Материалдар / ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ПАТРИОТИЗМА КАЗАХСТАНЦЕВ
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ПАТРИОТИЗМА КАЗАХСТАНЦЕВ

Материал туралы қысқаша түсінік
В статье дается понятие патриотизма, его смысл, содержание и роль в процессе развития общества. Роль семьи в формировании патриотизма у детей, уважении к родному языку, правильное и сознательное отношение к труду, а также место и роль учебного заведения в становлении учащихся истинными патриотами своей Родины
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады.
Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
04 Желтоқсан 2021
246
0 рет жүктелген
Бүгін алсаңыз 25% жеңілдік
беріледі
770 тг 578 тг
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«ВЗАИМОСВЯЗЬ СЕМЬИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НОВОГО ПАТРИОТИЗМА КАЗАХСТАНЦЕВ»


Ахметова Ажаркуль Казиевна

преподаватель предмета «Основы фармакологии»

Кызылординский медицинский колледж

г. Кызылорда, ул. И. Жахаева 18



План:

    • Патриотизм: смысл, содержание и роль в процессе развития общества. Понятие и осмысление слова «Патриотизм».

    • Роль семьи в формировании патриотизма у детей.

    • Уважение к родному языку;

    • Правильное и сознательное отношение к труду;

    • Место и роль учебного заведения в становлении учащихся истинными патриотами своей Родины.

    • Список использованной литературы

Сегодня в обществе слова «патриотизм» и «любовь к Родине» вновь обретают высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма. Это должна быть уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Патриотизм (от греческого Pathis — отечество) означает нравственный и политический принцип, внутренне присущий гражданину. Это глубоко социальное чувство, стержнем которого является любовь к своей Родине, преданность своему народу, гордость за его историческое прошлое и настоящее, забота о его будущем.

«Мы должны развивать у всех граждан Казахстана чувство патриотизма и любви к своей стране. Старая, некогда прочная связь между народами государства существенно ослабла, а новая — между личными и государственными интересами — ещё не сформирована».

(Из стратегической программы развития «Казахстан-2030»)

Какого человека можно назвать патриотом? Обратимся к словарю Владимира Даля «Патриот» по Далю - «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Все другие словари трактуют «патриотизм» как «любовь к Родине». Современные понятия «патриотизма» связаны с местом, где родился и рос человек, с обычаями и традициями родных мест, с историческим прошлым, родовыми корнями. Все, что окружает маленького человека, влияет не только на развитие психики, но и на становление патриотического сознания каждого человека.

То есть патриотизм есть термин многосложный, состоящий как минимум из двух понятий: «Любовь» и «Родина».

Это стремление защищать интересы государства как внутри страны, так и за её пределами. Будущее невозможно без прошлого и настоящего, а патриотизм невозможен без истории и людей - его несомненных источников и вершителей. Понятие Родина, любовь, народ формируются в сознании человека на основе чувства соприкосновения, сопереживания и сопричастности к определенному кругу людей, количеству событий, его окружающих и системе ценностей и идеалов, определяющих общественные отношения в том социуме, где человек формируется. Исходя, из этих параметров мы можем дать определение национальному, родовому, этническому, либо территориально- географическому патриотизму. Но Республика Казахстан поликультурна и слияние многих систем ценностей и идеалов не всегда приводят к слиянию патриотических порывов. Итак, каково же сегодня реальное положение вещей? Как происходит процесс формирования казахстанской нации? Кто сегодня участвует в этом многосложном и многоструктурном действии?

В Казахстане проживает всего 130 этносов. Их объединение возможно не только под одним флагом, в пределах одной границы, но под одной идеей. Имя этой идеи - национальная. Основу нашей национальной идеи составляет Конституция, признающая народ Казахстана единственным источником власти, вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Очень важно донести до каждого гражданина страны эту идею. Потому как всякое соблюдение закона зависит от лиц принимающих и отправляющих закон в полной мере одинаково. Пора бы нам всем понять, что порочно делить мир на "своих" и "чужих", на "великих" и "невеликих", на "старших" и "младших". Ибо каждый народ независимо от его численности, занимаемой территории, уровня научных знаний и тем более независимо от военной мощи заслуживает самого глубокого уважения и права на равенство с любым народом мира.

Тогда, исходя из данных рассуждений, мы выводим формулу казахстанского патриотизма: "чувство общегосударственной сопричастности, гражданской ответственности и гражданского долга перед своей страной, толерантность, выражаемая пониманием и принятием культуры всех этносов Казахстана и мира". За десять лет развития казахстанский народ сохранил главное - внутриполитическую стабильность. Именно стабильность взаимоотношений может стать отправной точкой к этапу осознанной взаимозависимости, который по своей природе не приемлет национализма. Главный принцип этого этапа: "Ребенок на дороге - и мой, и твой". И, на этом этапе неоценимую роль будут играть все социальные институты, исполняющие воспитательную функцию.

Таким образом, мы пришли к еще одному очень важному понятию. Институт воспитания и инструменты, осуществляющие процесс воспитания. На повестке дня вопрос формирования патриотизма, а потому нужно определить институт воспитания патриотизма и инструментарий, пригодный для осуществления этого многосложного и многофункционального процесса.

Первое, с чем сталкивается человек, придя с рождением на землю, конечно же, семья. И мы, также начнем свои рассуждения с семьи. Именно в семье человек впитывает с молоком матери первые азы общественных взаимоотношений, основанные на национальной самобытности. Именно в семье приходят осознание и понимание корня и единства народа, через любовь к родителям и сородичам. Именно в семье, в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы социально-правовой культуры. Он получает первые представления обо всем из колыбельных матери, из добрых сказок бабушки, из поступков отца, старших братьев и сестер. Под воздействием семьи у ребенка формируется собственная картинка. Потому важна до бесконечности атмосфера в семье, культура взаимоотношений в семье и отношение семьи к процессу социализации. Семьи не берутся ниоткуда, они создаются людьми, которые являются в свою очередь продуктом воспитания того же общества, в который придут жить их дети.

Значит, начать формирование семьи, как основной ячейки, выражаясь партийным языком "первички", не поздно никогда. Главное обществу понять важность этого процесса. На наш взгляд воспитание патриота семьи, неизбежно приведет к воспитанию патриота школы, рабочей бригады, трудового коллектива и естественно патриота Родины. Получается замкнутый круг. Общество должно создать все условия для формирования здоровой семьи, а здоровая семья должна стать источником здоровых граждан. Как это возможно?

И, вот здесь вступают учреждения образования и начинают вести ведущую партию в сложном оркестре, играющем многоуровневую пьесу, под названием "Социализация личности". Именно в детских садах, школах, колледжах и ВУЗах продолжает выстраиваться стройная система, имя которой общенациональный патриотизм. Именно система, так как даже с первого взгляда становится довольно ясно, что патриотизм не единичная категория.

Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Ведь фундаментом казахстанского патриотизма является равноправие всех граждан и их общая ответственность за Родину и ее будущее.

Воспитание казахстанского патриотизма - одно из ведущих направлений всех учебных заведений. Н.А.Назарбаев подчеркнул в своем выступлении: «Патриотизм, нормы морали и нравственности, межнациональное согласие и толерантность, физическое и духовное развитие, законопослушание. Эти ценности должны прививаться во всех учебных заведениях, независимо от формы собственности».

Таким образом, патриот должен:

1. Почитать место своего рождения и проживания, уважать местные традиции.

2. Уважать своих предков, земляков, проживающих рядом с ним, стремиться помогать людям.

3. Работать для улучшения и развития своей Родины, ее озеленения, благоустройства.

4. Поддерживать земляков и соотечественников, укреплять дружеские отношения с соседями, с сослуживцами, с одноклассниками.

5. Выступать против тех, кто разрушает нашу Родину, наносит вред, угнетает сограждан.

6. Бороться со сквернословием, с загрязнением окружающей природы, с вредными привычками.

Потому, что алкоголизм, наркомания, коррупция, унижение достоинства человека- все это элементы проявления различных форм непатриотизма.

Поэтому задача, учителей и воспитателей, разъяснять основы патриотизма, вести патриотическое воспитание и всесторонне развивать здоровое чувство патриотизма. Настоящий патриот не тот, кто говорит об этом во всеуслышание, а тот, кто честно живет и работает, ведет здоровый образ жизни, имеет нормальную семью, помнит своих предков, на их примере воспитывает своих детей. В такой семье и может вырасти патриот своей Родины. Я считаю, что основы патриотизма закладываются именно в семье. И от того, какой будет казахстанская семья, будет зависеть, кого мы воспитаем, и каким будет наше будущее и будущее Казахстана.

Не было, и нет государства, которое не нуждается в патриотизме своих граждан. Патриотизм явление универсальное и уникальное. Политика и идеология государства призваны воспитывать и формировать патриотизм. Патриотизм проявляется в политической культуре граждан и становится источником силы, единства народа и целостности государства. Подлинный патриотизм всегда на стороне справедливости, гуманизма и демократии. Он мобилизует граждан на решение стоящих перед обществом задач. Из них вытекают общее и особенное в патриотизме разных стран. Реакционные и тоталитарные режимы также удачно используют патриотизм в своих интересах для укрепления личной власти.

Патриотическое воспитание - не одновременный акт. Оно не может сводиться к разовым мероприятиям. Процесс формирования должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Национальную гордость необходимо воспитывать на примерах честности, справедливости и гуманизма.

Современная система образования должна осуществлять подготовку такого выпускника, который бы отвечал потребностям времени и обладал высоким уровнем нравственности. Нашему обществу нужны не только специалисты-профессионалы, но и патриоты. Именно учреждения образования способствуют формированию гражданской позиции и расширению мировоззрения. Эта работа повседневная, многоплановая и расчитанная на многие годы вперед.

Преподаватель — первый патриот в учебном заведении. Офицер — первый патриот на корабле, в части. Если этого условия нет, то за воспитание патриотизма лучше не браться.

Любовь к Родине цементирует общество, а ее разрушение равноценно разрушению иммунной системы нации. Прививая чувство любви к Родине учащимся, мы, преподаватели общественных дисциплин, даем возможность прикоснуться к самым важнейшим духовным и социальным ценностям человечества, укрепляем основы новой казахстанской государственности.

Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания специалистов в духе толерантности и согласия.

Независимость нашего государства является символом гордости казахстанского патриотизма. Понятие независимости выступает основой единства Казахстана, призванной объединить наш народ.

Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который является таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того, чтобы быть патриотом своей страны, нужно начать с себя, учить казахский язык - именно такую цель мы ставим перед учащимися колледжа, перед современной молодежью. Уважение к государственному языку, изучение языка, гордость за него - это составляющие нашей повседневной работы в колледже.

Четвертое июня был объявлен Днем государственных символов. В этот день мы проводим патриотические акции, формирующие уважение к государственным символам - флагу, гимну и гербу Казахстана.

Как показывает практика, пропаганда государственной символики способствует формированию казахстанского патриотизма, содействует социализации личности, её духовному развитию и гармоничному воспитанию. Тем самым, учебные заведения вносят свой вклад в развитие и воспитание казахстанской молодежи — завтрашнего дня нашей страны.

Поэтому с ранних лет нужно прививать детям любовь и уважение к нашему Флагу, Гербу, Гимну. В этом направлении ведется системная работа с использованием современных методик. Важно донести до сознания ребенка, что символы Казахстана - это не просто отличительные знаки государства, а это наша история, воплощение многовековой мечты казахского народа и народов, проживающих в Казахстане, о свободе, независимости и процветании.

« Отношение граждан страны к ее символам – показатель того, насколько люди чувствуют себя гражданами этой страны, верят в ее бужущее, являются ее патриотами» Н. А. Назарбаев.

Сегодня, когда утеряны многие духовные ценности, особенно важно воспитывать у подростков систему нравственных ценностей, в основе которой такие качества, как трудолюбие, честь, порядочность, милосердие, стремление к постоянному самосовершенствованию и обучению, дисциплина.

Мысли и дела главы государства всегда устремлены в будущее: «Я часто спрашиваю себя, заметил Нурсултан Абишевич, - каким он будет- «казахстанец будущего». Сегодня, глядя на вас, я вижу его. Его глаза должны гореть жаждой новых знаний. Его ум должен быть отточен для решения самых сложных задач».

«Казахстанец будущего» - это высококлассный специалист, владеющий казахским, русским и английским языками, он социально активен, мобилен, не боится перемен. И наша задача совместными усилиями школы, семьи, общественности воспитывать «Казахстанцев будущего»- новых патриотов страны. И я верю, что всегда будут с гордостью произноситься слова: «Мы, народ Казахстана», а при звучании Государственного Гимна на глазах будут наворачиваться слезы от гордости за страну.

Значимую роль в патриотическом воспитании молодежи нашего колледжа играет взаимосвязь семьи и учебного заведения. На начало нового учебного года составляются учебно-воспитательные планы работы с учащимися и индивидуальная работа с их родителями.

Цели и задачи воспитательной работы представляют собой целенаправленную деятельность, ориентированную на воспитание учащихся гражданственности, эстетических и морально-нравственных норм поведения, профессиональную ответственность и коммуникативную готовность к профессиональной деятельности, уважение общечеловеческих ценностей, развитие творческого мышления и расширение мировоззрения.

Среди основных направлении в деятельности воспитательной работы хотелось бы отметить:

  • Гражданско-патриотическое воспитание;

  • Духовно-нравственное воспитание;

  • Трудовое воспитание;

  • Эстетическое воспитание и организация досуга;

  • Правовое воспитание и профилактика правонарушений, наркотической, алкогольной и иной зависимости;

  • Работа с родителями учащихся;

  • Социально-педагогическое и психологическое сопровождение воспитательного процесса.

  • Семейное воспитание;

  • Учебно-воспитательная связь с библиотекой;

  • Национальное и интернациональное воспитание;

Одним из основных задач воспитательной работы можно выделить следующие пункты:

  • воспитание любви к Родине, в становление патриотов Казахстана, знающих историю своей страны, умеющих ценить историческое и культурное наследие её народа;

  • воспитание уважительного отношения к окружающим, предполагающего высокую культуру поведения; воспитание интереса к культуре, искусству, литературе, стремления к постоянному расширению интеллектуального кругозора.

Таким образом в течение всего учебного процесса идет тесная работа согласно составленного плана и очень часто на классных часах и минутах общения поднимаются патриотические темы. Частые гости колледжа - ветераны войны и труда, поэты и писатели земляки. Стало традицией на 1 октября – на День пожилых людей посещать дом престарелых и инвалидов с концертной программой.

Такие мероприятия очень помогают формировать чувство ответственности за судьбы старшего поколения у учащихся.

Основополагающим принципом в вопросе воспитания патриотизму молодежи является конкретно-исторический подход, основывающийся на героической истории нашего народа.

С этой целью в Кызылординском медицинском колледже на стадии завершения идет подготовка к открытию музея ветеранов. Здесь учащиеся смогут поближе узнать об истории колледжа с начала её создания и о преподавателях и выпусниках, которые своим личным примером привнесли неоценимый вклад в воспитании и становлении молодежи истинными патриотами своей Родины.

Новые цели и задачи определены Президентом страны Н.А.Назарбаевым в стратегии «Казахстан-2050». И одним из важных направлений является воспитание нового казахстанского патриотизма. И колледж сделает все, что позволит воспитать истинных патриотов Казахстана.

Подводя итог о природе казахстанского патриотизма, как о явлении социальном, а не национальном, можно высказать следующее:

  • невозможно наличие и развитие патриота без Родины, а значит, главная наша задача сохранить Родину

  • невозможно наличие и развитие патриота без родной культуры, языка и традиций, а значит, наша сверхзадача сохранять, развивать и приумножать родную культуру, язык и традиции.

  • невозможно наличие и развитие патриота без атмосферы любви и взаимопонимания, а значит, наша важная задача создать и укреплять атмосферу любви и взаимопонимания.

Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в стратегии 2030 представил свое видение государства: «Каким я представлю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети и внуки вырастут вместе с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем. Они будут патриотами своей мирной, процветающей быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире». И это действительно так. За 20 лет независимости выросло новое поколение патриотов, воспитанное в сильном независимом Казахстане. Именно нам, молодым, решать задачи, поставленные Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»- новый политический курс состоявшегося государства».


Список использованной литературы

  1. Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма. Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 11.12.2008 г №208-209 стр. 3

  2. Бакытова А. С чего начинается Родина... Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 05.06.2009 г №121-122 стр. 4

  3. Тусупбекова Л., Курятов В., Нестеренко С. Концепция процветания и благополучия. – Общенациональная ежедневная газета«Казахстанская правда» от 18.01.2008г №12-13 стр. 5

  4. Назарбаев Н.А.  Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 15.05.2008 г., №101-102 стр. 2-3

  5. Сергеев Н. Носить Казахстан в своем сердце. – Общенациональная ежедневная газета «Казахстанская правда» от 13.12.2007г № 207-208 стр. 1

Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!