Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Возникновение жизни на Земле. Условия существования жизни.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Дата: 02.10.2024 год |
Учреждение: КГУ ОШ №1 п. Аксу |
Ф.И.О. учителя |
Тлегенова Д.Д. |
Раздел: 5.1В Вселенная. Земля. Человек. |
Тема урока: Возникновение жизни на Земле. Условия существования жизни |
Предмет/класс |
5«Б», естествознание. |
Цели обучения |
5.2.4.1 – описывать возникновение жизни на Земле 5.2.4.2 – определять условия существования жизни |
Цели урока (количество определяется содержанием) |
Называет условия для возникновения жизни на Земле. Определяет условия для существования живых организмов на планете. Сравнивает условия для жизни на других планетах солнечной системы. |
Критерии оценивания |
Возникновение и развитие жизни на планете. Умеет анализировать геохронологическую таблицу. |
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||||||||||||||||||
Начало урока 3 мин |
Организационный момент урока. Приветствие уч-ся. Ознакомление с темой урока, планом работы. Мотивация на успешную работу на уроке. |
Приветствие учителя. Записывают тему урока, знакомятся с планом работы на уроке. Вместе с другими уч-ся определяют цель урока в соответствие с темой урока. |
|
Слайд с темой и целью, планом урока |
||||||||||||||||||
Середина урока 20 мин |
Повторение пройденного материала- викторина знаний по теме «Солнечная система. Форма и размеры Земли. Строение Земли» Деление на группы. Задание 1. Определите планету по ее характеристике: задание в приложении 1. Условия на планете не приспособлены для жизни человека. Поверхность планеты подвержена радиации, сильно пониженному давлению воздуха и атмосфере, содержащей всего 0,16% кислорода. Некоторые особенности условий на планете, которые могут плохо повлиять на человека: Низкое атмосферное давление и слабая гравитация. Без специального защитного костюма человек вряд ли сможет сделать больше пары шагов по поверхности. Атмосфера почти целиком состоит из углекислого газа. В ней совсем немного кислорода и водяного пара. Человек, оказавшийся на поверхности планете без запаса воздуха, задохнётся в течение нескольких минут. Холод. Средняя температура составляет -63 °С. Из-за слабой атмосферы поверхность планеты быстро нагревается под солнечными лучами, а потом так же быстро остывает. Недостаток ресурсов. На планете будет сложно найти источник питьевой воды: даже та, что может быть под землёй, скорее всего, очень солёная.
Самая большая планета Солнечной системы. У нее 16 спутников. Условия на этой планете непригодны для существования человека по следующим причинам Экстремальное давление. На поверхности планеты давление значительно превышает земное, и человек без специальной скафандры не выжил бы. Экстремальная температура. На поверхности температура может достигать более 1000 градусов Цельсия, что сжигает всё, что попадает в его атмосферу. Радиационные пояса. Сильное магнитное поле планеты создаёт зональные пояса, в которых находятся высокоэнергетические частицы. Эти частицы могут вызвать значительный ущерб здоровью человека, включая радиационные ожоги и повреждения ДНК ещё до входа в атмосферу планеты Сильные атмосферные бури и штормы. Эти бурные атмосферные вихри создают сильные ветры и молнии. ( Юпитер)
Условия на планете не пригодны для жизни человека без специальной защиты. Некоторые особенности планеты, которые делают её условия экстремальными: Температура на поверхности в среднем составляет +470 °С. Атмосфера состоит из углекислого газа и азота, а также содержит серную кислоту, что пагубно влияет на живые организмы. Давление на планете выше земного более чем в 90 раз. В атмосфере дуют ветры с невероятной скоростью — до 300 км/ч. (Венера) Условия на планете непригодны для жизни человека по следующим причинам: Недостаточное количество жизненно важных веществ. Низкий уровень кислорода не позволит организму выработать достаточное количество энергии, а жидкой воды нет. Губительные природные условия. Очень высокая температура в «тёплых» зонах достигает 430 °С. Очень низкое атмосферное давление (в 500 млрд раз меньше земного) приводит к резким перепадам температур — от -200 до +430 градусов. Воздействие интенсивного излучения. Из-за близости к Солнцу эта планета получает очень интенсивное излучение. Воздействие дневного света будет смертельным, поэтому поселенцам придётся постоянно держаться подальше от Солнца. Негативное влияние на здоровье. Из-за отсутствия атмосферы придётся большую часть времени находиться в замкнутом пространстве. День длится 178 земных суток (Меркурий) Размер этой планеты: диаметр — 6,37×10³ км, масса — 5,92×10²⁴ кг. Среднее расстояние от Солнца: около 150 млн км. Период обращения вокруг Солнца: 365 дней. Орбитальная скорость: около 30 км/с. Период вращения вокруг своей оси: 24 часа. Число спутников: 1 (Луна). Состав атмосферы: азот, кислород, углекислый газ. Имеет шарообразную форму, слегка приплюснутую у полюсов. Большая часть её поверхности покрыта водой (Земля) Учитель подводит итоги викторины. |
Задание 1. Определите лишний объект или элемент
Задание 2. Расположите планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца - уч-ся раздаются карточки с названиями планет- на доске располагают. Меркурий. Венера. Земля. Марс. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Задание 3. О какой планете идет речь? (описание в приложении) |
ФО учителя-похвала |
Приложение 1 |
||||||||||||||||||
15 мин |
Новая тема Слово учителя: сегодня с помощью викторины вы поняли, что только на планете Земля существуют все условия для жизни. Будем помнить об этом и ценить нашу красавицу - планету. Организация просмотра видеоматериала Учитель: согласно современным представлениям, Земля образовалась около 4,567 млрд лет назад путём аккреции из протопланетного диска — дискообразной массы газа, пыли, оставшихся от образования Солнца. Земля возникла в результате столкновения мелких каменных тел, образовавшихся из частиц космической пыли. Долгое время планета была раскалённой, из её недр извергались различные вещества. Среди них — водяной пар и соединения, из которых образовалась первичная атмосфера. Постепенно планета остыла, и примерно 3 млрд лет назад сформировалась её твёрдая поверхность. В атмосфере начали образовываться облака, выпадали атмосферные осадки. На поверхности Земли образовался первичный океан. Около 3 млрд лет назад в океане зародилась жизнь. Так почему именно на Земле появилась жизнь? Самостоятельная работа уч-ся- анализ геохронологической таблицы( учитель раздает ее уч-ся) |
Внимательно просмотрев видеоматериал, уч-ся делятся впечатлениями. В ходе прочтения должны записать определения выделенных жирным шрифтом ключевых понятий. Называют источники жизни на Земле. Называют время появления водорослей, деревьев, динозавров, рыб, птиц, млекопитающих. Заполняют таблицу
|
ФО учителя- похвала |
Видеоматериал https://yandex.kz/video/preview/3471002601298707505?from=tabbar&parent-reqid=1727792498388210-1052489075879088151-balancer-l7leveler-kubr-yp-vla-18-BAL&text=Возникновение+жизни+на+Земле.+Условия+существования+жизни учебники геохронологическая таблица |
||||||||||||||||||
5 мин |
Закрепление материала: Рассчитаем расстояние, которое наша планета пролетает вокруг Солнца за 10 минут; за 45 минут; за 1 час |
Скорость 30 км/ с. Земля вращается вокруг Солнца со скоростью примерно 30 км/с. Это эквивалентно 107 218 км/ч. 10 мин=18 000 км 45 мин= 81000 км |
ФО взаимооценивание |
Учебники |
||||||||||||||||||
Конец урока 3 мин |
Организует обратную связь от уч-ся -задает вопросы: Что нового вы узнали на уроке? Чему вы смогли научиться на уроке? Чем запомнился новый материал? Комментирует домашнее задание- Комментирует домашнее задание- знать содержание пар.9 |
Рефлексия- беседуют, опираясь на предложенные вопросы |
ФО через обратную связь. Учитель комментирует роль каждого на уроке через похвалу или рекомендации. |
Слайды с вопросами и деревом Блоба Дневники, |
Задание 1. Определите лишний объект
Планеты земной группы |
Планеты -гиганты |
Планеты Солнечной системы |
Внешние оболочки Земли |
Строение географической оболочки |
Венера Марс Земля Нептун |
Меркурий Юпитер Уран Сатурн |
Уран Земля Луна Марс |
Атмосфера Гидросфера Мантия Литосфера Биосфера |
Вся гидросфера
Вся биосфера
Верхняя атмосфера
Верхняя литосфера |
Задание 2. Расположите планеты Солнечной системы в порядке удаления от Солнца
Меркурий
Венера.
Земля.
Марс.
Юпитер.
Сатурн.
Уран.
Нептун.
Задание 3. О какой планете идет речь?
1)Условия на планете не приспособлены для жизни человека. Поверхность планеты подвержена радиации, сильно пониженному давлению воздуха и атмосфере, содержащей всего 0,16% кислорода. Некоторые особенности условий на планете, которые могут плохо повлиять на человека:
Низкое атмосферное давление и слабая гравитация. Без специального защитного костюма человек вряд ли сможет сделать больше пары шагов по поверхности.
Атмосфера почти целиком состоит из углекислого газа. В ней совсем немного кислорода и водяного пара. Человек, оказавшийся на поверхности планете без запаса воздуха, задохнётся в течение нескольких минут.
Холод. Средняя температура составляет -63 °С. Из-за слабой атмосферы поверхность планеты быстро нагревается под солнечными лучами, а потом так же быстро остывает.
Недостаток ресурсов. На планете будет сложно найти источник питьевой воды: даже та, что может быть под землёй, скорее всего, очень солёная.
2)Самая большая планета Солнечной системы. У нее 16 спутников. Условия на этой планете непригодны для существования человека по следующим причинам
Экстремальное давление. На поверхности планеты давление значительно превышает земное, и человек без специальной скафандры не выжил бы.
Экстремальная температура. На поверхности температура может достигать более 1000 градусов Цельсия, что сжигает всё, что попадает в его атмосферу.
Радиационные пояса. Сильное магнитное поле планеты создаёт зональные пояса, в которых находятся высокоэнергетические частицы. Эти частицы могут вызвать значительный ущерб здоровью человека, включая радиационные ожоги и повреждения ДНК ещё до входа в атмосферу планеты.
Сильные атмосферные бури и штормы. Эти бурные атмосферные вихри создают сильные ветры и молнии.
3)Условия на планете не пригодны для жизни человека без специальной защиты.
Некоторые особенности планеты, которые делают её условия экстремальными:
Температура на поверхности в среднем составляет +470 °С.
Атмосфера состоит из углекислого газа и азота, а также содержит серную кислоту, что пагубно влияет на живые организмы.
Давление на планете выше земного более чем в 90 раз.
В атмосфере дуют ветры с невероятной скоростью — до 300 км/ч.
4)Условия на планете непригодны для жизни человека по следующим причинам:
Недостаточное количество жизненно важных веществ. Низкий уровень кислорода не позволит организму выработать достаточное количество энергии, а жидкой воды нет. Губительные природные условия. Очень высокая температура в «тёплых» зонах достигает 430 °С. Очень низкое атмосферное давление (в 500 млрд раз меньше земного) приводит к резким перепадам температур — от -200 до +430 градусов.
Воздействие интенсивного излучения. Из-за близости к Солнцу эта планета получает очень интенсивное излучение. Воздействие дневного света будет смертельным, поэтому поселенцам придётся постоянно держаться подальше от Солнца.
Негативное влияние на здоровье. Из-за отсутствия атмосферы придётся большую часть времени находиться в замкнутом пространстве. День длится 178 земных суток.
5) Размер этой планеты: диаметр — 6,37×10³ км, масса — 5,92×10²⁴ кг.
Среднее расстояние от Солнца: около 150 млн км.
Период обращения вокруг Солнца: 365 дней.
Орбитальная скорость: около 30 км/с.
Период вращения вокруг своей оси: 24 часа.
Число спутников: 1 (Луна).
Состав атмосферы: азот, кислород, углекислый газ.
Имеет шарообразную форму, слегка приплюснутую у полюсов. Большая часть её поверхности покрыта водой