Классный час в 3 классе на экологическую
тему: «Защити меня!»
Цели: формировать у детей понятия экологической
направленности, взаимосвязи деятельности человека и жизнью растений
и животных; чувства сопереживания, помощи окружающему миру.
Познакомить с редкими и исчезающими видами животных актюбинской
области. Углубить
и систематизировать знания учащихся о природе,
заповедниках. Воспитывать в детях любовь и уважение к
природе.
Дети входят в класс под песню
И.Грибулиной «Мы – соседи»
Учитель: сегодняшняя встреча будет прекрасной и
тревожной. Прекрасной она будет, потому что мы будем говорить о
природе, о ее красоте, языком поэзии, музыки, танцев. А тревожной
она будет, потому что мы будем говорить о природе, о больших и
маленьких ранах, которые человек нанес ей, языком поэзии, музыки,
танцев.
(просмотр видеофильма)
«Как прекрасен этот мир,
оглянись!»
А прекрасным его делает природа. Но вдруг,
через несколько лет мы не увидим и не услышим этого, а ведь это
может произойти, потому что каждый день погибает множество растений
и животных. А некоторых мы с вами даже не видели, они не дошли до
нас, их уничтожили люди. Так вот те, кто еще остались, просят нас
«Защити меня!»
Птицы, рыбы и звери –
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря!
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
Есть просто
храм,
Есть храм
науки,
А есть ещё
природы храм.
С лесами,
тянущими руки
Навстречу
солнцу и ветрам
Он свят в любое время
суток,
Открыт для нас в жару
и стынь,
Входи сюда, будь
сердцем чуток,
Не оскверняй ее
святынь!
SOS– международный
радиосигнал. Его подают с тонущих кораблей. Всякий, услышавший его,
на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает:
где-то гибнут люди, они просят помощи. Теперь мольба о спасении
раздается не только с тонущих кораблей. Всё чаще звучит в
природе: SOS!SOS!SOS!
-Я – Земля! Я
обращаюсь к тебе, Человек! Остановись!
Одумайся!
- Не оголяй
землю. Не превращай её в пустыню.
- Пощади! – Ты
вырубаешь деревья… Это лишает меня влаги. Я иссыхаю. Скоро я ничего
не смогу родить: ни злака, ни цветка…Я знаю, ты научился летать в
космос. Это прекрасно! Но я нужна тебе и в полёте! Я всегда буду с
тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов и
трав.
Песня – клип
«Трава у дома»
На земле
исчезают цветы,
С каждым годом
заметнее это
Меньше радости
и красоты
Оставляет нам
каждое лето.
Откровение
цветов луговых
Нам понятно
было едва ли.
Беззаботно
топтали мы их
И безумно,
безжалостно рвали,
В нас молчало
безумное “Стой”
Нам казалось
все мало, все мало.
А потом в толпе
городской.
Мы охапки
тащили устало.
И не видели,
как из-под ног
Молчаливо, дыша
еле-еле,
Обреченно
глядел василек,
Безнадежно
гвоздики глядели.
Если Я сорву
цветок,
Если ТЫ сорвешь
цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты
–
Если МЫ сорвем
цветы,
То окажутся
пусты
И деревья, и
кусты…
И не будет
красоты.
И не будет доброты.
Если только Я и ТЫ
–
Если МЫ сорвем
цветы…
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я, цветы, как люди плачут,
И росу роняют на песок.
Учитель: Давайте сделаем так, чтобы цветы
не плакали, а только дарили нам свою красоту и украшали нашу
планету.
Танец «Ромашки»
Себя не
видят синие просторы,
И, в вечном
холоде светлы, чисты,
Себя не
видят снеговые горы,
Цветок своей
не видит красоты.
Им сладко
знать, идешь ли ты лесами,
Спускаешься
ли горною тропой:
Твоими
ненасытными глазами
Природа
восхищается собой.
Учитель: Да, природа
восхищается собой нашими глазами, если мы умеем видеть эту красоту
вокруг нас и умеем беречь ее.
Габдулла
ТУКАЙ
Ребёнок и
мотылёк (Звучит музыка
Е.Доги)
Мотылёк, как же
так?
Не пойму я
никак!
Целый день ты
летал
И совсем не
устал.
Расскажи, как
живёшь,
Что ты ешь, что
ты пьёшь,
Где твой мир,
где твой дом...
Расскажи обо
всём.
МОТЫЛЁК
Я живу на
лугах,
И в садах, и в
лесах,
Я летаю весь
день
В голубых
небесах.
Солнца ласковый
свет
Озаряет мой
кров.
Мне еда и питьё
-
Ароматы цветов.
Но живу я
недолго -
Не более
дня.
Будь же добрым
со мной
И не трогай
меня!
Учитель:
Бабочки умирают первыми в загрязненной среде. А если не будет
бабочек, исчезнут растения. Почему?
Какого жука я в
лесу повстречал!
Он топал, как
бык, и рогами качал,
И очень
серьезным и грозным он был
–
Я даже дорогу
ему уступил.
Мне имя его неизвестно
пока,
Но я не забуду
лесного жука.
Я в городе в библиотеку
пойду,
Жука моего по
рисункам найду,
Узнаю, где
водится, как он живет,
Зачем ему
крылья и что он жует.
И будут страницы, как травы,
шуметь,
И будут
трамваи, как птицы,
звенеть.
Я всем расскажу
про жука моего.
Как славно, что
я не обидел его.
Учитель:
Человек
многое может, он многому научился. Но он никогда не должен
забывать, что природа старше, мудрее человека. И если она кого-то
или что-то создала, значит, это нужно. Бабочки, пчелы, шмели нужны
цветам; червяки, жучки, пауки нужны птицам и т.д. Но человек, к
сожалению, часто забывает об этом.
Николай Заболоцкий Журавли
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два
огромных горя,
Обняли
холодную волну,
И,
рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в
вышину.
Только там, где движутся
светила,
В
искупленье собственного зла
Им природа снова
возвратила
То, что
смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое
стремленье,
Волю
непреклонную к борьбе -
Все, что от былого
поколенья
Переходит, молодость, к
тебе.
А вожак в рубашке из
металла
Погружался медленно на
дно,
И заря над ним
образовала
Золотого зарева
пятно.
Легенда.
Песня
«Лебединая верность»
Викторина
Презентация
Тургайский государственный природный заказник
республиканского значения образован в 1967 году на
территории Иргизского района Актюбинской области. В настоящее
время площадь заказника cоставляет 296 000 гектаров. Заказник
создан в междуречье Иргиз – Торгай – Улькаяк с целью
сохранения и восстановления ценных, редких и исчезающих видов птиц
и животных, охраны особо ценных биосообществ Иргиз-Тургайских
озер.
Тургайский государственный заказник расположен на
территории Иргизского района Актюбинской области. Здесь много
мелководных озёр. Вот сюда и заглядывает белый журавль под названием
стерх. Рост около
140см, размах крыльев до 240см. весь ослепительно белый, а длинные
ноги красно-розовые. Очень красивая птица. Стерх занесён в
Международную Красную Книгу.
Сейчас речной бобр на территории области периодически
появляется в низовьях реки Большая Хобда, куда проник с территории
бобрового заказника на реке Урал. Бобры у многих народов мира пользовались
заслуженным уважением за их удивительные способности и трудолюбие,
спокойный и серьезный нрав.
Грациозность джейрана – предмет восторгов поэтов Востока. Но не только
поэтов влекли к себе джейраны. Охота! Охота промысловая, охота
спортивная, охота с беркутом – и джейран оказался в опасности.
Сейчас промысел джейранов запрещён повсеместно. Эти прекрасные
газели пасутся на мягких склонах пустынных холмов. Это редкий
исчезающий вид.
Колпица – птица, которая гнездится, также как и пеликан и
фламинго на озёрах Торгая. Питается рыбой. Занесена в Красную
книгу.
Беркут летом встречается практически по всей территории
нашей области и почти повсюду гнездится. Но как всякий крупный
хищник, везде малочисленен. Казахи издавна использовали беркутов в
своей охоте на лис, волков и для охраны стада овец. Занесён в
Красную Книгу Казахстана.
Гигантский слепыш – редкий зверёк, длина тела до 40см с
хвостиком, весит 600 – 700г, из всех сородичей самый крупный,
поэтому назван «гигантским». Он проживает по берегам рек Урал, Уил,
Темир и Эмба. До конца дней своих они обитают в почве и на
поверхности земли их не увидишь. У слепыша глазные яблоки скрыты
под кожей и он практически ничего не видит. Занесён в Красную Книгу
Казахстана.
Сайгак живёт на обширных территориях сухих степей и
полупустынь, где почвы глинисты и каменисты. Здесь при беге его
скорость может быть до 80км/ч. Он любит все степные травы. Ест их
на ходу. В последнее время стада сайгаков сильно поредели. Охота на
них запрещена.
В Казахстане, а именно, в Актюбинской области,
встречается два вида пеликанов: розовый и
кудрявый. У них
очень большой клюв, а под ним кожаный мешок. Он служит в роли
сачка. Пеликан нагребает в клюв воду и бочком сливает её, а рыбку
проглатывает. Гнездится на сравнительно глубоких озёрах, среди
зарослей тростника рогоза, небольшими колониями. Встречается в
низовьях рек Иргиз и Тургай.
Манул – дикий кот живёт в пустынях и степях от Каспия
до Забайкалья, занимает норы сурков, барсуков. Голова манула
приплюснута, морда с бакенбардами тупа, уши округлы, хвост очень
толст. Манул дик, отважен, свиреп, поедает мышевидных грызунов,
мелких птиц, даже зайцев. Бегать он не мастер, при опасности
затаивается. Прекрасное зрение и слух, хорошее чутьё делают манула
хорошим охотником.
Каракал – средней величины кошка, похожая на рысь.
Обитатель полузакреплённых и закреплённых песков, поросших
саксаулом, джузгуном. Хотя у
каракала длинные ноги, долго бежать он не может, и поэтому
настигает жертву большими (до 4,5 м в длину) прыжками. На короткое
расстояние каракал догонит даже зайца. Обладая быстротой реакции и
острыми когтями, этот хищник способен схватить одну за другой
несколько птиц из взлетающей стаи. Занесён в Красную Книгу
Казахстана.
А вот степная лисица – корсак – гроза мышей, сусликов. Она значительно меньше
обыкновенной лисицы. Живёт в норах сурков, которые сама расширяет.
На зерновых полях они приносят пользу, так как уничтожают вредных
грызунов.
Фламинго гнездится на озёрах нашей области. Колония
располагается в местах малодоступных человеку и наземным хищникам,
на островах с низкими пологими берегами и низовьях рек Иргиз и
Торгай. Занесён в Красную книгу.
Сохраним этих и других
животных!
Не разоряйте
птичьего гнезда,
Так счастлива в
своем жилище птица!
Она в гнезде
спокойнее тогда,
Когда над рощей
буря злиться.
Храните дерево
от топора –
Оно, высокое и
вековое,
Дает нам тень,
когда стоит жара,
Оно дарует все
живое.
Не разоряйте
птичьего гнезда!
Танец
«Фламинго»
Смотрю на глобус — шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза.
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим, не солги,
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус — шар земной.
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
По солнышку
ромашек,
По небу
незабудок
Проходит
детство наше
Простое, словно
чудо
В лугах смеётся
ветер,
Хлопочут птицы
в рощах
И горлышки
полощут
В малиновом
рассвете.
Воздушный шар
летящий
И шар земной
похожи.
Так пусть же
тот, кто старше,
Тот младшему
поможет,
Найдёт для
песен время,
Даст хлеба на
дорогу
И вдеть поможет
ногу
В серебряное
стремя.
Пусть тучи
где-то грозно
Нависли над
цветами.
Друзья, пока не
поздно,
Да будем все
друзьями
Давайте, словно
чудо,
Беречь планету
нашу
Для солнышка
ромашек,
Для неба
незабудок.
Учитель: Наш долг – сберечь эту планету, эти ромашки, этих
фламинго… И если каждый из нас не будет обрывать цветы, ломать
деревья, стрелять в птиц и зверей, а наоборот, будет сажать
деревья. Подкармливать птиц, то наша Земля останется нашим потомкам
прекрасной!
Давайте, как настоящие хозяева, будем все вместе
беречь и защищать природу и станем настоящими защитниками
природы!
Песня «Защитники природы»