Занимательная грамматика на уроках русского языка
КГУ «ШколаЛицей №40 имени Алькея Маргулана»
Главная цель образования: развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. Именно с этих позиций я выстраиваю систему уроков, что обучение русскому языку – это не просто процесс овладения определённой системой знаний, умений и навыков, а процесс речевого, духовного и творческого развития школьников.
«Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока.
Обучающиеся чётко должны знать: то, что приобретено на уроке, можно будет использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Игры
Упражнение 1
Найдите объяснение фразеологическим оборотам. Попробуйте их зарисовать. А теперь покажите, что обозначает каждый фразеологический оборот. (6 класс)
Упражнение 2
Клевать носом; идти в ногу со временем; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Если работа покажется трудной, можно использовать слова для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом.
Ребята самостоятельно могут проверить свою работу.
Упражнение 3
Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”. Объясните, что обозначают остальные фразеологизмы. Попробуйте их зарисовать. (6 класс)
Сломя голову; сидеть, сложа руки; втирать очки; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
Упражнение 4
Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».
Упражнение 5
Показать мимикой, жестами фразеологизм, чтобы класс угадал. Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).
Упражнение 6
Рассказы странствующих рыцарей. (8 класс)
Учитель подбирает изображения двух замков. Можно данную работу провести в группах. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.
Упражнение
Можно провести данную работу иначе, работу ребята оформляют в форме этюда «Страничка из исторического журнала».
Упражнение 7
Игра во фразеологическое лото.
Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот. Ответы запишите в тетрадь.
|
1 коробка |
2 коробка |
|
Зуб В колесе Сказка про Колено Негде упасть С собакой Зарубить Аппетит Со смеху Ни к селу |
Море по Белого бычка Как белка Яблоку Ни к городу Себе на носу Как кошка Кататься Волчий На один |
Упражнение 8
Собери конструктор, восстанови последовательность предложений.
Перед вами будущие тексты. Почему будущие, потому что в том варианте, в котором они существуют, их нельзя назвать текстами. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте). Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом приклейте на чистый лист бумаги.
Задания к тексту
следующие:
-
определите основную тему текста;
-
соберите текст правильно;
-
озаглавьте его.
1. Слово – маленькая рыбка,
которая плещется в реке – Речи. Без слов не было бы речи, не было
бы даже звуков.
2. Слово – творение, которое нужно охранять. Часто от самого
говорящего – от человека, которому кажется, что он – властелин
слова. Но чтобы стать властелином, надо получить это право,
научиться управлять словом. Ох, как это трудно!
3. С появлением нового слова появляется новое понятие. Слово – это
загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобраться до
конца.
4. К этим загадкам нужно относиться бережно, правильно их писать, произносить. Тогда только ты сумеешь подружиться со словом.
Упражнение 9
Восстановите текст. Запишите его в исправленном виде.
Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …
Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !
Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…
Упражнение 10
Аппликация.
Перед вами простые предложения, составьте из них сложные, используя, данные союзы. Определите стиль речи полученного текста (описание).
Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом и союзами приклейте на чистый лист бумаги.
-
Это было в самом начале весны.
-
В лесу под деревьями ещё лежал снег. На открытых местах уже темнели первые проталины (но зато).
-
Древесные почки начали надуваться.
-
От этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть – чуть мохнатыми (и).
-
Кругом в вершинах деревьев на разные голоса распевали овсянки, синицы.
-
Где – то вдали отбивал барабанную дробь лесной барабанщик дятел.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Занимательная грамматика по русскому языку для учащихся
Занимательная грамматика по русскому языку для учащихся
Занимательная грамматика на уроках русского языка
КГУ «ШколаЛицей №40 имени Алькея Маргулана»
Главная цель образования: развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. Именно с этих позиций я выстраиваю систему уроков, что обучение русскому языку – это не просто процесс овладения определённой системой знаний, умений и навыков, а процесс речевого, духовного и творческого развития школьников.
«Обучать общению, общаясь» - без этих условий нет урока.
Обучающиеся чётко должны знать: то, что приобретено на уроке, можно будет использовать в практической деятельности и повседневной жизни.
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению».
Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.
Игры
Упражнение 1
Найдите объяснение фразеологическим оборотам. Попробуйте их зарисовать. А теперь покажите, что обозначает каждый фразеологический оборот. (6 класс)
Упражнение 2
Клевать носом; идти в ногу со временем; вставлять палки в колёса; заячья душа; играть первую скрипку; заблудиться в трёх соснах.
Если работа покажется трудной, можно использовать слова для справок: трусливый человек, дремать, мешать, быть самым главным, действовать согласованно, не суметь разобраться в чём- то простом.
Ребята самостоятельно могут проверить свою работу.
Упражнение 3
Указать фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и со значением “быстро”. Объясните, что обозначают остальные фразеологизмы. Попробуйте их зарисовать. (6 класс)
Сломя голову; сидеть, сложа руки; втирать очки; во все лопатки; лодыря корчить; бить баклуши; водить за нос; во весь дух; вводить в заблуждение; высунув язык; со всех ног.
Упражнение 4
Придумайте небольшую лингвистическую сказку на тему «Фразеологические обороты».
Упражнение 5
Показать мимикой, жестами фразеологизм, чтобы класс угадал. Как с Луны свалился. Кашу маслом не испортишь (можно взять любые другие).
Упражнение 6
Рассказы странствующих рыцарей. (8 класс)
Учитель подбирает изображения двух замков. Можно данную работу провести в группах. Начать ребята могут свой рассказ с того, что привело их к замку, как выглядело строение здания издалека, что увидели в самом замке, описать убранство замка.
Упражнение
Можно провести данную работу иначе, работу ребята оформляют в форме этюда «Страничка из исторического журнала».
Упражнение 7
Игра во фразеологическое лото.
Смысл игры заключается в следующем: надо рассортировать слова так, чтобы получились фразеологические обороты. Объясните, что обозначает каждый фразеологический оборот. Ответы запишите в тетрадь.
|
1 коробка |
2 коробка |
|
Зуб В колесе Сказка про Колено Негде упасть С собакой Зарубить Аппетит Со смеху Ни к селу |
Море по Белого бычка Как белка Яблоку Ни к городу Себе на носу Как кошка Кататься Волчий На один |
Упражнение 8
Собери конструктор, восстанови последовательность предложений.
Перед вами будущие тексты. Почему будущие, потому что в том варианте, в котором они существуют, их нельзя назвать текстами. Что для этого необходимо сделать? (Восстановить последовательность предложений в тексте). Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом приклейте на чистый лист бумаги.
Задания к тексту
следующие:
-
определите основную тему текста;
-
соберите текст правильно;
-
озаглавьте его.
1. Слово – маленькая рыбка,
которая плещется в реке – Речи. Без слов не было бы речи, не было
бы даже звуков.
2. Слово – творение, которое нужно охранять. Часто от самого
говорящего – от человека, которому кажется, что он – властелин
слова. Но чтобы стать властелином, надо получить это право,
научиться управлять словом. Ох, как это трудно!
3. С появлением нового слова появляется новое понятие. Слово – это
загадка, которую невозможно разгадать, понять, разобраться до
конца.
4. К этим загадкам нужно относиться бережно, правильно их писать, произносить. Тогда только ты сумеешь подружиться со словом.
Упражнение 9
Восстановите текст. Запишите его в исправленном виде.
Жили-… старик да…, у них была дочка Аленушка да сынок… Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да … одни одинешеньки. Пошла … на работу и братца с … взяла. Идут они по дальнему …, по широкому …, и захотелось Иванушке … “Сестрица Аленушка, я … хочу!” “Подожди, братец, дойдем до …
Налетели …, подхватили мальчика, … на крыльях. Вернулась девочка, глядь - … нету! Выбежала она в чистое поле и только видела … метнулись вдалеке. … и пропали за темным … . тут … догадалась, что они унесли… : про гусей - … давно шла слава, что они … детей уносили. Бросилась … догонять их.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие … и выстрелили. Пустил стрелу … брат. Упала стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела стрела на … двор, подняла ее … дочь. Пустил стрелу … брат. Полетела она прямо в …, подняла ее … !
Жили-были … да … Была у них внучка… собрались раз подружки в лес по … да по …Пришли звать с собой и … пришли девушки в …, стали собирать … да … вот Машенька … деревце за деревце, кустик за кустик - и ушла… от подружек. Ходила -… по лесу - совсем…
Упражнение 10
Аппликация.
Перед вами простые предложения, составьте из них сложные, используя, данные союзы. Определите стиль речи полученного текста (описание).
Текст разрезан на полоски. Полоски с восстановленным текстом и союзами приклейте на чистый лист бумаги.
-
Это было в самом начале весны.
-
В лесу под деревьями ещё лежал снег. На открытых местах уже темнели первые проталины (но зато).
-
Древесные почки начали надуваться.
-
От этого ветки кустов и деревьев казались не такими голыми, как зимой, а чуть – чуть мохнатыми (и).
-
Кругом в вершинах деревьев на разные голоса распевали овсянки, синицы.
-
Где – то вдали отбивал барабанную дробь лесной барабанщик дятел.
шағым қалдыра аласыз













