Западно-Казахстанская область
Бурлинский
район
КГУ
«Пугачесвкий комлекс школа - детский сад».
Учитель
русского языка и литературы: Токпанова А.Ж.
Урок литературы
в 5 классе
Тема: Г.Х. Андерсен
«Снежная королева»
Цели
урока: расширение знаний обучающихся о жизни и творчестве Г.
-Х.Андерсена,
работа
над навыком отбора художественного материала,
необходимого для раскрытия идеи произведения.
Задачи
Образовательные:
Научить выделять главное в художественном произведении, обобщать,
делать выводы и анализировать образы с учетом их внутреннего мира и
внешнего описания,.
Развивающие:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить,
обобщать и оценивать литературный материал; способствовать развитию
речи, памяти, логического мышления, воображения, творческой
фантазии, навыков самоутверждения и самооценки; развивать у детей
чувство радости, успеха в учении, интереса к предмету через игровую
форму.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы. Способствовать
воспитанию умения внимательно выслушивать мнение других,
уважительно относиться к ответам одноклассников, работать в парах,
совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной формы
работы учащихся.
Оборудование:
портрет писателя, сборник сказок, иллюстрации к сказке «Снежная
королева», мультимедийный проектор.
Ход
урока
-
Организационный
момент
Сегодня мы продолжим говорить о волшебном, загадочном мире сказок.
Сказки живут с человеком с самого рождения. Они учат нас
сопереживать героям, осуждать зло и восхищаться добротой.
Мотивация учебной
деятельности
Давайте
поиграем с вами в игру и попробуем угадать сказки по словам
1. «Скажи мне,
кудесник, любимец богов,
Что сбудется в
жизни со мною? (Пушкин А.С. Песнь о вещем Олеге)
-
Сев на коня, он
поехал; и долго ли, мало ли ехал,
Только уж вот он близко столицы; навстречу толпами (Жуковский В.А.
«Сказка о царе Берендее»)
-
Снег валится на
поля,
Вся
белешенька земля. (Пушкин А.С «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях»)
-
Скажите, перу какого писателя принадлежат эти сказки?
II. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об
замечательном писателе Г.-Х. Андерсене и об одной его сказке.
Догадайтесь, как они называются по ключевым словам.
Девочка и мальчик,
маленькая разбойница, принц и принцесса (Снежная королева).
Совершенно верно. Мы
отправимся в сказку Г. Х. Андерсена “Снежная королева”. Но прежде
нужно вспомнить, а что такое сказка.
Сказка - это
вымышленный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Сказки бывают
народные и авторские (литературные). Над какой сказкой мы с вами
будем работать? (над литературной).
-
Работа по теме
урока.
-
Сообщение ученика
о творчестве Г. Х. Андерсена.
Ганс
Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
Появился будущий сказочник в семье прачки и сапожника. Первые
сказки он услышал от отца. Маленький мальчик переделывал сказки
по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их,
но слушал их только старый кот по имени Карл. Андерсен был
единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей,
жил вольно и беззаботно. У Ганса были самодельные игрушки,
картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и
разыгрывал для себя спектакли.
В 1835
году издает три сборника своих произведений "Сказки, рассказанные
для детей". Постепенно сказки занимают основное место в его
творчестве.
Потом выходят самые
чудесные сказки: "Стойкий оловянный солдатик", "Соловей", "Гадкий
утенок", "Дюймовочка", "Свинопас". Всего Андерсен написал 170
сказок.
Всю
жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком,
так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти
из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к
числу наиболее читаемых во всем мире. Датчане свято берегут память
о славном сказочнике. В столице государства, городе Копенгагене,
есть памятник Г.Х.Андерсену.
-
Просмотр мультфильма «Снежная Королева»
Скажите
о каких качествах человека говорится в сказке, применительно к Каю
и Герде?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- На предстоящих уроках поговорим о сказке «Снежная королева», о
великой силе любви и дружбы.
Запись темы. Формулировка целей и задач.
-
Чтение по ролям
«Кай
и Герда не были родственниками, но любили друг друга, как брат и
сестра…»
Вопросы по прочитанному
отрывку:
- Какие отношения связывали
мальчика и девочку?
(они дружили и любили
друг друга как брат и сестра, они очень хорошо относились к друг
другу…)
- Что мы можем сказать о
чертах их характеров?
( они были добрыми,
отзывчивыми, умели дружить…)
- Где жили Кай и Герда? Что
мы можем сказать об их семьях?
( Они жиле в бедных
домах под крышей, они были из бедных семей)
- Но несмотря, ни на что у
них было счастливое детство, со своими секретными играми,
придуманными сказками. Где они любили играть?
(На скамеечке под
розами)
.
-
Физкультминутка.
-
Чтение следующего отрывка
«- Ай!
– воскликнул вдруг мальчик. – Меня кольнуло прямо в сердце и что-то
попало в глаз! – мальчик мигал, стараясь освободиться от соринки. –
Должно быть, сама выскочила, - сказал он наконец. …»
Вопросы по прочитанному
отрывку:
- Какой момент изображен
перед нами?
(Момент, когда Каю в
глаз и сердце попал осколок волшебного зеркала)
- А что же это за зеркало,
что в нем волшебного, откуда оно взялось во дворе Кая и Герды?
(История зеркала и
тролля)
- Чем опасно то, что
зеркало попало Каю и в глаз, и в сердце?
( он теперь видит в
людях только дурное, и сердце его наполовину заморозилось)
-Как изменилось поведение
Кая?
( он стал злым, всех
передразнивал, но больше всего он обижал Герду)
- Какой дурной поступок он
совершил самым первым?
(Обидел герду и сорвал
розы)
-Эти розы были друзьями Кая
и Герды, когда они дружили, они любили с ними играть и даже
целовали их, но как только Кай изменился, он сломал обе розы и
впервые обидел Герду. Подумайте, символом чего являются роза в этой
сказке?
(символом безграничной
любви и дружбы, а так же всего прекрасного)
-
Чтение следующего отрывка.
«Это была Снежная королева. Она подхватила его, и они взвились и
сели на черную тучу. Буря плакала и стонала, - казалось, она поет
старинные песни. Кай и Снежная Королева летели над лесами и
озерами, над морями и сушей. Под ними дули холодные ветры, выли
волки, сверкал снег, пролетали с криком черные вороны, а над ними
сиял большой ясный месяц. Кай смотрел на него всю долгую-долгую
зимнюю ночь, а днем заснул у ног Снежной королевы».
Вопросы по прочитанному отрывку:
-
Почему Снежная королева выбрала Кая, а не Герду?
(потому, что Кай уже стал плохим мальчиком, он никого не
любил)
-
Связано ли это с тем, что Кай стал жертвой осколков волшебного
зеркала?
(Да, он стал таким из-за зеркала)
- А
что случилось с сердцем Кая при встрече со Снежной Королевой?
(
Его сердце замерзло полностью)
-Когда Кай первый раз увидел Снежную Королеву? Как он
отреагировал?
(когда большая снежинка упала к нему на окно, он
испугался)
-
Какой показалась Каю Снежная Королева во второй раз?
(Очень красивой и умной)
-О
чем это говорит? Почему Кай, уже не испугался, а даже потянулся к
Снежной Королеве?
(Он стал ближе к ней по духу)
VII. Дальнейшее чтение сказки
- Что движет Гердой, когда она
решается отправиться на поиски Кая? ( Любовь. Она очень скучает,
она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он
причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым
сердцем.)
-
Шесть шляп
Белая- факты
Желтая-позитивная
Синяя-обобщения
Черная-противоречия, негативная
Зеленная-творчество (синквейн.фишбоун,класстер,эссе)
Красная-эмоции
-
Рефлексия.
-
Осмысление
содержания
Прием «Верю – не
верю»
-
Кай и Герда жили в
маленькой деревне.
-
Дети читали книжки
и ухаживали за цветами.
-
Зеркало тролля
имело необыкновенное свойство превращать все безобразное в
прекрасное.
-
Занозы из
странного зеркала делали людей злыми.
-
Заноза тролля попала через глаз в
сердце мальчика, сделав его ледяным.
-
Кай стал непослушным, злым и
насмешливым.
-
Снежная королева была удивительно
безобразна?
-
Красота Снежной королевы стала для
Кая верхом совершенства?
Подведение
итогов.
-
Самостоятельная работа.
Составить
сравнительную характеристику героинь.
-
Игра «Литературное лото»
Ученикам
даются 6 бумажных «фишек» – квадратиков с названием терминов.
Правильно расположите фишку, закрыв нужный квадратик в лото.
Завязка, зачин, ирония, конфликт, сказка,
олицетворение, пейзаж.
-
-
Скрытая насмешка, осмеяние
|
Жанр фольклора, рассказ о выдуманных событиях
|
Устойчивая формула, с которой начинается сказка
|
Описание природы в литературном произведении
|
Начало развития событий в произведении
|
Изображение неодушевленного предмета как одушевленного,
наделение неживых предметов человеческими качествами.
|
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание: сравни
мультфильм и сказку «Снежная Королева»