Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Урок русского языка и литературы на тему "Н.В.Гоголь "Шинель""
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Жоғары қазақ гуманитарлық-техникалық колледж
Высший казахский гуманитарно-технический колледж
План учебного занятия № 20
(теориялық немесе өндірістік оқыту/теоретического или производственного обучения)
Тема 6.3 Н. В. Гоголь «Шинель». Цитатный образ Башмачкина
(сабақтын тақырыбы/тема занятия)
Модуль/пән атауы/Наименование модуля
/дисциплины Русский язык и
литература
Дайындаған
оқытушы/Подготовил педагог
Жусупова
М.К._
(Ф.И.О. при наличии)
« » ноября 2022 года
1. Жалпы мәліметтері/Общие сведения
Курс, тобы/Курс, группы 1 курс,
Сабақтың түрі/Тип занятия: комбинированный
2. Сабақтың мақсаттары, міндеттері /Цели, задачи Познакомить студентов с произведением Н.В. Гоголя «Шинель», исследовать образ Акакия Акакиевича Башмачкина
3. Оқу сабағында білім алушылар меңгеретін кәсіби дағдылардың тізбесі және күтілетін нәтижелер/Перечень ожидаемых результатов и профессиональных умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
1.Владеет стратегиями чтения художественного текста
2. Анализирует содержание художественных произведений
4. Қажетті ресурстар/Необходимые ресурсы:
4.1 Учебник «Русский язык и литература» авторы Ж.Х.Салханова, Ж.К.Киынова, А.Е.Бектурова
4.2. Collegt SmartNation.kz- портал автоматизации ТиПО
Видео урок «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе
youtube.com/watch?v=CIf8qGuAlcg
5.Сабақ барысы/Ход занятия
1.Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
1.Прочитайте рассказ Н.В.Гоголя «Шинель»
2. Задание 201 на с. 159 (письменно)
3. Изучение новой темы
Слово преподавателя. Сегодня на уроке будем анализировать повесть «Шинель» Н.В.Гоголя.
История создания.
Замысел повести «Шинель» родился не сразу. Многие факты и обстоятельства написания «Шинели» нам известны, а другие навсегда скрыты временем. Мемуарист, вспоминает, что первоначальный замысел повести возник у писателя в 1836 году, еще до отъезда за границу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. В июле 1839 года в Мариенбаде диктует первый фрагмент своей будущей «Шинели». Завершается же повесть, по всей вероятности, в Риме в апреле 1841 года. Впрочем, вначале, в самое время зарождения эта повесть носила другое название – «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, переосмысливает сюжетное ядро: из повести с анекдотическим сюжетом «Шинель» перерастает в повесть со сложным и противоречивым развитием и преломлением человеческой судьбы не только в этой жизни, но и за ее пределами.
Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин -
главный герой повести "Шинель" Гоголя.
Акакий Акакиевич в повести "Шинель" Гоголя - это "маленький
человек", одинокий и беззащитный. Он становится жертвой
человеческого безразличия и жестокости. Это собирательный образ
мелкого чиновника, забитого, униженного и оскорбленного.
Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести Н. В. Гоголя «Шинель». По воле автора мы знаем только о рождении Башмачкина и его взрослой жизни. Это герой «без истории», потому что в нём нечего объяснять: он подобен тысячам других — незаметных, не особенно умных, тихих, покорных. Таков замысел автора.
Акакий Акакиевич живёт в Петербурге, служит титулярным советником — переписывает ровным почерком бумаги, составленные другими, за 400 рублей годового жалованья, — и не умеет ничего другого. Однажды ему доверили большее — переписать и при этом «переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье…» Однако и такая простая работа оказалась Башмачкину не под силу — он взмолился «что-нибудь переписать…» Ему — за 50 лет, лысоват, рыжеват, рябоват, без семьи и родных.
Сослуживцы смеются, даже откровенно издеваются над Акакием Акакиевичем: придумывают истории, что старая квартирная хозяйка бьёт Башмачкина, сыплют ему на голову рваную бумагу. Но герой, когда становилось невыносимо, только произносит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»
(Портной
Петрович отказывает чинить старую шинель Акакию
Акакиевичу)
Так бы и переписывал Башмачкин бумаги — а он страстно любил свою простейшую, бездумную службу, но совсем износилась его шинель, которую он годами латал у портного Петровича. В этот раз Петрович не стал чинить шинель, потому что и заплаты негде было поставить — всё расползалось.
Отказавшись практически от всего, экономя на необходимом , Акакий Акакиевич собирает деньги на новую шинель, которая становится для него мечтой. Когда шинель готова и уже в первый раз надёвана, воры на площади ночью снимают её с героя.
(Разбойники
отбирают новую шинель у Акакия
Акакиевича)
Никто даже не взялся помочь Акакию Акакиевичу в поисках разбойников и шинели — ни «частный», ни «значительное лицо». Башмачкин заболевает горячкой и умирает. Но и после смерти нет ему покоя: люди рассказывают, что у Калинкина моста встречает прохожих мертвец да сдирает с плеч шинели…
Характеристика героя
(Ролан Быков
в роли Башмачкина к/ф "Шинель" 1959, и далее кадры из
фильма)
Акакий Акакиевич с точки зрения «соревновательного общества» совершенно ничтожен. Он не просто ничего не достиг, но и не стремится к большему, не делает карьеру, не заводит знакомств, немногого желает — только бы спокойно переписывать бумаги.
Гоголь недаром выбрал такое имя герою: с греческого оно означает «незлобивый, невинный», а на русском звучит смешно и двусмысленно («видно, его такая судьба»). Герой не просто «невинный», а дважды такой — по имени и отчеству. Причём «невинный» в христианском понимании слова (Гоголь в это время уже чрезвычайно погружён в христианство): не знающий искушений, неподвластный соблазну, похоти, жадности, зависти.
А ещё — «...существо,... никому не дорогое...», совершенно одинокий, но никому не жалующийся человек. Видимо, даже телесной страстной любви в его жизни не случилось: так и живёт Акакий Акакиевич — бобылём и аскетом. Зато всегда вовремя «поспевает», когда выкидывают всякую дрянь — корки, очистки и прочее, которые как раз и попадают в него…
Подобные люди с древности на Руси становились либо святыми, либо глубоко презираемыми. Второе относится к Башмачкину. Почему его презирают, ведь ни одному живому существу — не то что человеку — зла он не сделал? Это и есть первый главный вопрос петербургской повести Н. В. Гоголя. Второй — как «вещь самая ничтожная… становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя» (А. Григорьев)?
Образ героя в произведении
Башмачкин — первый «маленький человек» в русской литературе, герой, который ничем, кажется, не может заинтересовать читателя и к которому сложно испытать любое заметное чувство — хоть симпатию, хоть презрение.
Но французский критик Эжен Вогюэ в статье о Достоевском написал, что вся «большая» (Достоевский, Толстой) русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Гоголь предвосхитил начало великих гуманистических тенденций, которые в конце ХХ – в XXI веке охватят мир и о которых столько говорят на страницах русских классиков.
Башмачкин — первая попытка показать, что делает с человеком «власть потребления». Безгрешный, невинный, незлобивый, он превращается в монстра, когда предел мечтаний — шинель — отобрана. Фантастика? У Гоголя — да, в современности — обычное дело.
С другой стороны, Акакий Акакиевич — зеркало для прочих. Без оснований высокомерное и жестокое отношение к нему показывает, каковы настоящие ценности общества: как в стае — если ты слаб, не огрызаешься, не бьёшься за лучшее место, тебя будут грызть все, даже просто так. Хотя каждый из «кусавших» Башмачкина считал себя христианином и наверняка отмечал христианские праздники.
Проблемы, ставшие основой повести, чрезвычайно усугубились сейчас. Общество потребления, культа успешности плохо принимает тех, кто не таков.
Сабақ бойынша рефлексия/Рефлексия по занятию
Какие открытия вы сделали для себя?
О чём ещё хотели бы узнать?
6. Үй тапсырмасы /Домашнее задание:
Ответьте на вопрос (письменно): Почему повесть о судьбе человека названа «Шинель»?