Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Указательные местоимения
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Утверждаю
директор школы № 115 имени Д.Бабаева : Чорманова А.С.
Тема: Указательные местоимения
Задачи :
1. обучения:
- иметь понятие о значении, морфологических признаках, синтаксической роли, функции
в речи указательных местоимений;
-уметь находить указательные местоимения в речи;
-уметь определять тему и идею текста, его признаки.
2. развития:
- развивать логическое мышление;
- развивать речь;
-развивать умение проводить анализ собственной деятельности.
3. воспитания:
-воспитывать в себе культуру общения;
-воспитывать в себе бережное и уважительное отношение к книге (реализовывалась через воспитательный потенциал текстов).
- уметь строить взаимодействие с одноклассниками – членами группы;
-умение организовывать собственную деятельность
Ожидаемые результаты:
1.Узнать, какие местоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль,.
2. Познакомиться с некоторыми грамматическими нормами употребления указательных местоимений ).
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР,НА СЕЙ РАЗ)
3.Различать местоимение от других частей речи,.
от других частей речи,.
Цель урока
Форма обучения :фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Методы обучения: на уроке используются элементы объяснительно-илюстративного, практического, частично поискового методов.
Оборудование: раздаточный материал (Приложения 1-8), мультимедиа проектор, интерактивная доска (экран), компьютер, «Толковый словарь» С.И.Ожегова
Ход урока
-
Организационный момент урока
Психологический настрой. Дети встают в круг и желают друг другу удачи
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
Ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит
2. Деление класса на группы «Личные» «Притяжательные» « Возвратное» (стихотворение разделенные на предложения детям нужно восстановить текст стихотворения)
1. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
2.Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
3.Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
Задание : « Восстанови правило»
Местоимение – это …….
Личные местоимения - ……
Возвратное местоимение - …..
Притяжательные местоимения - ……
На учебном этапе «Восстанови правило » ученики должны провести взаимооценивание по критериям : 1 знатькакие местоимения относятся к разряду личных, притяжательных, возвратное, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль.
Прослушивание песни М. Бернс « С чего начинается Родина» (2,31 мин )
«Ассоциационный куст» Ребята, прослушав песню и посмотрев слайд о Родине
Вам такое задание: О чем это песня ? И все таки с чего же начинается по вашему Родина?
-
Создание проблемной ситуации.
Добиваться в жизни прекрасного, открывать в людях и в самих себе такие богатства и такую силу, о какой вы не подозреваете, доводить все достоинства в человеке до полного расцвета, искать и находить поэтическую сущность всюду, где она есть, даже в сухом стебелке сена, и тем самым всё прибавлять и прибавлять людям счастья – разве это не чудо из чудес на нашей земле? Ведь мы еще так мало и так плохо знаем (хотя и уверены в обратном).
(К. Паустовский)
- Давайте прочитаем текст, который отображается на экране.
- О чём говорится в тексте?
- Найдите местоимения в тексте. Назовите их. Определите разряд по значению (наши –возвратное- собой, притяжательные – его, они – личные, ).
- Давайте проверим, все ли местоимения мы нашли. Какие местоимения остались без нашеговнимании? Почему? (Без внимания остались местоимения такой).
3. Целеполагание.
-Давайте сначала попробуем определить, какие цели мы поставим перед собой. Я
прошу каждого из вас взять карту урока (Приложение 1). Посмотрите на шапку таблицы. Какую информацию вы сможете найти в этой карте?
-Верно. Весь урок будет состоять из нескольких учебных элементов. В карте указаны
учебные элементы нашего урока по порядку, цели, которых мы должны достичь при выполнении каждого элемента, указания на материал для работы, на способы деятельности и рекомендации, то есть пояснения того, как мы будем работать: все вместе, индивидуально или в группе.
- Сейчас я прошу вас выполнить задание УЭ-1. (Работа с таблицей рефлексии.Приложение2)
- Давайте посмотрим, какие же цели мы сегодня поставим перед собой? (Узнаем, какиеместоимения относятся к разряду указательных, каково их значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, а также познакомимся с некоторыми грамматическими нормамиупотребления указательных местоимений ).
.- Указательных местоимений в русском языке не так много. Вот они:
ТОТ, ЭТОТ, ТАКОЙ, ТАКОВ, СТОЛЬКО, СЕЙ (в сочетаниях ДО СЕЙ ПОРЫ, ДО СИХ ПОР,НА СЕЙ РАЗ)
Работа с предлогами.
- Обратите внимание на следующие сочетания. Отчего зависит выбор предлогов о и об?
Обэтом – о том
Обэтой – о той
Обэтих – о тех
- Составьте и запишите словосочетания с данными указательными местоимениями (об этой столице, об этом символе, об этой странео том государстве)
4. Работа в группах.
Стратегия «Редактор» учащиеся должны будут восстановить правило о местоимении
Указательное местоимение этот, тот, такой изменяются по………
Указательные местоимения это - …..
Указательные местоимения в предложении являются …..
Группа 1
1. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
3. Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения?
Группа 2
1. Просклоняйте местоимение ЭТОТ
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ЭТОТ в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
-
Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ЭТОТ, а следовательно, и остальные указательные местоимения
Группа 3
1. Просклоняйте местоимение ТОТ.
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ТОТ, в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
-
Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ТОТ, а следовательно, и остальные указательные местоимения
5.Стратегия «Лови ошибку» дается каждой группе тексты, в которых допущены ошибки их нужно, правильно восстановить и выписать местоимения, просклонять по падежам, определитьзначениеместоимении.
1. Казахстан находиться в Центральной Азии , на стыке Европы и Азии. Это токая страна, территория которой равно Западной Европе. На севере Казахстан граничит с Россией , ас восточной стороны – с Китаем. На западной границе этой страны – Каспийское море, богатое невтянымиместарождениями
2. Казахстан - моя Родина, мое Отечество. Земля, где родился человек и вырос, остается в его сердце навсегда. Горы и равнины, реки и озера, бескрайние степи и песчаные пустыни - все это наш Казахстан. До чего же разнообразен этот животный мир! Каспийский осетр, горный барс, архары, сайгачье стада, беркут и сокол, много-много других животных и птиц всегда являлись и являются гордостью казахстанцев. Смотрю на эту карту и поражаюсь, ведь вся таблица Менделеева находится в недрах нашего Казахстана, и ведь не просто находится, а имеется в огромных количествах: и газ, и нефть, и металлы, и соли, и огромные запасы пресной и минеральной воды.
3.У каждого человека есть фамилия, имя, отчество. А что является фамилией, именем, отчеством моей страны? Гимн, флаг, герб! Флаг наш голубого цвета означает мир и благополучие. Золотое солнце с лучами - покой и богатство. А парящий орел олицетворяет щедрость и зоркость, высоту этих помыслов. Сколько доброго хочется сказать о своем Казахстане! Как изменился его внешний облик: прекрасная архитектура, европейский стиль, обилие культурных центров, мест, где молодежь может отдохнуть и провести свой досуг. Конечно, наряду с положительными факторами еще много такого негативного в нашей жизни, но я верю, что пороки нашего общества уйдут в прошлое.
-
5.Стратегия «Найди пару» Дается начало пословицы которому нужно найти пару : задание восстановив полную версию пословицы ,нужно выписать указательные местоимения и просклонять по падежам.
Где топнет народ, там озеро пробьет.
Кто богат землей, у того богатая страна.
Опасайся того, кто входит со смехом, а выходит с ворчанием.
Что где родится, то там и годится. Что где рожается, то там и пригождается.
Маленький воробей и тот свое гнездо оберегает.
Где кто родится, там и пригодится.
В каком народе живёшь, того обычая держись.
О том, что Земля круглая, теперь знает каждый ребенок. А несколько столетий назад об этом догадывались немногие. И еще меньше было тех, кто говорил об этом. Большинство ученых доказывало обратное. Если земля круглая, утверждали они, значит, половина людей ходит вверх ногами, а этого быть не может
Рефлексия
Что я узнал …. Чего я достиг
Домашнее задание :
Разноуровневые задания:
1 уровень.
Составьте предложения о близких и отдаленных предметах в классе, употребив указательные местоимения
2 уровень
Упр.608 Выписать предложения с указательными местоимениями Определить род падеж и их синтаксическую роль.
3 уровень
Продолжите сказку « В некотором царстве в некотором государстве жили, были местоимения. Жили они очень дружно . Однажды случилось невероятная история с указательными местоимениями….
Приложение 1
Карта урока
№ УЭ |
Стратегии урока |
Способы деятельности |
Учебный материал(дополнительный материал) |
Действие ученика |
Оценивание |
1 |
Стратегия «Восстанови правило» |
Повторение пройденного материала . |
|
Индивидуально |
Взаимооценивание Приложение 6 |
2 |
«Ассоциационный куст» Ребята, прослушав песню и посмотрев слайд о Родине Вам такое задание : О чем это песня ? И все таки с чего же начинается по вашему Родина? |
Сделать ассоциационный куст к слову Родина. |
|
Групповая |
Устное поощрение учителя |
3 |
Целеполагание: Определить цель учебной деятельности на уроке |
Вдумайтесь в название темы урока «Указательные местоимения». Запишите в таблицу Приложения №2 в столбец 1 «Цели урока» ответ на вопросы: что я сегодня узнаю на уроке? Чемусмогу научиться? |
Приложение №2 «Таблица рефлексии» |
|
|
4 |
Стратегия «Редактор» |
Правильное восстановление правила . Уметь склонять по падежам, изменять по родам и числам |
Приложение 3 |
Индивидуально |
Взаимооценивание Приложение 6 |
5 |
Стратегия «Лови ошибку» |
Найти допущенные ошибки в тексте , правильно восстановите и выпишите местоимения, определить значение местоимении. Разряд род, число, падеж.
|
Приложение 4 |
Групповая работа |
Критериальное оценивание по группам
Приложение 6 |
6 |
Стратегия «Найди пару» |
Дается предложение нужно найти предложение схожее по смыслу. Создается пара. Каждой паре дается одно указательное местоимение. Нужно распределить предложения по смыслу на две группы. Определить морфологическое значение местоимения |
|
Парная работа |
Оценивание критериально «Крест на крест»
Приложение 6
|
7 |
Домашнее задание |
Разноуровневое задание |
Приложение 5 |
Индивидуально |
Разноуровневое оценивание 1 уровень -3 2 уровень -4 3 уровень -5 |
8 |
Рефлексия |
|
Приложение 2 |
Индивидуально |
|
Приложение 2.
Таблица рефлексии.
Какие цели стоят передо мной? |
Результат моей деятельности на уроке |
Достиг ли я целей , которые поставил |
||
Что я должен я знать? |
|
Что я узнал на уроке? |
|
|
Чему я должен научиться? |
|
Чему я научился? |
|
|
Приложение 3
Группа 1
1. Просклоняйте местоимение ТАКОЙ.
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ТАКОЙ в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
3. Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ТАКОЙ, а следовательно, и остальные указательные местоимения?
Приложение 3
Группа 2
1. Просклоняйте местоимение ЭТОТ
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ЭТОТ в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
-
Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ЭТОТ, а следовательно, и остальные указательные местоимения
Приложение 3
Группа 3
1. Просклоняйте местоимение ТОТ.
Падежи Единственное число Множественное число
Именительный падеж
Родительный падеж
Дательный падеж
Винительный падеж
Творительный падеж
Предложный падеж
2. Употребите местоимение ТОТ, в нужном роде.
______________ звук
______________ красота
______________ разочарование
-
Сделайте вывод: как же изменяется местоимение ТОТ, а следовательно, и остальные указательные местоимения
Приложение 4
Казахстан находиться в Центральной Азии , на стыке Европы и Азии. Это токая страна, территория каторой равно Западной Европе. На севере Казахстан граничит с Россией , а с восточной стороны – с Китаем. На западной гронице этой страны – Каспийское море, богатое невтянымиместарождениями
Приложение 4
2. Казакстан - мая Родина, мое Отечества. Земля, где родился челавек и вырос, остается в его сердце навсегда. Горы и ровнины, реки и озера, бескрайние степи и песчаные пустыни - все это наш Казахстан. До чего же разнообразен этот животный мир! Каспийский осетр, горный барс, архары, сайгачье стада, беркут и сокол, много-много других животных и птиц всегда являлись и являются гордостью казахстанцев. Смотрю на эту корту и паражаюсь, ведь вся таблица Менделеева находится в недрах нашего Казакстана, и ведь не просто находится, а имеется в ограмных количествах: и газ, и нефть, и металлы, и соли, и огромные запасы пресной и минеральной воды.
Приложение 4
У каждаго человека есть фамилия, имя, отчества. А что является фамилией, именем, отчеством моей страны? Гимн, флаг, герб! Флог наш голубого цвета означает мир и благополучие. Золотое солнце с лучами - покой и богатство. А парящий орел олицетворяет щедрость и зоркость, высоту этих помыслов. Сколько добраго хочется сказать о своем Казахстане! Как изменился его внешний облик: прекрасная архитектура, европейский стиль, обилие культурных центров, мест, где молодежь может отдохнуть и провести свой досуг. Конечно, наряду с паложительными факторами еще много такого негативного в нашей жизни, но я верю, что пароки нашего общества уйдут в прошлое
Приложение 6
Домашнее задание :
Разноуровневые задания:
1 уровень.
Составьте предложения о близких и отдаленных предметах в классе, употребив указательные местоимения
2 уровень
Упр.608 Выписать предложения с указательными местоимениями Определить род падеж и их синтаксическую роль.
3 уровень
Продолжите сказку « В некотором царстве в некотором государстве жили, были местоимения. Жили они очень дружно . Однажды случилось невероятная история с указательными местоимениями….
Приложение 7
Оценивание в баллах на каждое задание по отдельности 1-4
Имя Фамилия ученика ________________________________________
|
Оценивание |
|
|
|
|
|
|
« Восстанови правило» |
Взаимооценивание |
|
|
|
|
|
|
«Редактор» |
Самооценивание |
|
|
|
|
|
|
«Лови ошибку» |
Критериальное оценивание 1.Найти допущенные ошибки в тексте. 2.Правильно восстановите 3.Выпишите местоимения, 4.Определить значение местоимении. 5.Разряд 6.Род 7.Число, 8.Падеж. |
|
|
|
|
|
|
«Найди пару» |
Оценивание «Крест на крест» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Где топнет народ,
там озеро пробьёт
Кто богат землей,
у того богатая страна.
Опасайся того, кто входит со смехом,
а выходит с ворчанием.
Что где родится,
там и годится.
Что где рожается,
то там и пригождается.
Маленький воробей и
тот свое гнездо оберегает.
Где кто родится,
там и пригодится.
В каком народе живёшь,
того обычая держись.
1. Я и МЫ, ТЫ и ВЫ,
ОН, ОНА, ОНО, ОНИ –
Все слова отличные,
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Все местоимения.
2.Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
3.Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)