Олимпиадные задания по русскому
языку.
9 класс
Трава любка
1)В полдень я
очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая
сумерками.
2)Я поднялся на
перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых
как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает,
но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно,
когда рассказчик сказывал страшную сказку.
6)Солнце
рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза:
впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта
было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и
осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди
лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не
замечаемая ребятишками.
12)Я собирал бы
эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил
бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы,
что любить − это и есть человеческое назначение, веленье
божеское. (По В. Астафьеву.)
(132
слова.)
Задание
1.Выпишите из
предложения № 5 все слова с долгими твердыми
звуками.
2.Выпишите из
предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и
букв.
3.Назовите способ
словообразования слов всячина и преисполнились. Запишите
слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования
этих слов.
4.Какой частью
речи являются слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью
речи в другом контексте они могут быть ещё?
5.Укажите, чем
осложнены предложения № 1 и № 11.
6.Из предложений
4–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в
корне.
7.Из предложений
7–10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в
корне.
8.Выпишите
словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.
9.Выпишите
словосочетание (предложение № 3), построенное на основе
согласования.
10.Найдите в
тексте сложносочиненное предложение. Напишите номер этого
предложения.
11.Найдите в
тексте сложноподчинённые предложение, начертите
схему.
12. Определите
тип текста, обоснуйте ответ.
13.Определите
стиль текста, обоснуйте ответ.
14.Найдите
выразительные средства -эпитеты.
15. Найдите
выразительные средства –сравнения.
16. Найдите
выразительные средства –метафоры.