Материалдар / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНСТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНСТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Материал туралы қысқаша түсінік
Автором было проанализировано значение и необходимость терпимости в современном мире. Также в данной статье рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании толерантности у детей младшего школьного возраста. На основании полученных данных были выделены методы и приемы воспитания терпимости у младших школьников.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
29 Қаңтар 2022
243
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНСТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вагнер Оксана Владимировна

Республика Казахстан, город Актобе, Актюбинский Региональный Университет им. К. Жубанова,

8-705-839-21-91, wagner_kns@mail.ru



АННОТАЦИЯ

Автор қазіргі әлемдегі төзімділіктің мәні мен қажеттілігін талдады. Сондай-ақ, бұл мақалада бастауыш мектеп жасындағы балаларда толеранттылықты тәрбиелеудегі отбасы мен мектептің өзара әрекеттесу мәселелері қарастырылады. Алынған мәліметтер негізінде бастауыш сынып оқушыларында төзімділікке тәрбиелеудің әдістері мен тәсілдеріі анықталды.

АННОТАЦИЯ

Автором было проанализировано значение и необходимость терпимости в современном мире. Также в данной статье рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и школы в воспитании толерантности у детей младшего школьного возраста. На основании полученных данных были выделены методы и приемы воспитания терпимости у младших школьников.

ABSTRACT

The author analyzed the importance and necessity of tolerance in the modern world. This article also examines the problems of interaction between family and school in the education of tolerance in children of primary school age. Based on the data obtained, methods and techniques of teaching tolerance in younger schoolchildren were identified.

Түйінді сөздер: толеранттылық, толеранттылыққа тәрбиелеудегі отбасы мен мектептің өзара іс-қимылы, толеранттылықты тәрбиелеу әдістері

Ключевые слова: толерантность, терпимость, взаимодействие семьи и школы в воспитании толерантности , методы воспитания терпимости

Key words: tolerance, family and school interaction in tolerance education, methods of cultivating tolerance





В настоящее время с связи с проблемами глобализации расширяется круг проблем, которые необходимо решать. Ксенофобия, нацизм, национализм, расизм, религиозная, социальная, половая и иная дискриминация получают широкое распространение, как среди взрослого населения и молодежи, так уже и среди детей.

На этой почве возникает острая необходимость привития культуры и воспитания толерантности у детей если не с дошкольного, то хотя бы с младшего школьного возраста. Но что же означает слово «толерантность» и как воспитать эту черту у ребенка?

Существует множество толкований этого слова. Многие авторы дают разные формулировки этого термина, но смысл у этих суждений почти один и тот же. Так, Хоруженко в своем словаре дает такое определение: Терпимость- английское слово, но в переводе с французского языка «tolerantia» означает терпеливость — благосклонность ко посторонним суждениям, верованиям, действию, традициям, культуре, эмоциям, мыслям, важнейший из ключевых демократических основ, неразделимо взаимосвязанный со концепциями плюрализма, независимости, также справедливости по отношению к другим лицам. [1, 37-стр.]

Толерантность означает терпимое отношение к постороннему. Совершенно не важно, к чему относится терпимость :к цивилизации, вере, внешнему виду, а также в том числе и суждениям людей. Самое главное, что человек проявляет терпимость по отношению к другим людям и различным общественным явлениям. Но, в то же время важно подчеркнуть, что толерантность не равно безразличие либо равнодушие ко всему происходящему вокруг. Она предполагает наличие собственной жизненной позиции и мнении по тому или иному вопросу . Эти мнения не навязываются, не насаждаются насильно. Люди должны перестать негативно реагировать, проявлять агрессию, грубить, оскорблять других людей только потому, что они отличаются от них.

Толерантность-это проблема не одной страны, это глобальная проблема. И наиболее результативным методом борьбы со данным вопросом является воспитание и развитие растущего поколения.

Ведь в современном демократическом мире толерантность признается и является важнейшей ценностью.

Непосредственно по этой причине развитие толерантности считается одним из основных элементов гражданского обучения, что ориентировано на развитие ценностей демократической культуры справедлив лица также единой культуры общества.

Задача, которую необходимо решить педагогу в гражданском воспитании,- воспитание инициативной, социализированной личности, которая сможет без проблем функционировать в многонациональной стране, мире. [2, 134-стр.]

Основная задача обучения толерантности у ребенка младшего школьного возраста – это развитие необходимости, а также готовности к плодотворному взаимодействию со группами людей , вне зависимости от их общественной, расовой, религиозной и государственной принадлежности , но кроме того еще и представлений, суждений и парадигм мышлений. Быть толерантной личностью- это значит понимать и признавать, что все люди различаются по внешним признакам, ценностям, социальному положению, мышлению и интересам и обладают правом жить в этом и мире и сохранять свою индивидуальность без гонений со стороны общества.

Терпимость предполагает собою новейшую базу отношений преподавателей вместе с учащимися, суть которой состоит в использовании подобных основ преподавания, какие предъявляют определенные и подходящие требования с целью обучения и развития у ребенка культуры достоинства, самовыражения персоны, ликвидируют условие страха неверного решения. Толерантность в современном времени - способ выживания человека и общества в целом, условие гармоничных отношений в всем мире.

Во данной взаимосвязи пред педагогами, психологами и родителями возникает проблема: как гарантировать развитие терпимых свойств по ходу поликультурного образования в многонациональном Казахстане. Государственные и негосударственные учебные заведения, а также разнообразные школы продленного дня, то есть места, в которых ребята находятся значительную часть собственного существования, обязаны быть местом, в котором формируются подходящие требование с целью межнационального общения, где абсолютно всем обучающимся прививается бережное и уважительное отношение не только лишь к собственной культуре, а так же также народу, но также прививается почтение ко культуре и цивилизациям иных люди.

Поэтому в школах должны проводиться мероприятия и различные праздники, направленные на сплоченность у всех детей и подростков, события, нацеленные на вопросы терпимости и толерантности. Просмотр национальных кинофильмов, прослушивание музыки, посещение национальных театров и выставок, творческие кружки, театральные объединения, разнообразные школьные вечера и почти все иное- все без исключения данное проявляет воздействие в формирование межэтнической толерантности и культуры мира. Но при воспитании толерантности так же не обойтись без развития критического мышления, эмпатии и навыков коммуникации, ведь только разумно мыслящий человек сможет понять и принять тот факт, что все люди разные и у всех есть свое собственное мнение на какое либо явление. [3, 54-56-стр.]

Так же необходимо отметить, что привитие толерантности у ребенка невозможно без прямого участия родителей и близких родственников. Как известно, зачастую дети копируют модель поведения своих родителей. Отсюда следует, что положительный личный пример близких ребенка, обстановка взаимоотношений в семье, но кроме того образ общения среди ее членов проявляют хорошее воздействие в развитие толерантности.

В данной взаимосвязи следует осуществлять направленную службу с родителями обучающихся, разъяснять им значимость обучения межэтнического общения среди детей любого возраста. Следует формировать коллективное рассмотрение вопросов межкультурного общения с обучающимися и их родителями. Проведение различных семейных конкурсов и другая организация деятельности родителей с детьми позволит изучить уровень сформированности толерантности и их взаимоотношения. Ведь невозможно будет сформировать такое качество как толерантность у ребенка, если этим не обладают его родители.

С Целью свершения максимальной результативности развития баз толерантности следует понимать пути развития этого хода и использовать способы и методы обучения толерантности.

Методы обучения толерантности- это методы развития у обучающихся готовности к осознаю, а также принятию иных людей, а также к снисходительному взаимоотношению к их действиям, мыслям, идеям.

В связи с этим, на какую область обучающегося оказывает большое влияние преподаватель либо психолог, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, М.А. Ковальчук акцентируют внимание на следующих способах обучения толерантности у ребенка.

Метод убеждения применяется при воздействии на интеллектуальную сферу личности и представляет собой разумное и логичное доказательство и необходимость толерантного поведения в обществе. Через различные формы, например, через отрывки из разных литературных произведений, аналогий из истории, басни, притчи убеждение реализуется как метод в воспитательном процессе.

Самоубеждение-это метод, который соответствует убеждению. Он предполагает, что дети могут самостоятельно и осознано, в процессе решения различных социальных проблем сформировывают у себя совокупность или комплекс взглядов. Базой данного метода являются заключения, которые были сформированы лично ребенком.

Внушение является методом, который оказывает влияние на эмоциональную сторону личности ребенка. Внушение- это такой вид словесного или образного воздействия, благодаря которому у ребенка появляется некритическое восприятие и усвоение какой либо информации. Этот метод можно реализовать через использование различных цитат, афоризмов, музыкальных произведений, заучивание лозунгов. Благодаря внушению в сознание ребенка входят положительные стереотипы, создается дружеское отношение. Именно поэтому оно оказывает огромное значение на ребенка и формирует у него толерантное отношение к людям.

Метод стимулирования воздействует на мотивационную сферу младшего школьника, в основе этого метода присутствует формирование осознанных побуждений жизнедеятельности детей. стимулирование может осуществляться в разных вариантах: одобрительная фраза или даже взгляд, когда ребенок начинает менять свое поведение в лучшую сторону. Также благоприятное воздействие на формирование толерантности оказывает совместная деятельность различных национальных и социальных групп.

Каждый из этих методов может реализоваться через использование совокупности приемов, то есть педагогически оформленных действий. [4, 68-71-стр.]

Любой из данных методов способен осуществляться посредством применения совокупности приемов, в данном случае имеется ввиду педагогически законных операций.

Педагогических приёмов – огромное множество. Каждая новая ситуация требует использования разнообразных новых приемов, которые педагог применяет в работе с детьми, учитывая его индивидуальные особенности. Прием, отлично подходящий одному ребенку, может быть неприемлем для другого учащегося. Наиболее основное, для того чтобы при усвоении различных законов во время разных моментах и типах работы ребята были энергичны и заинтересованы во верном поступке.

Сформировать толерантность не получится за один урок, для этого требуется комплексная работа в течение длительного времени. От педагога требуется стабильные большие усилия и кропотливая организация ко любому уроку, событию, в процессе игровой деятельности на внеклассных занятиях и при проведении различных режимных моментов. Темы этических бесед, котррые можно проводить с младшими школьниками: «Совесть», «Умей уважать других», «Что значит жить с достоинством», «О равнодушии и добре», «Счастье и труд» и др. [5, 41-стр.]

Сами позитивные стандарты толерантного поведения формируются не только лишь в период направленного воздействия педагога, которые учат ребенка мастерству слаженно уживаться, сопереживать, высказывать собственные идеи и эмоции с отсутствием принуждения и враждебности. Базой развития данных способностей является считается каждодневная жизнедеятельность младшего школьника в детстком школьном коллективе. И данная жизнедеятельность непосредственно является объектом интереса педагогов и психологов.

Итак, каким же должен быть образцовый толерантный класс? Он должен обладать следующими навыками:

  • Признанием права каждого быть самим собой

  • Умением внимательно слушать и слышать другого человека, не перебивать его и не отвлекаться

  • Уважительно обращаться друг к другу

  • Готовностью принимать и давать совет, предложение

  • Умением утешать, соглашаться и хвалить без лицемерия

Младший школьный возраст- один из важных периодов в психосоциальном развитии человека. В этом возрасте ребенок приобщается ко взрослой жизни, начинает формировать свое мировоззрение, осваивает социальные роли. Жизненная позиция младшего школьника зависит от того, как он относится к себе, к другим людям и миру в целом. [6, 47-стр.]

Осуществление направленной деятельности с родителями и ребенком по развитию толерантности способен предоставить итог, в том случае, если непосредственно преподаватель считается образцом терпимого и почтительного отношения к окружающему миру, демонстрирует благоприятный пример разумного взаимодействия с учащимися и их родителями. Позиция терпимости и доверия- это база для спокойной и мирной жизни в целом людей. Укрепление в существовании детей атмосферы толерантности, развитие взаимоотношения к ней, как к ценности, обладающей колоссальной значимостью и важностью,- это важное вложение школьного образования в формировании культуры общества абсолютно всех людей на Нашей Планете.





















































ЛИТЕРАТУРА

  1. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический словарь. — Рн/Д: Феникс, 1997

  2. Суслов А. Б., Поносова Д. П. Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов. Пермь: Издатель И. Максарова, 2006. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. М.: Издательский центр АПО, 2002, С. 54-58.

  3. Клепцова Е.Ю. Терпимое отношение к ребенку: психологическое содержание, диагностика, коррекция: Учебное пособие. М., 2005.

  4. Рожкова М.И, Байбородова Л.В, Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003, С. 33-46.

  5. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе.





Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!