общее? Из чего они сделаны?

 (Ответы детей)


Воспитатель: Но почему среди деревянных предметов лежит бумага?  

(Ответы детей)


Воспитатель: Из чего делают бумагу?

Ответы детей


Воспитатель: Вот об этом мы сегодня поговорим.

Воспитатель: Как вы думаете, люди сначала научились писать, или придумали бумагу для письма?

Ответы детей.


Воспитатель: В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Машин, ведь, не было и телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу.

Показ презентации

-В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Слайд 2).

-В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только они больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.(Слайд 3-4)

Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов.

На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. ( Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Слайд 5).

-А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Слайд 6).

-Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Слайд 7). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.

-Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Слайд 8).

Воспитатель: Как вы думаете, что можно сделать из бумаги?

(Дети перечисляют бумажные предметы) - плакат, письмо, альбом, книга, деньги , салфетка, упаковка , коробка, обои и т.д.(Слайд 9)

Воспитатель: Молодцы, совершенно верно! Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

(Слайд 10)

Воспитатель: Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду?

(Различные варианты ответов детей).

 Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Бывает, не бывает».

Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными:

Бумажная книга                Бумажный стул
Бумажные обои                 Бумажная  обувь
Бумажный  фантик           Бумажное пальто
Бумажная газета               Бумажный  шкаф

Бумажный альбом            Бумажное яблоко

Бумажные деньги             Бумажная дверь.

Воспитатель: А теперь мы с вами с помощью опытов вспомним свойства бумаги. А для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Что такое лаборатория, кто знает? Лаборатория – это такое специально оборудованное место, где люди проводят опыты и исследования. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

Давайте отправимся туда, проводить опыты. И пойдем мы туда по необычной дороге, она узкая, чтобы по ней пройти надо в начале пути подняться на носочки, а в середине – встать на пяточки


Мия

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность


Воспитатель: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы.


Дети садятся


Но в лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.

Итак, начнем наши опыты:


Опыт № 1 «Бумага мнется»

А сейчас проведем опыт: возьмите по одному листу бумаги разной плотности (картон, газетная и обойная бумага) и сомните ее. У всех бумага смялась? А всем легко ее было смять? Как вы думаете, почему у одних бумага легко смялась, а у других нет?

Значит делаем вывод: бумага мнется. Чем толще бумага, тем она труднее мнется, а теперь попробуйте разгладить лист бумаги. (полезно мять бумагу для поделок, нельзя мять книги и тетради) Это первое свойство бумаги.

 Опыт № 2 «Бумага рвется»

Возьмите бумагу и начните рвать. Какую бумагу легче рвать, плотную или тонкую? 

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага рвется в зависимости от толщины: чем тоньше бумага, (дети договаривают) тем легче она рвётся,  

Второе свойство бумаги -  бумага рвется.

Опыт № 3 «Бумага режется»

Сейчас мы попробуем разрезать два вида бумаги картон и тонкую бумагу. Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с ножницами:

  1. Не оставляйте ножницы раскрытыми;

  2. Следите за движением лезвий во время резания;

  3. Не машите ножницами, не подносите их к лицу;

  4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

Теперь, сначала режем тонкую бумагу. Теперь попробуем разрезать картон (толстую бумагу). Какую бумагу было легче резать? Какую труднее?

Ответы детей:

тонкая бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у нас возникли затруднение. Какой сделаем вывод?

Вывод: картон толще, чем бумага - третье свойство.


Опыт № 4 «Бумага намокает»

Для следующего опыта нам понадобится вода.

Опустите в воду сначала железную ложечку. Что случилось с ложечкой? Ни чего. Потому, что она сделана из железа, а теперь опустите в стакан с водой салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?


Ответы детей


Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени.

Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный - четвёртое свойство.

Опыт № 5 «Бумага летает» 

Дыхательная гимнастика по методике А.Н. Стрельниковой.

Может ли бумага летать? Для этого нужно подуть на полоски бумаги. Взяли их в руки. Приготовились. Правила выполнения упражнений гимнастики: как надо дышать?

Дыхательная гимнастика.

Сейчас мы подуем на бумажные комочки. Понаблюдаем за их движением

На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.

Воспитатель: Итак, мы с вами провели опыты и вспомнили о некоторых свойствах бумаги.

Воспитатель: А сейчас я вас познакомлю с новым свойством бумаги. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

Дети. Бумага скрутилась.

Воспитатель: Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте немного отдохнем.


Физкультминутка

 

По бумаге я бегу, все умею, все могу (бег на месте)

Хочешь домик нарисую       (встать на носочки, руки вверх, изображая крышу)

Хочешь елочку в снегу         (присесть, руки вниз в стороны)

Хочешь дядю                        (показать усы)

хочешь сад                            (повороты в стороны, руки вверх)

Мне любой ребенок рад      (прыжки на месте)


Воспитатель: Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в лаборатории? Что вам больше всего понравилась выполнять? Подведение итогов: наше сегодняшнее занятие было посвящено бумаге.  Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Какими свойствами обладает бумага? 

Дети: Бумага мнется.

 Бумага рвется.

 Бумагу можно резать.

 Бумага намокает.

 Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

Воспитатель: Как люди используют бумагу в своей жизни?

Ответы детей

На ней рисуют; обёртывают что-либо; делают книги; раскраски; вытирают рот после еды; деньги делают из специальной бумаги.

Воспитатель: Конечно, все это - делают из бумаги. Для всего этого нужно много бумаги, ее выпуск все растет и растет. Но при этом быстро сокращаются площади лесов. Чтобы больше не вырубать леса, бумагу пробуют изготовить из камня, стекла, синтетических волокон. А еще  бумагу можно использовать несколько раз. Я уверена, что вы теперь будете бережнее относится к бумаге. Чем экономичнее мы будем использовать этот материал, тем больше елей и берез останется в лесу. А уважаемый друг – Лесничок будет радоваться!

Старичок- Лесовичок: Как мы можем сберечь деревья?

Ответы детей

- Не портить листы просто так, не разрисовывать и не рвать книги (даже если они ваши).

Старичок- Лесовичок: Спасибо вам, ребята, большое. Мне пора возвращаться в лес. У меня там еще много дел.

Воспитатель: И нам, ребята, тоже пора возвращаться в группу. Занятие окончено. Всего хорошего.
























Конспект открытого занятия

по познавательно исследовательской

деятельности

в старшей группе «Сказка»

Тема: «Волшебный мир бумаги»























Подготовила воспитатель:

Стрепкова Е. В.





10


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
18.04.2025
140
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі