Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Урок в 5 классе. И.Сладков "Всему свое время"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Тема урока: Н. И. Сладков «Всему свое время»
Класс: 5.
Дата: 08.02.2019
Учитель: Тюребаева Б.К.
КГУ «Школ-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ВКО, г.Семей
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения.
Задачи: Коррекционно-образовательные:
- формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Н. И. Сладкова через ознакомление со сказкой «Всему свое время»; формирование умения читать текст по ролям.
Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся; коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе; воспитывать нравственные качества учащихся;
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, маски с изображением сороки, свиристели, тетерева, медведя, учебники у учащихся, карточки со словарными словами, смайлики.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент
Здравствуйте дорогие ребята!
-Ребята, представьте себе, что мы с вами снежинки. Представили? (Включается музыка П.И Чайковского «Спящая красавица»).
-Вот пошёл сильный снег. Снежинки весело кружат в воздухе. .
-постепенно они опускаются на землю. Сначала опускаются маленькие. Хрупкие снежинки садятся девочки),затем снежинки побольше(садятся мальчики). Все снежинки оказались на земле, их танец окончен. Опустите головы на парту и закройте глаза. Тихо всё кругом, наступила звёздная ночь Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу «Доброе утро» (прикоснулись друг к другу ладонями), гостям: «Доброе утро». А теперь прогнали остатки сна.
- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем нам радость общения друг с другом.
-Мне очень хочется, чтобы вы поднялись на ступеньку выше во время работы на уроке. Успехов вам и удач! (выключить музыку).
-Девиз урока чтения: «Читайте всю жизнь, набирайтесь ума».
Проверка домашнего задания.
Что было задано на дом?
Послушаем, как вы выучили наизусть стихотворение Ф.Тютчева «Чародейкою Зимою…».
Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?
Как поэт называет Зиму? Чародейкою
Каким вы представляете зимний лес?
Можно ли назвать зимний лес сказочным, волшебным? Почему?
Чтение наизусть стихотворения «Чародейкою Зимою…»
Федор Иванович Тютчев называет зиму чародейкой. Послушайте и представьте себе лес, который спит волшебным сном, околдованный чарами зимы. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим зимний лес.
Задание: составить синквейн на тему зима.
Зима
Холодная, морозная, снежная.
4. -Сообщение темы и цели урока
- Прочитайте тему нашего урока на доске. (Дети читают)
– Чему учит сказка?
«Сказка учит уму-разуму»
В сказке есть урок.
Сказка учит отличать хорошее от плохого»).
-Сегодня у нас необычный урок - (Устный журнал)
И так, мы открываем первую страничку нашего журнала , которая называется «Историческая».
Сегодня на уроке будем изучать произведение Н. И. Сладкова «Всему свое время»
Рассказ о биографии писателя
Послушайте мой рассказ о писателе и постарайтесь слушать внимательно.
- Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но всю жизнь прожил в Санкт-Петербурге (Ленинграде). С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Много путешествовал, эти путешествия отражены в его книгах.
- Вот обложки некоторых книг Николая Ивановича Сладкова. Посмотрите на них.
- Кто понял, о чем писал Сладков?
- Правильно, дети. Сладков много писал о необходимости защиты природы, охрана животных и птиц.
- Когда и где он родился?
- Зачем Н. И. Сладков ходил в лес?
- Что такое фоторужье?
- Как Н. И. Сладков относился к природе, к растениям и животным?
- Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
2, Каждый год мы знакомимся с новыми произведениями. Вы знаете много сказок.
Мы открываем следующую страницу нашего «Устного журнала» «Сказочная»
Сейчас мы познакомимся с произведением Н.И.Сладкова “Всему своё время”. В нём вы встретитесь с сорокой и медведем, которые вам хорошо знакомы, свиристелем – птицей, прилетающей с севера зимой и тетеревом – лесной крупной птицей, её часто называют косач (читаю, дети следят по учебнику).
Первичное чтение сказки учителем “Всему своё время”.
Анализ произведения
- Почему так названо произведение?
- Определите его жанр.
- Докажите, что это сказка. ( Потому что птицы и медведь говорят человеческим языком).
Какие бывают сказки?
- Сказки бывают волшебные, бытовые, сказки о животных
- Содержит ли сказка сведения о жизни животных и птиц?
- Могла в лесу произойти такая история?
- Значит это познавательная сказка.
- Назовите героев сказки.
- С чего все началось?
- Чем все закончилось?
- Почему?
3.Наша следующая страница «Читальная». Откройте учебники на странице 62.
Прежде чем начать читать проведем речевую зарядку.
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти.
Выразительное чтение сказки учащимися.
- В тексте нам встретятся трудные слова. Возьмите простые карандаши и по ходу чтения отмечайте эти слова в тексте.(технология ИНСЕРТ)
Что узнали о каждом герое сказки? (чтение сказки “цепочкой”).
(Косач – зимующая птица, питается семенами рябины, берёзы.
Медведь – зимой спит, питается разной пищей.
Свиристель – летом на севере живёт, питается плодами рябины, калины.)
Информация о свиристели, косаче, медведе, сороке (Слайд)
Кто является главным действующим героем сказки? Почему? (Сорока, после её слов менялись времена года, она задавала вопросы).
Какой вопрос Сорока задавала каждому? (Как зиму зимуешь?)
Что отвечали Сороке? (Все мечтали о лете, жаловались на тяготы зимы).
Прочитайте, какой вывод сделала Сорока и что, после этого случилось
А что же лесной народ? (закручинился, загоревал, запечалился)
Из каких слов Свиристеля и Косача вы понимаете, что лесной народ не рад лету?
Что пытался объяснить Сороке Медведь? (нельзя через весну перепрыгнуть).
Как Сорока оправдывается? (сами мечтали о лете).
Прочитайте последний абзац сказки, найдите, как названо лето и какую весну ждут лесные жители?
Что хотел нам сказать Н.Сладков своей сказкой? (Нельзя совершать необдуманные поступки, т.е. “Всему своё время”).
Работа над текстом сказки, словарная работа. Слайд
- Какие непонятные слова вам встретились в тексте? (Ответы детей)
- Прочитайте эти слова по слогам и полностью.
- Прочитаем первое слово вместе: сви-рис-тель, свиристель.
- Читаем второе слово: ос - ко – ми - на, оскомина.
-Читаем третье слово: ко- сач, косач.
-Читаем четвертое слово: стре – ко – чет, стрекочет.
-Читаем пятое слово: ме – ре – щит - ся, мерещится.
-Читаем шестое слово: зак – ру – чи – нил – ся, закручинился.
-Читаем седьмое слово: виль – ну - ла,
-Читаем восьмое слово: ах- ну- ла, ахнула. В тексте это слово употребляется в предложении: « Ахнуть не успела – лето вокруг!». Что означает слово « ахнуть»? (Так говорят, при быстром действии).
Информация о свиристели, косаче, медведе, сороке
- Прочитаем слова по цепочке. (2-3 ребенка)
Ребята еще в тексте встречались такие словосочетания перебиваюсь с рябины …» оскомина на языке Что значит «перебиваюсь с рябины …»? (нет разнообразной пищи, да и той, что есть – немного, приходиться перебиваться)
Что значит «оскомина на языке»? (как бы вкусно не было, надоела одна и та же пища)
Прочитайте реплику Косача.
Чем питается Косач? Что это за птица?
Что медведю в зиме не нравится?
Что значит мерещится? Итак, какой же вывод сделала сорока? ( всем зима надоела)
А теперь эти новые слова напишем у себя в тетрадях.(Наклеивают слова в тетрадях)
- Как вы думаете, что хотел сказать автор, показывая поведение героев после непредвиденной смены времени года?
Все в природе должно происходить в свое время. Изменения должны следовать одно за другим.
- Как и где об этом сказал автор?
Автор об этом сказал в названии: “Всему свое время”
Перейдем на следующую страничку нашего журнала.
4. Страница «Отдыхай-ка»
Ребята вы устали? Давайте отдохнем. – На физминутку нас приглашает Лесовик в свой лес..
Физкультминутка «Лес»
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Молодцы, ребята. Отдохнули, разминулись. Продолжаем дальше работать. Открываем следующую страницу нашего устного журнала.
5. Страница «Практическая»
Когда вы делали разминку, Сорока оставила мне письма. Но они адресованы вам.
Творческая работа
МЕДВЕДЬ КОСАЧ СВИРИСТЕЛЬ ВОРОБЕЙ
Задание слабым учащимся. Найдите лишнее слово
Лишнее слово – воробей. Этой птицы не было в рассказе.
Какое слово нужно добавить? (Сорока)
Нужно добавить слово – сорока. Она одна из героев рассказа.
2 задание: (СИЛЬНЫМ) Из набора разных слов, которые вы видите на карточке перед собой в парах, составьте скороговорку.
Три сороки-тараторки
Тараторили на горке.
Беседа на актуализацию знаний учащихся о животных
- Расскажите о медведе. Где живет? Чем питается? Что делает зимой?
- Расскажите о сороке. Чем питается? Как проводит зиму?
6 Страница «Театральная»
Инсценировка сказки
- Ребята, вот мы прочитали сказку, обсудили, а теперь представьте, как себя вели в лесу герои сказки. Давайте попробуем их изобразить, обыграть. Сорока – Надя, Тетерев-косач – Боря,
Медведь – Данил, Свиристель – Саша. Дети инсценируют сказку.
7. «Школьная» Незаметно мы перевернули последнюю страничку нашего журнала. Она подведет итог сегодняшнего урока - чему вы научились, что вам показалось наиболее интересным, а может быть, и новым.
Нам необходимо подвести итоги.
- Итак, как называется сказка, с которой мы познакомились сегодня на уроке? (Всему свое время)
-Кто автор сказки? (Николай Иванович Сладков)
-Чем зима не понравилась героям? (Свиристелю мало еды, Косач замерзает, Медведю кажется малина и мед)
- Как отреагировали звери на приход лета? Почему? (им не понравилось, что после зимы наступило лето. Для Свиристеля нет рябины. Косач любит весну. Медведь остался без малины и меда)
Домашнее задание прочитать сказку и придумать её окончание.
– Сейчас я предлагаю, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке.
(Дети сами предлагают оценки каждому ученику).
Наш урок подошел к концу. мне хочется вам пожелать: читайте, любите, наслаждайтесь чтением.
-Вы сегодня показали хорошие знания по данной теме.
-За активную работу Данил…5 -За красивое, выразительное чтение Саша 5…-Хорошо работали Криститина, Надя…
-Вам, ребята, понравился урок?
Что нового узнали о жизни животных?
- Что вам запомнилось о птицах?
- Понравился ли вам урок? Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
-Значит, наш урок получился таким, каким мы его задумали: интересным, увлекательным, красивым.
-Спасибо всем за работу. Урок окончен.