Материалдар / Урок русского язык "Подвиг Пушкина" 9 класс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Урок русского язык "Подвиг Пушкина" 9 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
Урок русского язык " Подвиг Пушкина"
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
23 Қараша 2020
1146
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

«Урок русского языка "Подвиг Пушкина"»

Творчество А. С. Пушкина.

Уроки литературы в 9 классе.

Урок 1.

Тема:  «Что в имени тебе моём?» Вводный урок. Детство поэта.

Цель: Показать значение личности  и творчества А.Пушкина в истории русской литературы.

Задачи:

- познакомить с историей семьи Пушкиных;

- развивать монологическую речь учащихся.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, слайды с портретами членов семьи Пушкина, портрет Марины Цветаевой, текст стихотворения М.Цветаевой «Пётр и Пушкин».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы с вами вновь встречаемся с Пушкиным. Почему «вновь»? С Пушкиным мы знакомы с детства. Его творчество сопровождает нас всю жизнь, потому что нет такого жизненного важного вопроса, на который мы не нашли бы ответ в его стихах. Пушкин один для всех, но каждый может назвать его «мой Пушкин» и рассказать, что именно его привлекает в поэте. Поэтому тема нашего сегодняшнего урока звучит так: «Что в имени тебе моём?» Что для каждого из нас имя Пушкин?

  Сейчас мы прочитаем стихотворение М. Цветаевой, которое называется «Пётр и Пушкин». Пока будет звучать стихотворение, вы подумайте и ответьте на вопрос, что для Цветаевой значит имя Пушкин?

Не флотом, не потом, не задом

В заплатах, не Шведом у ног,

Не ростом – из всякого ряду,

Не сносом – всего, чему срок,

Не лотом, не ботом, не пивом

Немецким сквозь кнастеров дым,

И даже и не Петро-дивом

Своим (Петро-делом своим!).

И большего было бы мало

(Бог дал, человек не обузь!) –

Когда б не привёз Ганнибала-

Арапа на белую Русь.

Сего афричонка в науку

Взяв, всем россиянам носы

Утёр и наставил, - от внука-

То негрского – свет на Руси!

Уж он бы вертлявого – в струнку

Не стал бы! – «На волю? Изволь!

Такой ж камерный юнкер,

Как я машкерадный король!»

Поняв, что ни пеной, ни пемзой –

Той Африки, - царь-грамотей

Решил бы: «Отныне я – цензор

Твоих африканских страстей».

И дав бы ему по загривку

Курчавому (стричь-не остричь!):

«Иди-ка, сынок, на побывку

 В свою африканскую дичь!

Плыви – ни об чём не печалься!

Чай есть в паруса кому дуть!

Соскучишься – так ворочайся,

А нет – хошь и дверь позабудь!

Приказ: ледяные туманы

Покинув – за пядию пядь

Обследовать жаркие страны

И виршами нам описать!»

И мимо оставленной свиты,

Оставленной – прямо на склад,

Гигант, отпустивши пииту,

Помчал – по земле или над?

Сей не по снегам смуглолицый

Российским – снегов Измаил!

Уж он бы заморскую птицу

Архивами не заморил!

Сей, не по кровям торопливый

Славянским, сей тоже – метис!

Уж ты б него по архивам

Отечественным не закис!

Уж он бы с тобою поладил!

За непринуждённый поклон

Разжалованный – Николаем,

Пожалованный бы – Петром!

Уж он бы жандармского сыска

Не крыл бы «отечеством чувств»!

Уж он бы тебе  - василиска

Взгляд! – не замораживал уст.

Уж он бы полтавских не комкал

 Концов, не тупил бы пера.

За что недостойным потомком –

Подонком, - опёнком Петра

Был сослан в румынскую область,

Да ею б  - пожалован был

Сим – так ненавидевшим робость

Мужскую, - что сына убил

Сробевшего. – «Эта мякина –

Я? – Вот и роди! И расти!»

Был  негр ему истинным сыном,

Так истинным правнуком – ты

Останешься. Заговор равных.

И вот, не спросясь повитух,

Гигантова крестника правнук

Петров унаследовал дух.

И шаг, и светлейший из светлых

Взгляд, коим поныне светла….

Последний – посмертный – бессмертный

Подарок России  - Петра.

3. Беседа с опорой на текст стихотворения (текст распечатан на отдельных листах).

- Упоминается ли в стихотворении имя поэта?

- Что, по мнению Цветаевой, унаследовал Пушкин от Петра?

- Какое же отношение имеет Пётр к Пушкину? Почему Цветаева назвала поэта «последним, посмертным, бессмертным подарком России Петра»?

   Ответ на этот вопрос мы узнаем у самого Пушкина, который интересовался своей родословной и оставил записи о своих предках.

4. Сообщения учащегося.

Сообщение №1.

А.С. Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве. В доме Скворцова на Молчановке №10 в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата Сергея Львовича Пушкина и жены его Надежды Осиповны (урождённой Ганнибал). Кроме него, в семье были старшая сестра Ольга и два брата. Пушкины были родовиты. В автобиографических  заметках Пушкин писал: «Мы ведём род свой от прусского выходца Радши или Рачи (мужа честна, как говорит летописец, т.е. знатного, благородного), выехавшего в Россию во время княжества святого Александра Ярославича Невского. От него произошли Мусины, Бобрищевы, Кологривовы, Бутурлины…

    Родословная матери ещё любопытнее. Дед её был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он амантом (заложником), и отослал его Петру I».

- Наиболее разительной чертой пушкинского детства следует признать то, как мало и редко он вспоминал эти годы в дальнейшем. В жизни дворянского ребёнка Дом – это целый мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь.

 Сообщение учащегося №2.

   У него было два брата и сестра. Братец Лёвушка, малолетка, был любимец. Сестрица Олинька, остроносенькая миловидная и сварливая, жаловалась на братика Сашку тонким голоском. Братец Николинька был болезненный и белесый.

   Он относился к ним как к стаканам, которые не должно было ронять и за которые ему доставалось.

    У дома и родителей были разные лица: одно – на людях, при гостях, другое – когда никого не было. И речи были разные: французская и русская. Французская придавала всему цену и достоинство, как будто в доме были в это время гости. Это был тот свет, о котором иногда говорили за столом родители и откуда мать с отцом возвращались иногда по ночам.

  Когда родители были нежны друг к другу, они говорили между собой по-французски, и только когда ссорились,  кричали по-русски.

- Таким нарисовал детство Пушкина писатель Юрий Тынянов в романе «Пушкин».

Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. А когда внутреннее развитие подвело Пушкина к идее дома, поэзии своего угла, то это оказался совсем не тот  дом, в котором он проводил дни детства. Домом с большой буквы стал дом в Михайловском, дом предков, с которым поэт связывал свои юношеские воспоминания и годы ссылки. И под окном этого дома сидела не мать поэта, а его крепостная «мама» Арина Родионовна.

Сообщение учащегося №3.

   Арина входила в комнату и садилась у его постели в ногах. Не глядя на него, медленно покряхтывая, позёвывая и покачивая головой, рассказывала она о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича, у мельницы, внизу – водяной, девки его видели. Он мастер был аукаться. Была одна девушка, рябая, у Осипа Абрамовича, ходила в лес по бруснику, он с ней аукался и защекотал. Вся душа смехом изошла. Вот вы, батюшка, Александр Сергеевич, не заснёте, и вас защекочет. Ну не леший, так домовой. Он оттуда и прилетел. Вот в трубе тоненько поёт» спите, мол, Александр Сергеевич, спите, мол, скорее, не то всех по ночам извели – и бабушку, и няньку, и меня, домового вашего Михайловской округи. (Ю. Тынянов «Пушкин»)

- Как знать, может быть именно на основе нянюшкиных сказок и родилось впоследствии стихотворение «Бесы».

 Выразительное чтение стихотворения «Бесы», заранее подготовленное учащимися на фоне мелодии Г. Свиридова к повести А. Пушкина «Метель» «Тройка».

- Нежную любовь к няне Арине Родионовне Пушкин пронёс через всю жизнь. Давайте вспомним уже известное вам стихотворение, которое так и называется «Няне».

(Выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленное учащимися).

- Детство, однако, слишком важный этап в самосознании человека, чтобы его можно было вычеркнуть, ничем не заменив. Заменой мира детства, мира, к которому человек обращается всю жизнь как к источнику дорогих воспоминаний, для Пушкина стал лицей.

Сообщение учащегося №4.

  Их было тридцать. Тридцать маленьких лицеистов. Один был исключён из лицея. Осталось 29, и среди них – Пушкин.

   Императорский Царскосельский Лицей – привилегированное учебное заведение – призван был готовить юношество, «особо предназначенное важным частям службы государственной». Он должен был воспитывать своих питомцев в духе непримиримом к идеям французской революции.

   Император Александр I лично утвердил в 1811 году список первых воспитанников Лицея и лично роздал им через 6 лет награды и дипломы.

   Первым директором Лицея был В.Ф. Малиновский. Профессорами А.П. Куницын. А.И. Галич и другие.

   Вышло так, что именно в Царскосельском Лицее, где расцветал гений Пушкина, зрели свободолюбивые настроения. Из его стен вышли и отправились на каторгу и в крепости за участие в восстании 14 декабря 1825 года самые близкие друзья Пушкина И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер.

- Нам сегодня очень интересно, какие порядки были заведены в Лицее, чем жили юные лицеисты.

Сообщение учащегося №5.

   Нумер Александра был – 14; рядом, за дощатой перегородкой, тихонько посвистывал нумер 15: Пущин.

    Они жили во дворце, во флигеле, их комнаты были расположены рядом. И в каждой стояло то же бюро, или, как называл его дядька Матвей, конторка, тот же комод и железная кровать, из-под которой выглядывали те же ночные туфли; и полутёмные переходы, сводчатые потолки, крадущийся у дверей надзиратель, у которого глаза были пронзительные, а обличье монашеское, - всё иногда казалось ему монастырём иезуитов, в который он так и не попал. (Ю. Тынянов «Пушкин»)

- Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он впервые почувствовал себя поэтом. В 1830 г. Пушкин писал: «Начал я писать с 13-тилетнего возраста и печатать почти с того же времени». Пушкин в Лицее был дважды рукоположен в поэты. Первое посвящение произошло 8 января 1815 года на переводном экзамене, куда приехал известный поэт, корифей русской литературы Г.Р. Державин.

Сообщение учащегося №6.

   Его усадили в кресла. Потом, тряся головой, он посмотрел кругом и посвежел: много молодых глаз смотрели на него, как на диво. Он вздремнул, но слышал всё отчётливо, как бы за дымкою. Вдруг стали произносить его имя, читать его стихи.

   Но он всё стал забывать, и собственные стихи тронули его как чужие.

   Потом звонкий голос раздался. Он вгляделся. Голос был звонкий, прерывчатый, гибкий, словно какую-то птицу занесло сюда ветром. Он стал шарить, беспокойно ища лорнет. Не было лорнета. И этот голос вдруг сказал ему и никому другому:

- Воспоминания в Царском Селе!

  Он слушал воспоминания этого птенца, которому ещё нечего было вспоминать, но который вспомнил всё за него в этом саду: и старые победы, и новые.

   Когда Александр закончил, только некоторые смотрели на него: большая часть смотрела на Державина. Старик, костлявый, согнутый в три погибели, всё выпрямлялся и теперь, откинув голову, стоял, лицо его было в бессмысленном старом восторге. Слёзы текли по его морщинистому грубому лицу. Вдруг он с неожиданной лёгкостью отодвинул кресло и выбежал, чтобы обнять чтеца.

   Он не нашёл никого: Александр убежал. (Ю. Тынянов «Пушкин»)

5.Итог урока.

6. Домашнее задание: Выразительно чтение стихотворений А. Пушкина «К студентам» и «19 октября 1825 года»

 

 

   

 

Урок №2.

Тема: Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «19 октября 1825 года» и «К студентам».

Цель урока: познакомить с особенностями дружеской лирики Пушкина.

Задачи:

- обучать сопоставительному анализу стихотворений;

- вырабатывать умение определять тему, идею стихотворения, находить образные средства;

- развивать речь учащихся.

Оборудование: слайды с портретами лицейских друзей Пушкина, кассета с записью стихотворений Пушкина, звучащих в исполнении актёров, тексты стихов Пушкина.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

- Итак, началом признания таланта Пушкина станет лицейский экзамен, который состоялся 8 января 1815 года. Первыми признали талант Пушкина его лицейские товарищи. Они не раз поддерживали поэта уже за пределами лицея, верность  им Пушкин сохранил до конца жизни. Своим друзьям-лицеистам  он посвятил много стихотворений, среди которых особое место занимают стихотворение, имеющие одинаковое название – «19 октября». Эта дата была не случайна. 19 октября 1821 года состоялось открытие лицея, эту дату Пушкин с друзьями считали своим праздником. Стихотворений с таким названием несколько, лучшим считается стихотворение «19 октября 1825 года». Этот год был непростым для Пушкина. Он находился в Михайловском, в ссылке. С ним рядом никого нет, кроме няни, друзья далеко, будущее неизвестно, поэтому внутреннее состояние поэта очень тяжёлое. Но ему помогает не упасть духом творчество. Большой радостью для опального поэта стала встреча в Михайловском с лицейским другом Иваном Пущиным, который приехал к нему в гости 11 января 1825 года. Об этом событии вспоминает поэт в стихотворении «Пущину».

(Чтение стихотворения).

- Иван Пущин был участником восстания декабристов. После разгрома восстания он в числе многих был  сослан в Сибирь. Пушкин, желая поддержать своего друга, пишет:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней.

-  Имя ещё одного друга А.С. Пушкина после восстания декабристов нельзя было произносить. Он считался государственным преступником 1-го разряда. Речь идёт о Вильгельме Кюхельбекере.

IV. Сообщение учащегося о В. Кюхельбекере.

Вильгельм Кюхельбекер, Кюхля, нескладный, долговязый, был в Лицее объектом для насмешек. Однажды он напишет своему родственнику, что в Лицее ему всё немило, что друзей у него нет, но в другой момент он найдёт своих друзей милыми и прекрасными. Он тоже писал стихи и первым их напечатал, но над его стихами, а также над его долговязой фигурой постоянно смеялись.

Пушкин написал такую эпиграмму:

За ужином объелся я,

Да Яков запер дверь оплошно.

И стало мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно. (1819г)

Кюхельбекер придёт в отчаяние, однажды кинется топиться в Царскосельский пруд, его спасут, будут любить, любя, будут снова издеваться.

Где вы, товарищи, где я

Скажите Вакха ради…

Вы дремлете, мои друзья,

Склонившись на тетради.

Писатель, за свои грехи,

Ты с виду всех трезвее,

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее. (1814).

Сообщение о Дельвиге.

Кюхельбекер напечатался первым, Дельвиг - вторым. Лень, ленивец, лентяй, феноменальная леность, сонливость – это были отличительные черты Дельвига.

Дельвиг мыслит на досуге:

Можно спать и в Кременчуге.

770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!