Вопросы
духовно-нравственного образования человека волновали общество
всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно
встретить жестокость и насилие, проблема духовного развития
становится все более важной. Часть школьников поражена социальным
инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в
общественных делах, откровенными иждивенческими
настроениями.
В Послании
Президента Республики Казахстан 2012 года в числе приоритетных
задач определен вопрос качественного роста человеческого капитала в
стране. «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное
согласие и толерантность, физическое и духовное развитие,
законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных
заведениях, независимо от формы собственности» - призывает Н.А.
Назарбаев нас, казахстанцев. И кто как не учитель, имеющий
возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой
проблеме важнейшую роль в своей деятельности? Именно поэтому
учитель, решая задачи воспитания в процессе учебной деятельности,
должен опираться на духовное и разумное в человеке, помочь каждому
воспитаннику определить ценностные основы собственной
жизнедеятельности.
Основной
предпосылкой для духовно-нравственного образования учащихся
является предмет «Самопознание», который обусловлен единством цели,
принципов, задач, содержания и условий преподавания. Такое единство
обуславливает процесс трансформации не только ученика, но и
учителя.
Эффективность
предмета «Самопознание» напрямую зависит от соблюдения одного из
важнейших условий – создание комфортного морально-психологического
климата в классе. Так, если в душе учителя царят мир и покой, то и
ученики на уроке будут дисциплинированы и
сконцентрированы.
Если учитель
встречает ребят доброжелательной улыбкой, то и ученики будут
позитивно настроены. Ш.А. Амонашвили в труде «Улыбка моя, где ты?»
пишет о роли улыбки учителя в педагогическом процессе: «Педагог,
лишенный улыбки, может только навредить своим воспитанникам.
Улыбка, которая от сердца, преобразует жизнь, делает ее красивой.
Не жизнь питает улыбку, а улыбка питает
жизнь...».
Когда учитель
вдохновлен, то вдохновляются и ученики. Поэтому важнейшим условием
духовно-нравственного образования в школе является использование
таких методов и приемов преподавания «Самопознания» как позитивный
настрой, позитивное высказывание (цитата урока), рассказывание
историй, творческая групповая деятельность, музыка и пение хором.
Эти методы и приемы, помноженные на любовь учителя, его
педагогическое мастерство и глубокое духовно-нравственное чутье,
позволяют испытать чудо урока и ученикам, и самому
педагогу.