Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Учебно-методический комплекс по предмету "Культурология"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Прикаспийский современный высший колледж
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Культурология»
для всех специальностей
Атырау 2020
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология» разработан преподавателем Кабдировой Н.Х.
Обсужден на заседании ПК социально-гуманитарных дисциплин
Протокол №1 от «___» . 2020 г.
Руководитель ПК А.Бегисбаев
«__»_____ 2020 г.
Одобрен научно-методическим советом колледжа
Протокол № от «___»________2020г.
Председатель Е.Н.Бурлакова
«___»_______2020 г.
Сведения о преподавателе и контактная информация:
Кабдирова Н.Х.., преподаватель социально-гуманитарных дисциплин высшей категории
Характеристика дисциплины
Дисциплина «Культурология» является общеобразовательной, гуманитарной, философской, интегративной областью научных знаний. В качестве суверенной науки существует непродолжительное время, многие вопросы, входящие в сферу ее компетенции, остаются на сегодняшний день дискуссионными. Вместе с тем мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние культуры, как содержание и процесс жизнедеятельности людей. В предлагаемом курсе культурологии культура анализируется как целостное, системное явление, общество изучается на основе закономерностей, признаков и явлений, присущих образу и содержанию жизни людей и обозначаемых как культурные.
Цель дисциплины.
Целью изучения данной дисциплины является раскрытие понятийно-проблемного поля современного культурологического знания, осмысление логики теоретического анализа целостности культуры и знакомство с основным содержанием этого процесса, ориентация студентов на знание культурных достижений человечества, выработка у них стремления и навыков самостоятельного постижения всего богатства культуры для самосовершенствования и профессионального роста.
Задачи дисциплины.
Задачи дисциплины следующие:
Раскрытие и освоение студентами:
- целостного представления о культуре, ее атрибутивных свойствах, функциях;
- исторических закономерностей развития культуры;
- многоаспектности и структурности культуры;
- категорий и понятий культуры;
- сущности фундаментальной роли и универсального характера взаимоотношения с природой, обществом, человеком;
- специфики собственно культурологического знания, отличия его от подхода других гуманитарных наук;
- подготовить студентов к самостоятельной исследовательской деятельности при написании рефератов, курсовых работ.
В результате изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление о: специфическом характере и сущности научных проблем культурологии, многообразии и самоценности различных культур, тенденциях и проблемах развития современной культуры, культуре отечественной, ее месте в системе мировой культуры и цивилизации.
Знать: формы и типы культуры, историю культуры, особенно отечественной культуры, функции культуры, языки культуры, подходы к изучению культуры, определения культуры, типологию культуры, место и роль человека, других субъектов в культурологическом процессе, основные понятия и категории культурологи, предметные области культурологи.
Уметь: объяснить феномен культуры, ее роль в жизнедеятельности человека, иметь представление о способе приобретения, хранения и передачи базисных ценностей культуры, анализировать живую практику культуры.
Приобрести практические навыки: написание эссе, составление таблиц, анализ основных терминов и понятий, подготовка докладов, изучение специальной литературы, конспектирование, развитие эрудиции.
Пререквизиты.
Для изучения данной дисциплины необходимо усвоение следующих дисциплин
Дисциплина |
Наименование разделов, тем |
1. История Казахстана |
Раздел 1 Казахстан в древности Тема: Религия, искусство, мифология Раздел П Казахстан в средневековье Тема: Великий шелковый путь на территории Казахстана Позднесредневековая городская культура Раздел Ш Казахстан в составе Российской империи Тема: Культура Казахстана в ХУШ - начале ХХ вв. Раздел 1У Казахстан в условиях тоталитарной системы Тема: Культурная жизнь Казахстана (1917-1992гг.) Культурная политика суверенного Казахстана |
Дисциплина |
Наименование разделов, тем |
2. Философия |
Раздел 1 Философия в историческом измерении Темы: Философия древнего мира Философия средних веков Философия эпохи Возрождения Философия Нового времени Философия эпохи Просвещения Философия ХХ-ХХ1 вв. Раздел П Онтология Тема: Бытие культуры Раздел Ш Тема: Человек продукт и творец культуры Раздел 1У Практическая философия Тема: Философия культуры Философия творчества Философия любви |
Постреквизиты
Знания, полученные при изучении дисциплины «Культурология» используются при освоении следующих дисциплин: социология, политология, психология, педагогика, основы права.
Содержание дисциплины по видам занятий и их трудоемкость
|
|
лекции |
практические |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1 Основные вопросы теории культурологии |
4 |
|
1 |
Введение. Культурология – наука о культуры |
2 |
|
2 |
Культура и искусства |
2 |
|
|
Раздел 2 Мировые культуры и цивилизации |
18 |
|
3 |
Культура архаики. Миф – это одна из вид культуры |
2 |
|
4 |
Культура Древнего Востока |
2 |
|
5 |
Суть Древнекитайской культуры |
2 |
|
6 |
Античная культура |
2 |
|
7 |
Новизны в античной римской культуры |
2 |
|
8 |
Арабско-персидская культура Средневековья |
2 |
|
9 |
Культура Европы в эпоху Возрождения и культура Нового времени |
2 |
|
10 |
Важность науки и техники в культуре новой эры |
2 |
|
11 |
Развитие культуры России |
2 |
|
|
Раздел 3. Теория и история отечественной культуры |
14 |
|
12 |
Древняя культура и цивилизация казахов, истоки казахской культуры |
2 |
|
13 |
Средневековая тюркская культура |
2 |
|
14 |
Ценности культуры кочевников |
2 |
|
15 |
Традиционная культура казахов. Фольклор и музыка |
2 |
|
16 |
Развитие культуры Казахстана в советский период |
2 |
|
17 |
Современная культура Казахстана |
2 |
|
18 |
Культура общения |
2 |
|
|
Раздел 4. Роль мировых религий в развитии культуры |
4 |
|
19 |
Культура буддизма |
2 |
|
20 |
Христианская цивилизация. Исламская цивилизация. |
2 |
|
|
Итого |
40 |
|
Список основной литературы.
-
Абай. Слова назидания. Алматы, 1993.
-
Назарбаев Н.А. В потоке истории. Алматы, 2000.
-
Гуревич П. Философия культуры. М.,1994.
-
Гуревич П. Культурология. М., 2003.
-
Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1994.
-
Габитов Т. Культурология. Алматы, 2001.
-
Маркова А. Культурология. М., 2000.
-
Тимошинов В. Культурология. Алматы, 1997.
-
Кармин А. Культурология. М., 2006.
-
Культурология. Под ред. Попова Е. М., 1995.
-
Культурология. Под ред. Радугина А. М., 1998.
-
Культурология. Под ред Драча Г. Р.на Дону, 1996.
-
Левикова С. Бобахо В. Культурология. М., 2000.
-
Кононенко Б. Культурология в терминах. М., 2000.
-
Каверин Б. Культурология. М., 2001.
-
Радугин А. Хрестоматия по культурологии. М., 1998.
-
Золотарева Л. История искусств Казахстана. 2000.
-
Флиер А. Культурология для культурологов. М., 2001.
-
Культурология. Энциклопедия ХХ в. Ред. Левит С. М., СПБ, 1995.
-
Античная культура. Словарь. М., 1996.
Список дополнительной литературы.
-
Маргулан А. Бегазы – дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979.
22.Библер В. Цивилизация и культура. М., 1993.
-
Гумилев Л. Ритмы Евразии. Эпоха и цивилизация. М., 1993.
-
Акишев К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата, 1984.
25.Касымжанов А. Пространство и время великих традиций. Алматы, 2001.
26.Арнольдов А. Введение в культурологию. М., 1993.
27.Бердяев Н. О культуре. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. М., 1994.
28.Каган М. Философия культуры. СПб., 1996.
29.Левяш И. Культурология. Минск, 1998.
30.Лосев А. Философия. Мифология. Культура. М., 1996.
31.Сегизбаев О. История казахской философии. Учебник для вузов. Алматы, 2001.
32.Древние цивилизации. Под ред. Бонгард-Левина Г. М., 1989.
33.Байпаков К. Е