8-класс история Казахстана Дата:
|
Тема урока: | «Участие казахов в крестьянском восстании (1773-1775 гг.) под руководством Е.И. Пугачева» |
Цели урока | Рассказать о причинах участия казахов в восстании Е. Пугачева; Привести факты участия казахов Младшего и Среднего жуза в восстании, объяснить причины и последствия поражения восстания;В процессе изучения темы развивать навыки работы в группе, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.Воспитывать интерес к истории своего народа, чувство патриотизма. |
|
|
Ожидаемые результаты обучения | Ученики должны знать и называть хронологический период восстания, причины участия казахов Младшего и Среднего жуза в восстании |
Источники, оснащение, оборудование: | Интерактивная доска, видео из фильма «Пугачев», раздаточный материал, портрет Е.Пугачева, карта, мультимедийная презентация, бумага формата А3, А4, маркеры. |
Межпредметные связи
| Русская литература, география. |
Этапы |
| Деятельность учителя и ученика | Ресурсы
|
Организационный момент |
| Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку - Работа с цитатой «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» А.С. Пушкин. - Почему Александр Сергеевич так характеризует выступление народа?- Просмотр видео отрывка «Пугачев». Так как в источниках выступление Е.Пугачева называют и войной и восстанием, учащиеся выполняют задание - «диаграмма Венна» чтобы сравнить признаки войны и восстания. (Изучив ход выступления, учащиеся в конце урока указывают что это: восстание или война)- Рассказ о личности Е.Пугачева |
Видео «Пугачев», презентация. |
Вызов |
|
|
|
Осмысление |
| - Емельян Пугачев жил в эпоху так называемого золотого XVIII века Екатерины. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Но это еще и время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из печальных страниц в истории России является выступление крестьян под руководством Емельяна Пугачева. Историки именуют события 1773–1775 гг. пугачевщиной.Оценки Крестьянской войны неоднозначны. Какие существуют точки зрения об этом событии?А) в дореволюционной России Е. Пугачев – разбойник, злодей. Единственный человек, по-новому взглянувший на человека – А. С. Пушкин.Б) В революционной России и СССР Е. Пугачев – народный заступник, герой. В) В перестроечный период Емельян Пугачев – разбойник. Крестьянская война – разбойное предприятие, особенно подчеркивалась жестокость восставших.Г) В настоящее время более лояльная точка зрения: - Крестьянская война 1773-1775 годов – народное движение мы попробуем определить: кто он народный герой, заступник крестьян или разбойник, злодей. Ставится проблема. Кто же такой Емельян Пугачев. Краткая биография Пугачев Емельян Иванович (1740/или 1742/ – 1775), донской казак, хорунжий, предводитель восстания 1773–1775, ранее участник Семилетней (1756–1763) и русско-турецкой (1768–1774) войн. Емельян Иванович Пугачёв родился в начале 40-х годов на на Дону. В годы Семилетней войны и русско – турецкой войн он храбро сражался и за успехи в службе получил чин хорунжего. В 1771 году Пугачёв дезертировал из армии, несколько раз был пойман, бежал. В августе 1773 года он направился на Яик и объявил себя «Чудесно спасшимся» императором : Дед – Михаил по прозвищу «Пугач» /филин/, позднее Емельян стал Пугачёвым. Мать – Анна Михайловна, брат – Дементий, сестра – Ульяна, Феодосья. В 18 лет Емельян женился. Жена – Софья, сын – Трофим, дочери – Аграфена, Кристина (по легенде, его семья будет воевать вместе с ним). У Пугачёва тёмно-русые волосы, борода чёрная с сединой, от золотухи на левом виску был шрам. Человек не грамотный, но очень смелый и живой, храбрый и бывалый. Любил шутки, песни. Говорил хорошо: ярко, убедительно, используя в речи пословицы, поговорки. Бедность и тяжёлый труд в юности, военная служба в армии в годы 7-летней и русско-турецкой войн, лишение и наказания, которые он испытывал – всё это дало богатый жизненный опыт. Характеристики Е.И.Пугачева."Сам наперед, нимало не опасался стрельбы из пушек, ни из ружей”, всегда подавал пример храбрости. По свидетельству очевидцев, он был очень сведущ в военном деле: он лучше всех знал, как "в порядке артиллерию содержать” и как "правильно палить из пушек”. Он был живым и общительным человеком, любил шутку, песню. Он хорошо говорил: ярко, убедительно, пересыпая речь поговорками, пословицами. Был удивительно находчив. Его соратники склоняли голову перед его отвагой, поражались его смелости и проворству. В нем сильно представлен беспокойный, бродяжий, пылкий дух и, сверх того, артистический дар, склонность к игре, авантюре.Почему народ ему поверил? Народ, встретив с радостью императора Петра III, присягает ему на верность. Пугачев обращается к своим поданным с Указом. Текст этого документа у вас на столах.- Работа с текстом параграфа: Почему казахи приняли участие в выступлении Е. Пугачева?Деление учащихся по группам. 1 группа – Участие казахов в выступление; 2 группа – Действия казахов после поражения; 3 группа – Причины поражения. Историческое значение участия казахов в выступлении.-Составить Синквейн на слово «Восстание»
| Документ «Манифест от 28.07.1774 года»Листы формата А3, А4, маркеры. |
Рефлексия | 10мин | Презентация работ групп | взаимооценивание |
|
проверка знаний учащихся | 5мин | Толстые и тонкие вопросы. Учащиеся составляют высокого и низкого порядка, задают их в виде перестрелки. |
|
|
|
|
|
|
|
Рефлексия | 2мин | Метод «Светофор» | самооценование |
|
Итоги урока, домашнее задание | 1 мин | Прочитать параграф, составить 7 тестовых вопросов |
|
|