Урок № 54 Биология 6
класс
Тема урока: Особенности строения вирусов как
примитивных форм организации.
Цель урока: формирование у учащихся знания о неклеточных
формах жизни – вирусах, вреде пользе и вирусов.
Задачи:
- охарактеризовать особенности, строение и
жизнедеятельность вирусов;
- рассмотреть особенности размножения
вирусов;
- познакомиться с болезнями, вызываемыми
вирусами;
- развивать коммуникативные способности учащихся,
умения и навыки работы в группе;
- воспитывать потребность в
ЗОЖ.
Тип урока:
изучение нового материала.
Форма организации учебной
деятельности: фронтальная, групповая.
Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, проблемное
изложение, частично поисковый.
Структура урока:
1. Организационный момент (позитивный настрой,
объяснение формы проведения урока) (2 мин)
2. Стадия вызова (10 мин)
3. Стадия осмысления (работа в группах «учёные» и
«медики») (15 мин)
4. Закрепление (10 мин)
5. Рефлексия (составление синквейна) (5
мин)
6. Итоги урока (3 мин)
Ход урока
Задумывались ли вы над тем, что с самого начала
существования человечества нашему здоровью угрожали серьезные
враги. Являлись они неожиданно. Враги разили без промаха и часто
сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы,
гриппа, энцефалита, СПИДа и других болезней.
О чем же мы будем говорить с вами сегодня на
уроке? (О вирусах) Что вы знаете о вирусах на данный
момент?
(на доске - слово «Вирусы», учащиеся по очереди
записывают то, что они знают о вирусах сейчас.)
Более 2000 лет назад «отец медицины» Гиппократ
описал около тысячи болезней, многие из них известны как заразные,
т. е. инфекционные, передающиеся от больного человека к здоровому.
В 18 веке в Западной Европе ежегодно от оспы умирало около 400
тысяч человек. Ею заболевало 2/3 родившихся, из восьми - трое
умирало.
Самая большая и катастрофическая эпидемия гриппа
вспыхнула в 1918-1922 годах. Она охватила весь мир. Этот грипп
известен под названием «испанка». Им переболело 500 млн человек, 15
млн умерло. Эпидемия азиатского гриппа 1957 - 1958 годов охватила
почти все страны, но была менее тяжелой. На рубеже XIX-XX веков
было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений,
животных и грибов, бактерий, возбудителей которых обнаружить не
удавалось. Откуда же появились вирусы, какое они имеют строение,
где обитают, как размножаются и какие еще готовят сюрпризы? Так,
кто такие вирусы? А самое главное, почему с вирусами –
возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их
уничтожить?
Проблемный вопрос:
как вы думаете, почему долгое время учёные мира
не могли найти способы борьбы с этими инфекциями? Есть ли польза от
вирусов? (Ответы на эти вопросы необходимо дать к концу
урока).
Учащиеся получают тексты с информацией, изучают
её, прорабатывают в группе, составляют кластеры на ватмане. Затем от каждой
группы выступает представитель. Остальные ребята фиксируют
неизвестный им раннее материал в тетрадях.
1-я группа. История открытия, строение,
размножение.
В 1892г. Д. И. Ивановский – русский
ученый-ботаник обнаружил кристаллы вирусов табачной мозаики.
Вирусология – это наука о вирусах и фагах. Вирусы и фаги относятся
к Царству -Vira, Империи - неклеточные организмы. Вирусы –
неклеточные организмы. У них нет мембран. Вирусы – переходная форма
между живой и неживой природой. Они могут существовать в двух
формах: внеклеточной (покоящейся) и внутриклеточной
(размножающейся). Вирусы вне клеток имеют вид кристаллов, не
обнаруживают никаких признаков жизни. В состав вирусов входят два
вида нуклеиновых кислот (ДНК или РНК). Проникнув в клетку, при
благоприятных условиях вирус начинает размножаться. За 30 минут в
одной клетке появляются сотни новых вирусов. Вновь образовавшиеся
вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают новые клетки.
Вирусы – обязательные внутриклеточные паразиты. «Смысл» жизни
вирусов – безудержное размножение с использованием обмена веществ и
ферментов клетки. Размеры вирусов чрезвычайно малы. Вирусы -
интересный и необычный объект для исследований. Они относятся к
живой природе, т. к. обладают свойствами живого, а именно – могут
размножаться. Но вне организма хозяина вирус не активен и
напоминает объект неживой природы. Вирусы поражают клетки человека,
животных и растений. Паразиты бактерий называются бактериофагами.
Бактериофаги, или фаги, способны проникать в клетки бактерий и
разрушать их.
2-я группа. Возбудители
болезней.
В настоящее время описано более 1000 различных
видов вирусов. Более 500 видов вирусов могут вызывать разнообразные
инфекционные заболевания человека. Известно много вирусов у
цветковых растений. Вирусы бактерий (бактериофаги) - важнейший
объект исследования в молекулярной биологии. Болезни, вызываемые
вирусами: грипп, корь, желтуха, оспа, герпес, СПИД, бешенство и
др.. Заболевания вирусной природы широко распространены и в
настоящее время.
Вирусные заболевания наносят большой ущерб
животноводству. Например, вирус ящура распространяется со скоростью
цепной реакции, способен разрушить животноводство в масштабе целой
страны. В настоящее время от вируса птичьего гриппа погибает
огромное количество домашних и диких птиц. В 1981 году появилось
новое, ранее не известное науке заболевание, получившее название
«синдром приобретенного иммунодефицита», сокращенно -
СПИД.
Бешенство – это инфекционное заболевание,
передающееся человеку от больного животного при укусе или контакте
со слюной больного животного, чаще всего собаки. Вирусные гепатиты
– это острые инфекционные заболевания, вызываемые особыми вирусами,
поражающими в первую очередь клетки печени, а также других органов
и систем. В настоящее время существуют 5 вариантов данного вируса –
гепатиты А, В, С, Д и Е. Наиболее распространён вирусный гепатит
А.
У растений вирусы затормаживают рост, меняют
формы, снижают урожайность.
Закрепление полученной
информации.
Проблемная ситуация:
Как вы думаете, почему вирусы относят к
паразитам? Есть ли польза от вирусов? Как не заразиться вирусными
инфекциями?
Только повышение иммунитета позволяет вести
борьбу с вирусными инфекциями. На сайдах – полезные советы по
профилактике вирусных заболеваний.
Вирусы
Мельчайшие, внеклеточные
Поражают, убивают,
заражают
Вызывают заболевания живых
организмов.
Паразит (ЯД)
-
Итоги урока. Оценки за работу на
уроке
-
Домашнее задание: Параграф 53, 54
пересказ, подготовить сообщения о заболеваниях, вызываемых
вирусами.