|
Ф.И.О. учителя |
Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы |
|
Предмет/класс |
Русский язык и литература, 9 класс |
|
№ урока/№ недели |
Урок 37, неделя |
|
Название раздела |
« Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» |
|
Тема урока |
Спешите делать добро |
|
Цели обучения со ссылкой на учебную программу |
9.1.3.1 понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям; 9.2.5.1 участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы 9.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения |
|
Цели урока (количество определяется содержанием) |
На уроке вы определите : тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; духовно-нравственные ценности героев рассказа; Вы сможете: -участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы - расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; |
|
Критерии оценивания |
Определит тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; духовно-нравственные ценности героев рассказа. Раскроет положительные и отрицательные черты характера героев; выделит наиболее важные качества в человеке. Примет участие в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы Расставит знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
|
Этапы урока, время |
Действия учителя |
Действия ученика |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||
|
Актуализация темы и цели урока 1 мин 2 мин
Новая тема 2 мин 1 мин 2 мин 2 мин |
Знакомство с темой, целями урока Здравствуйте, ребята! Психологический настрой. Деление учащихся на 4 группы: Цветочки 1группа: ребенок, ребята,дитя, дети, малыш, младенец 2группа: очаг, дом, изба, гнездо, пристанище, небоскреб 3группа: девочка, юница, дама, девица, леди, миледи 4группа:мать, мама, маманя, мамушка, мамулечка, родительница После деление на группы, каждая группа дает себе название. Объясняют, почему дали такое название.
Учитель : у вас на руках есть распечатанные стихотворение Расула Гамзатова «Слово о матери». Будете слушать и читать вместе с видеоматериалом. Задание: слушайте и читайте стих-е. - определите тему стихотворения и объясните постановку двоеточия в последнем предложении. Трудно жить, навеки Мать утратив. Нет счастливей нас, чья мать жива. Именем моих погибших братьев Вдумайтесь, молю, в мои слова. Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите, От обид, от тягот и забот. Боль за сыновей, подобно мелу, Выбелит ей косы до бела. Если даже сердце очерствело, Дайте маме капельку тепла. Если сердцем стали вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова. Знайте: дети ранят всех больней! . Учитель: знакомит с темой и целью урока. Раздел« Отцы и дети: диалог и конфликт поколений». Тема урока: о ценности матери для человека по мотиву рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». На уроке вы: -определите тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; - определите духовно-нравственные ценности героев рассказа; - закрепите навыки постановки знаков препинания в БСП; Вы сможете: -раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев; выделять наиболее важные качества в человеке; Учитель: Мы узнаем и проанализируем содержание рассказа путем использования приема «Т.В.О.», где Т – означает текст, В – вопрос, О – ответ. (Г) Задание: Прочитайте отрывок текста. Ответьте на вопрос по нему.
Главная героиня Катерина Петровна, пожилая больная женщина, одиноко живущая в российской глубинке, видела свою дочь Настю три года назад. Ежегодно от нее из Ленинграда Катерина Петровна получала только денежные переводы: один в два-три месяца. Всего 12 , а может, 18 денежных переводов по 200 рублей каждый. Давайте об этом прочитаем в тексте. 1 группа: Т: «Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. … Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». В: Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют Настю. Объясните. Ответьте на вопрос: Как характеризуют Настю денежные переводы и сообщения, написанные в них. О: Настя думает, что посылая деньги, она заботится о матери. Она не понимает, что Катерине Петровне нужны не деньги, а ее внимание и забота, выражающаяся или в письмах, или в приездах, даже краткосрочных. Все это говорит о душевной глухоте Насти. Она вспоминала о матери только тогда, когда посылала денежные переводы.
2 группа: Учитель: Катерина Петровна постоянно ждет свою ненаглядную Настю. Вот что случилось однажды ночью. Т: «Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада. Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти. Около калитки Катерина Петровна тихо спросила: - Кто стучит? Но за забором никто не ответил. - Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён».. В: Найдите в этом отрывке словосочетания, характеризующие внутреннее состояние Катерины Петровны. Опишите душевное состояние главной героини. Докажите, что в выделенном БСП второе предложение дополняет первое. О: Заколоченная несколько лет калитка; впервые за этот год вышла из дома; шла медленно, ощупью; позабытые звезды; палые листья; побрела назад. Главная героиня чувствует одиночество. Заколоченная калитка говорит о том, что к ней никто не ходит, кроме сторожа Тихона и Манюшки, дочери соседа, колхозного сапожника. Она сильно болеет, потому что уже почти год не выходит из дома. В выделенном БСП второе предложение дополняет первое, и это можно проверить союзом что. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала, ЧТО это был её клён». 3 группа: Учитель: Катерина Петровна находится в состоянии полного одиночества и отчаяния. И в ту же ночь пишет письмо любимой дочери, наполненное болью и одиночеством. Прочитаем его. Т: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай хоть поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать. Смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет- совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; что вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». В: Дайте характеристику главной героине, отвечая на следующие вопросы: Что вас удивило в письме Катерины Петровны? Почему в таком коротком письме она пишет об окружающей природе? Ведь обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках? О: Катерине Петровне не о ком писать. Единственная родная душа для неё – это дочь Настя. А «плохая осень» - это одиночество матери. 4 группа: Учитель: Давайте узнаем, как отреагировала Настя на полученное письмо? Т: «Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.… Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». В: Найдите словосочетания, характеризующие душевное состояние Насти. О: Глухое беспокойство, безмолвный укор и холодные глаза. Совесть героини спит, но она есть. И есть надежда, что когда-нибудь ее совесть проснется. Не было бы поздно.
Разминка. «Да, Нет, Незнаю»
1. Паустовский пришел к Катерине Петровне? 2. Катерина Петровна живет в деревне? 3. Настя получила письмо от матери? 4. Настя пришлет ли 200рублей соседям? 5.Любите ли вы писать письмо своим родным?
2 ( Г) Творческое задание. Задание: Рассмотрите кадры из фильма «Телеграмма» (режиссёр Ю.Щербаков, 1957 г.). Восстановите сюжет рассказа, распределив кадры в нужной последовательности. Расскажите последовательность событии, определяя тему и идею текста.
Правильный ответ: 2, 3, 1, 4, 5
Платформа «Wordwall» Задание – https://wordwall.net/ru/resource/74741662 ответить на вопросы по рассказу . 1 вопрос Ответьте на вопрос и дайте свое мнение по нему.
Ответы учащихся. Да. Смерть матери, единственной родной души на свете, произведёт переворот в холодной душе Насти. Она смягчится. И постарается стать самой любящей мамой для своих будущих детей. Нет. Настя не нуждалась в материнском тепле много лет, и сама его не дарила. Это – её натура. 2 вопрос: Определите тему и основную мысль рассказа. Примерные ответы: Тема - о жизни и смерти одинокой, старой женщины Катерины Петровны, оставленной и покинутой дочерью Настей. 3 вопрос: Основная мысль - нужно не забывать о родителях, помнить о них, навещать и писать. |
Учащиеся встают в круг, чтобы начать урок. Ученики делятся на группы. Берут по цветочку, сзади него есть слова, по которым они делятся. Объясняют свою группу. Делятся мыслями в группе, вслух проговаривают о названии группы, почему? Учащиеся делятся своими мыслями и видениями по кадру стихотворения
Примерные ответы учащихся. Тема стихотворения - мать, любовь к матери. «Знайте: дети ранят всех больней!» - бессоюзное сложное предложение. Второе предложение дополняет первое – поэтому поставлено двоеточие. Можно проверить союзом что Учащиеся прочитывают текст, обсуждают вопрос и отвечают на вопросы Учащиеся по вопросу учителя, отвечают по нему, вставая на таблички Восстанавливают рисунки по сюжету |
|
||||||||||||||||||||
|
Рефлексия 1 мин |
Оцените свою работу, используя простые и сложные предложения.
Для того чтобы оценить свою работуғ вы должны взять свой цветочек и опустить его в воду, проговорив свои мысли по началу предложений. Предположения учащихся.
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
Итог урока 1 мин
|
Ребята, наш урок подошел к концу. На уроке вы: -определили тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; - определили духовно-нравственные ценности героев рассказа; - закрепите навыки постановки знаков препинания в БСП; Вы смогли: -раскрыть положительные и отрицательные черты характера героев; выделять наиболее важные качества в человеке; Вы участвовали в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.
Обратная связь: «Острова» |
|
|
Приложение
1

2

3

5

4

жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма" в 9 классе
Урок по произведению К.Паустовского "Телеграмма" в 9 классе
|
Ф.И.О. учителя |
Кажаева Нургуль Кабдрашиткызы |
|
Предмет/класс |
Русский язык и литература, 9 класс |
|
№ урока/№ недели |
Урок 37, неделя |
|
Название раздела |
« Отцы и дети: диалог и конфликт поколений» |
|
Тема урока |
Спешите делать добро |
|
Цели обучения со ссылкой на учебную программу |
9.1.3.1 понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям; 9.2.5.1 участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы 9.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения |
|
Цели урока (количество определяется содержанием) |
На уроке вы определите : тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; духовно-нравственные ценности героев рассказа; Вы сможете: -участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы - расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях; |
|
Критерии оценивания |
Определит тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; духовно-нравственные ценности героев рассказа. Раскроет положительные и отрицательные черты характера героев; выделит наиболее важные качества в человеке. Примет участие в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы Расставит знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях. |
|
Этапы урока, время |
Действия учителя |
Действия ученика |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||
|
Актуализация темы и цели урока 1 мин 2 мин
Новая тема 2 мин 1 мин 2 мин 2 мин |
Знакомство с темой, целями урока Здравствуйте, ребята! Психологический настрой. Деление учащихся на 4 группы: Цветочки 1группа: ребенок, ребята,дитя, дети, малыш, младенец 2группа: очаг, дом, изба, гнездо, пристанище, небоскреб 3группа: девочка, юница, дама, девица, леди, миледи 4группа:мать, мама, маманя, мамушка, мамулечка, родительница После деление на группы, каждая группа дает себе название. Объясняют, почему дали такое название.
Учитель : у вас на руках есть распечатанные стихотворение Расула Гамзатова «Слово о матери». Будете слушать и читать вместе с видеоматериалом. Задание: слушайте и читайте стих-е. - определите тему стихотворения и объясните постановку двоеточия в последнем предложении. Трудно жить, навеки Мать утратив. Нет счастливей нас, чья мать жива. Именем моих погибших братьев Вдумайтесь, молю, в мои слова. Как бы ни манил вас бег событий, Как ни влек бы в свой водоворот, Пуще глаза маму берегите, От обид, от тягот и забот. Боль за сыновей, подобно мелу, Выбелит ей косы до бела. Если даже сердце очерствело, Дайте маме капельку тепла. Если сердцем стали вы суровы, Будьте, дети, ласковее с ней. Берегите мать от злого слова. Знайте: дети ранят всех больней! . Учитель: знакомит с темой и целью урока. Раздел« Отцы и дети: диалог и конфликт поколений». Тема урока: о ценности матери для человека по мотиву рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма». На уроке вы: -определите тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; - определите духовно-нравственные ценности героев рассказа; - закрепите навыки постановки знаков препинания в БСП; Вы сможете: -раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев; выделять наиболее важные качества в человеке; Учитель: Мы узнаем и проанализируем содержание рассказа путем использования приема «Т.В.О.», где Т – означает текст, В – вопрос, О – ответ. (Г) Задание: Прочитайте отрывок текста. Ответьте на вопрос по нему.
Главная героиня Катерина Петровна, пожилая больная женщина, одиноко живущая в российской глубинке, видела свою дочь Настю три года назад. Ежегодно от нее из Ленинграда Катерина Петровна получала только денежные переводы: один в два-три месяца. Всего 12 , а может, 18 денежных переводов по 200 рублей каждый. Давайте об этом прочитаем в тексте. 1 группа: Т: «Писем от Насти тоже не было, но раз в два-три месяца веселый молодой почтарь Василий приносил Катерине Петровне перевод на двести рублей. Он осторожно придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там, где не надо. Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. … Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо». В: Выделите в тексте ключевые слова и словосочетания, которые характеризуют Настю. Объясните. Ответьте на вопрос: Как характеризуют Настю денежные переводы и сообщения, написанные в них. О: Настя думает, что посылая деньги, она заботится о матери. Она не понимает, что Катерине Петровне нужны не деньги, а ее внимание и забота, выражающаяся или в письмах, или в приездах, даже краткосрочных. Все это говорит о душевной глухоте Насти. Она вспоминала о матери только тогда, когда посылала денежные переводы.
2 группа: Учитель: Катерина Петровна постоянно ждет свою ненаглядную Настю. Вот что случилось однажды ночью. Т: «Как-то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада. Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову теплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти. Около калитки Катерина Петровна тихо спросила: - Кто стучит? Но за забором никто не ответил. - Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён».. В: Найдите в этом отрывке словосочетания, характеризующие внутреннее состояние Катерины Петровны. Опишите душевное состояние главной героини. Докажите, что в выделенном БСП второе предложение дополняет первое. О: Заколоченная несколько лет калитка; впервые за этот год вышла из дома; шла медленно, ощупью; позабытые звезды; палые листья; побрела назад. Главная героиня чувствует одиночество. Заколоченная калитка говорит о том, что к ней никто не ходит, кроме сторожа Тихона и Манюшки, дочери соседа, колхозного сапожника. Она сильно болеет, потому что уже почти год не выходит из дома. В выделенном БСП второе предложение дополняет первое, и это можно проверить союзом что. Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала, ЧТО это был её клён». 3 группа: Учитель: Катерина Петровна находится в состоянии полного одиночества и отчаяния. И в ту же ночь пишет письмо любимой дочери, наполненное болью и одиночеством. Прочитаем его. Т: «Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай хоть поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать. Смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет- совсем уж не тот, да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; что вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». В: Дайте характеристику главной героине, отвечая на следующие вопросы: Что вас удивило в письме Катерины Петровны? Почему в таком коротком письме она пишет об окружающей природе? Ведь обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках? О: Катерине Петровне не о ком писать. Единственная родная душа для неё – это дочь Настя. А «плохая осень» - это одиночество матери. 4 группа: Учитель: Давайте узнаем, как отреагировала Настя на полученное письмо? Т: «Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.… Художники звали её Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». В: Найдите словосочетания, характеризующие душевное состояние Насти. О: Глухое беспокойство, безмолвный укор и холодные глаза. Совесть героини спит, но она есть. И есть надежда, что когда-нибудь ее совесть проснется. Не было бы поздно.
Разминка. «Да, Нет, Незнаю»
1. Паустовский пришел к Катерине Петровне? 2. Катерина Петровна живет в деревне? 3. Настя получила письмо от матери? 4. Настя пришлет ли 200рублей соседям? 5.Любите ли вы писать письмо своим родным?
2 ( Г) Творческое задание. Задание: Рассмотрите кадры из фильма «Телеграмма» (режиссёр Ю.Щербаков, 1957 г.). Восстановите сюжет рассказа, распределив кадры в нужной последовательности. Расскажите последовательность событии, определяя тему и идею текста.
Правильный ответ: 2, 3, 1, 4, 5
Платформа «Wordwall» Задание – https://wordwall.net/ru/resource/74741662 ответить на вопросы по рассказу . 1 вопрос Ответьте на вопрос и дайте свое мнение по нему.
Ответы учащихся. Да. Смерть матери, единственной родной души на свете, произведёт переворот в холодной душе Насти. Она смягчится. И постарается стать самой любящей мамой для своих будущих детей. Нет. Настя не нуждалась в материнском тепле много лет, и сама его не дарила. Это – её натура. 2 вопрос: Определите тему и основную мысль рассказа. Примерные ответы: Тема - о жизни и смерти одинокой, старой женщины Катерины Петровны, оставленной и покинутой дочерью Настей. 3 вопрос: Основная мысль - нужно не забывать о родителях, помнить о них, навещать и писать. |
Учащиеся встают в круг, чтобы начать урок. Ученики делятся на группы. Берут по цветочку, сзади него есть слова, по которым они делятся. Объясняют свою группу. Делятся мыслями в группе, вслух проговаривают о названии группы, почему? Учащиеся делятся своими мыслями и видениями по кадру стихотворения
Примерные ответы учащихся. Тема стихотворения - мать, любовь к матери. «Знайте: дети ранят всех больней!» - бессоюзное сложное предложение. Второе предложение дополняет первое – поэтому поставлено двоеточие. Можно проверить союзом что Учащиеся прочитывают текст, обсуждают вопрос и отвечают на вопросы Учащиеся по вопросу учителя, отвечают по нему, вставая на таблички Восстанавливают рисунки по сюжету |
|
||||||||||||||||||||
|
Рефлексия 1 мин |
Оцените свою работу, используя простые и сложные предложения.
Для того чтобы оценить свою работуғ вы должны взять свой цветочек и опустить его в воду, проговорив свои мысли по началу предложений. Предположения учащихся.
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
Итог урока 1 мин
|
Ребята, наш урок подошел к концу. На уроке вы: -определили тему и основную мысль рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»; - определили духовно-нравственные ценности героев рассказа; - закрепите навыки постановки знаков препинания в БСП; Вы смогли: -раскрыть положительные и отрицательные черты характера героев; выделять наиболее важные качества в человеке; Вы участвовали в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.
Обратная связь: «Острова» |
|
|
Приложение
1

2

3

5

4

шағым қалдыра аласыз














