Материалдар / задания для олимпиады
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

задания для олимпиады

Материал туралы қысқаша түсінік
данный материал предоставлен для учащихся 8 класса
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
27 Желтоқсан 2020
745
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

8 класс

І тур Изложение

ПЕЛИКАН

Пушистые птенцы мирно спали. Змея незаметно под­ползла к ним и начала расправу. Она безжалостно покусала беззащитных птенцов. Птенцы же так и не проснулись.

Вскоре вернулся с охоты пеликан. Он разразился рыданиями, когда увидел зверскую расправу над его птен­цами.

И он начал клювом раздирать себе грудь у самого сер­дца. Горячая кровь из раны окропила мертвых птенцов. Из последних сил пеликан бросил прощальный взгляд на гнездо с птенцами. Вдруг от неожиданности он вздрогнул.

О чудо! Его родительская любовь вернула птенцов к жизни и вырвала их из лап смерти. А счастливый пеликан умер. (90 сл.)

1.Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения, объясните постановку знаков препинания

І І тур

1. Прочитайте текст. Озаглавьте. Выделите в нем главную мысль.

Что вам известно об авторе текста?


Страна моего детства – маленькая моя родина, земля моих предков. Она представляет собой небольшую впадину, которая окружена со всех сторон высокими горами. Впадина образована проймами двух рек – Асубулак и Унгерли, текущими навстречу друг другу. Если взглянуть на нее с высоты птичьего полета, она похожа на овальное каменное корыто. При этом корыто разрублено поперек на две равные половины глубоким каньоном Тайынты. А называется каньон так потому, что по дну его бешено мчится речка Тайынты. А потом эти реки сливаются с более могучим течением Иртыша. Через тысячу километров Иртыш объединяется с великой сибирской рекой Обью, которая несет свои воды в Ледовитый океан. Вот таким длинным и тернистым путем попадают в океан и воды нашей маленькой горной речки Асубулак.

(К.Кайсенов)

2. Определите стиль и тип речи. Обоснуйте свое мнение.

3. Подчеркните грамматическую основу каждого предложения.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

а) (В)ряд(ли) возможно (с,з)делать так что(бы) все жили хорошо.
б) (Не, ни)обижайтесь на меня за(то) грубое слово сказа…ое мною вчера.
в) Он пишет (не)красиво за(то) рисует очень хорошо.
г) Относись к людям так(же) как хотел(бы) что(бы) они относились к тебе.
д) Начал читать и(так) увлекся что (не, ни)заметил как прол…тело время.
е) (В)следстви(е, и) (не, ни)осторожного обр…щения со спичками возник пожар.
ж) (На)встречу с этим человеком я ш…л ужасно волнуясь.
з) Мы шли долго и(так) устали что скорее хотели добра(т, ть)ся до привала.

3. В каком случае подчеркнутое слово является предлогом? Аргументируйте свой выбор. Образуйте от глаголов все возможные причастия.

а) Мы попали в течение реки.

б) В течении реки произошли изменения.
в)
На счет завода поступили средства.



9 класс I вариант

Изложение Хор в зоопарке.

Орлы завозились на своих местах, закричали гуси. Проснулись лебеди. Как на далеком болоте, " протрубили" зарю журавли на большом пруду. Но звери еще спали в своих клетках. а олени, и зубры и антилопы лежали в загонах и пережёвывали жвачку.

Вдруг по улице, мимо зоопарка, пронеслась пожарная машина. Заунывный сигнал сирены нарушил тишину раннего утра. Молодая волчица в соседней клетке присела на задние лапы, подняла вверх морду и завыла. Ей откликнулся волк из другой клетки. Хором взвыли и залаяли шакалы. Закричали павлины. Покрывая все звуки, раздалось рычание льва.Шум пожарной машины давно смолк, а дикий звериный хор еще долго не стихал.

Произвести словообразовательный разбор выделенных слов.

IIвариант

Страна мира и согласия.

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Астана сегодня - гордость нового Казахстана. Будущее Казахстана неразрывно связано с будущим Астаны, которая еще недавно воспринималась как «новая столица», а теперь является неотъемлемой частью нового образа Казахстана, страны, устремленной в двадцать первый век.

Лидер нации провозгласил национальную идею «Мангилик Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа. «Мангилик ел» - это новая страна, в которой будут жить в мире и согласии весь казахстанский народ.

Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

3 вариант Золотая осень.

Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.

Золотом осыпает осень и парки, особенно липы. Идешь и радуешься такой красоте. И начинаешь понимать, почему поэты так любили воспевать осень. А иногда просто слов нет, ну невозможно описать все ту красоту, которая открывается перед тобой.

Гуляешь по парку и не можешь нагуляться, так не хочется оставлять эту красоту. Очень красиво рано утром, когда хорошая погода. Золотые деревья просто сияют на фоне яркого голубого неба. Нельзя не восхищаться природой, нет ничего прекраснее нее. Ах! Как здорово, просто дух захватывает от всего этого великолепия.

Золотая осень не уходи, порадуй нас еще немножко. Но, к сожалению, это время очень короткое, и вот уже через неделю, деревья начинают сбрасывать свое убранство. А как не хочется расставаться со сказкой, как хочется еще полюбоваться живописными золотыми пейзажами.

Произвести словообразовательный разбор выделенных слов.

4 вариант

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

(К.Э.Паустовский).


1. Озаглавить текст.

2. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.


9 класс Изложение

МАТУШКА-ЗЕМЛЯ

Малая родина — это не только вечный спутник нашей жизни. Она опора нашего духа, смысл наших трудов, глав­ный вершитель наших судеб.

Покинув свою малую родину почти в двадцатилетнем возрасте, успев на той земле и потрудиться, и настрадаться, и встать на ноги, я оставил там свои любимые, заветные уголочки, которые время от времени навещаю. У каждого из нас есть заветные уголочки в родных краях: речки и ре­чушки, заречья, овраги, перелески, поляны, одинокие деревья, ничем для чужого глаза не примечательные дороги и тропинки. Там, в тех тайниках, должно быть, хранит душа свои неприкосновенные запасы, там наша совесть и наша честь, и потому, должно быть, трепещем каждый раз, когда оттуда до нас долетает весточка. (110 слов)

(ПоИ.Друцэ)

1.Выполните синтаксический разбор предпоследнего предложения, объясните постановку знаков препинания

2. Выпишите в один столбик сочинительные союзы, а в другой — подчинительные. Над союзами надпишите, что они соединяют.

9 класс Сергей Есенин

С ДОБРЫМ УТРОМ!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет за заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки,

И звенят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

"С добрым утром!"

  1. Прочитайте выразительно текст.

  2. Какие художественные речевые средства заметили Вы в тексте?

  3. Определите значение слов "небосклон", "сережки", "обрядиться".

  4. Произведите фонетический разбор словоформы "качаясь".

  5. Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

2 вариант

Хор в зоопарке.

Орлы завозились на своих местах, закричали гуси. Проснулись лебеди. Как на далеком болоте, " протрубили" зарю журавли на большом пруду. Но звери еще спали в своих клетках. а олени, и зубры и антилопы лежали в загонах и пережёвывали жвачку.

Вдруг по улице, мимо зоопарка, пронеслась пожарная машина. Заунывный сигнал сирены нарушил тишину раннего утра. Молодая волчица в соседней клетке присела на задние лапы, подняла вверх морду и завыла. Ей откликнулся волк из другой клетки. Хором взвыли и залаяли шакалы. Закричали павлины. Покрывая все звуки, раздалось рычание льва.Шум пожарной машины давно смолк, а дикий звериный хор еще долго не стихал.


1.Прочитайте выразительно текст.

2.Произвести словообразовательный разбор выделенных слов.

3.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение

4.Выпишите сложное предложение и определите вид.


3 вариант

Страна мира и согласия.

Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.

Астана сегодня - гордость нового Казахстана. Будущее Казахстана неразрывно связано с будущим Астаны, которая еще недавно воспринималась как «новая столица», а теперь является неотъемлемой частью нового образа Казахстана, страны, устремленной в двадцать первый век.

Лидер нации провозгласил национальную идею «Мангилик Ел», которая рождена всем тысячелетним историческим опытом казахского народа. «Мангилик ел» - это новая страна, в которой будут жить в мире и согласии весь казахстанский народ. 1.Прочитайте выразительно текст.

2.Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

3.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение

4. Произведите фонетический разбор слова- идею

4 вариант

Золотая осень.

Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом. Вот приходишь в березовую рощу, и не можешь отвести глаз, все в золоте. На березках вместо листочков висят золотые монетки, и, кажется, что от одного дуновения ветерка они начнут тут же звенеть.

Золотом осыпает осень и парки, особенно липы. Идешь и радуешься такой красоте. И начинаешь понимать, почему поэты так любили воспевать осень. А иногда просто слов нет, ну невозможно описать все ту красоту, которая открывается перед тобой.

Гуляешь по парку и не можешь нагуляться, так не хочется оставлять эту красоту. Очень красиво рано утром, когда хорошая погода. Золотые деревья просто сияют на фоне яркого голубого неба. Нельзя не восхищаться природой, нет ничего прекраснее нее. Ах! Как здорово, просто дух захватывает от всего этого великолепия.

Золотая осень не уходи, порадуй нас еще немножко. Но, к сожалению, это время очень короткое, и вот уже через неделю, деревья начинают сбрасывать свое убранство. А как не хочется расставаться со сказкой, как хочется еще полюбоваться живописными золотыми пейзажами.


1.Произвести словообразовательный разбор выделенных слов.

2.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение

3.Составить план

5 вариант

У воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубые незабудки. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох. Он крепко стоял по пояс в траве и был похож на рыцаря в латах со стальными шипами на локтях и наколенниках.

(К.Э.Паустовский).

1. Озаглавить текст.

2. Сделать синтаксический разбор последнего предложения.

3.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение


9 класс

Текст. Встреча с Державиным.


Державина видел я только однажды в жизни, но никогда этого не забуду.

Это было в 1815 году на публичном экзамене в Лицее. Державин был очень стар. Экзамен наш его утомил. Он сидел, подперев голову рукой, и дремал до тех пор, пока начался экзамен по русской словесности. Тут он оживился, глаза заблестели. На экзамене читали его стихи, разбирали их, хвалили. Он слушал с живостью необыкновенной.

Наконец вызвали меня. Я прочёл мои «Воспоминания в Царском селе», стоя в двух шагах от Державина. Когда я дошел до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой зазвенел, а сердце забилось с восторгом…

Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении. Он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли.


Задание к тексту:


  1. Прочитайте текст, выделите в нем опорные слова и словосочетания.

  2. Составьте план к тексту.

  3. Перескажите текст, определите стиль и тип речи.

  4. Выпишите из текста сложное предложение.

II – тур.

I. Ответьте на следующие вопросы:

  1. Чем сложное предложение отличается от простого?

  2. Чем отличается СПП и ССП.

II. Синтаксический разбор предложения.

Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели.

III. Морфологический разбор прилагательного.

На олимпиаду направили наиболее сильного ученика.

IV. Разбор слова по составу.

убедительный.

V. Словообразовательный разбор.

слушатель.

VI. Произведите фонетический разбор слова:

школьный.

VII. Прочитайте наизусть любимое стихотворение.


Каждое задание оценивается суммой 5 баллов

Общая сумма баллов – 50


Олимпиадные задания по русскому языку

8 - 9 классы


1.Поставьте, где нужно, знаки препинания.

В краю где по дебрям по рекам

Метелица свищет кругом

Стоял запорошенный снегом

бревенчатый низенький дом.

Я помню как звезды светили

Скрипел за окошком плетень

И стаями волки бродили

Ночами вблизи деревень.

                                  Н.Рубцов.

Ах и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

                            С.Есенин

2. Расставьте ударения в следующих словах:

Аристократия, баловать, газопровод, диспансер, околесица, премировать, современный, хаос, чистильщик, красивее, милосердие,  вероисповедание, ветеринария, трапеза, украинский, зубчатый, принудить,  языковая (колбаса).  

3. Заполните левый столбик  соответствующими словами из приведенных ниже; вставьте в них пропущенные буквы.

                                   – список литературы по теме.                        

                                   – доходы от акций.

                                   – художественное произведение малого объема.

                                   – общий вид местности.

                                   – художественная литература.

                                   – изменение тела под воздействием внешних сил.

                                   – противостояние.

                                   - изъян, недостаток.

                                   – обжалование.

                                   – короткое сатирическое стихотворение.

                                   – нехватка, недостаток чего-либо.

                                   – вежливый.

М…н…рал, д…в…ден…ы, тру (п,пп)а, э(ф,фф)ект, дра(м,мм)а, д…(ф,фф)ект, библ…ография, ж…ргон, д…(ф,фф)ормация, к…(м,мм)ентарий, эп...гра(м,мм)а, к…(м,мм)ерсант, к..(р,рр)ектный, м…н…атюра, л…н(?)шафт, о(п,пп)…зиция, а(п,пп)…(л,лл)яция, пробле(м,мм)а, д…ф…цит, б…(л,лл)…тристика.                        

4. Какими частями речи являются выделенные слова?

1) Сколько раз я просила его помочь!

2) В окно тихо стукнули: раз, два, три…

3) Как-то раз я уже приходила в этот парк.

4) Раз я люблю тебя, то ты должен мне доверять.

5. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами 

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя.

6.Запишите фразеологизмы, в составе которых сохранились устаревшие слова кур (петух), 770 ₸ - Сатып алу

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!