КГУ
«Основная средняя школа с.Поперечное»
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО
КУРСУ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
для
4 классов
общеобразовательной
школы
Автор программы: Мукатаева А.К., учитель
начальных классов (разработана на основе
программы «Занимательная математика. Смекай, отгадывай,
считай».
Н.И.Удодова).
І. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеурочная работа по математике
является неразрывной частью учебно-воспитательного процесса
по данному предмету. Программа позволяет учащимся
начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами
математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Решение
математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит
интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать
развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию,
умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а
также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Содержание программы
соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных
требований; развивая учебную мотивацию, вводит мир элементарной
математики; расширяет и углубляет математические знания; позволяет
включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в
различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде
всего с мотивацией и интересами; оказывает положительное влияние на
развитие памяти, внимания, эмоции и речи ребенка; прививает интерес
к предмету и позволяет использовать эти знания на
практике.
Программа направлена на
развитие у детей математического образа мышления: краткости речи,
умелому использованию символики, правильному применению
математической терминологии, созданию условий для развития ребенка,
развитию мотивации к познанию и творчеству, профилактике
ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития
личности ребенка, укреплению психического развития. Она
способствует развитию у детей творческих способностей, логического
мышления, математической речи, внимания, умению создавать
математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки,
обобщать и делать выводы.
Педагогическая
целесообразность программы объясняется формированием приемов
умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, аналогии и обощения.
Целью программы является развитие детей младшего школьного
возраста для более успешного и полноценного усвоения программы по
математике на начальной ступени общего
образования, сохдание благоприятных условий для
полноценного интелектуального развития каждого ребенка на уровне,
соответствующем его возрастным особенностям и
возможностям.
Задачи программы:
расширение математических знаний и способностей в соответствии с
возрастными особенностями;
-
формиование мыслительных
процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
-
обеспечение необходимой и
достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего
обучения;
-
расширение и углубление
знаний учащихся, формирование математической компетенции;
-
развите и совершенствование
мыслительных операций, психологических качеств личности
(любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого
потенциала;
-
формирование начальных
элементов конструкторского мышления;
-
выявление и поддержка
математически одаренных детей.
Основная часть программы имеет уровневое
построение (учащимся каждого класса
даются задания соответстенно их возрастным и индивидульным
особенностям).
Форма проведения занятий индивидуальная, групповая и
фронтальная.
Практическая значимость внеклассных занятий - обучение
рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих
знаний и умений, как в аналогичные, так и в измененные условия.
Учебная
нагрузка по курсу «Нестандартная занимательная математика» составляет:
1 час в неделю, общее количество –
34 ч.
ІІ. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя
всевозможные разнообразные нестандартные виды математических
заданий, направленных на развитие математических способностей
учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода
к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую
направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как
под руководством учителя, так и проявить свои способности на
занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание
групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными
новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
|
Тема занятия
|
Кол-во час
|
Из них
|
Форма провед.
|
Образоват. продукт
|
теорет
|
практ
|
1
|
Вводное занятие «Математика – царица
наук»
|
1
|
Знакомство с целями, задачами
|
Решение математич загадок
|
Беседа
|
|
2-6
|
Числа и операции над ними
|
5
|
Числа-великаны. Таблица разрядов
|
Игры «Знай свой ряд», «Гонка за лидером»,
«Семь верст»
|
Игра
|
Оставление таблицы старинных мер
|
7-9
|
Занимательные задачи
|
10
|
Знакомство с видами
задач, составление схем, диаграмм
|
Задачи-смекалки, логичес. задачи, компьютерные
матем. Игры, нестандартные задачи
|
Турнир
|
Сборник
нестандартных задач
|
6-7
|
Оформляем школьную математическую
газету
|
1
|
Способы оформления газеты
|
Выпуск газеты
|
|
Газета
|
8
|
Олимпиады, конкурсы
|
2
|
Участие в школьн.
олимпиаде
|
Решение задач
|
Олимпиада
|
|
9
|
Наглядная геометрия
|
4
|
Постр-е чертежей на
нелинов бумаге. Преобразование фигур на плоскости
|
Геом. упр. «Путе шествие
в Страну Геом-ю». Игра «Удивит. Квадрат»
|
Игра
|
Чертежи
|
10
|
Симметрия
фигур
|
2
|
Знак-во с симметр. Фигурами,
соед-е и пересеч-е фигур
|
Построение симметричных фигур
|
Практическое занятие
|
Рисование фигур
|
11
|
Площадь и объем фигур
|
2
|
Знак-во с S и V фигур.
Вычисление S и V
|
Конструирование
предметов из геометр. фигур
|
Практическое занятие
|
Макеты фигур
|
12
|
Арифметические фокусы, игры,
головоломки
|
3
|
Задачи в стихах, нестанд. задачи, магич.
квадраты
|
Решение
задач различного вида
|
Турнир
|
Составление головоломок
|
14
|
Проектная деятельность
|
2
|
Как выполнить проект,
оформление презентации.
|
Презентации «Великие
матема тики»,«Зрительн. образ квадрата»
|
Защита презентации
|
Подборка материалов
|
15
|
Подводим итоги
|
4
|
|
Мат. КВН,
кругл стол «Подводим итоги», конкурс эрудитов,
сочине
ние «Место мате-матики в
моей жизни»
|
КВН, кругл стол, конкурс
|
Оформление папок
|
ІІІ. ТРЕБОВАНИЯ К
ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ.
Учащиеся 4 класса должны
знать и уметь:
-
свойства арифметеских
действий;
-
разрядный состав
многозначных чисел в пределах тысячи;
-
названия геометр. фигур:
призма, шар, конус, пирамида, цилиндр;
-
способы решения
головоломок, ребусов, шарад, примеров со «звездочками»;
-
осуществлять
самостоятельный поиск решений логических задачи задач повышенного
уровня;
-
принимать участие в школьных и городских олимпиадах по
предмету, в интеллектуальных марафонах.
Литература для
учителя:
- Занимательная математика.
Смекай, отгадывай, считай. Н.И.Удодова. – Волгоград, 2012.
- Олимпиадные задания. 3-4
классы. – Выпуск 3. Т.Н.Каркошкина, И.В.Персидская. –Волгоград,
2012.
- Занимательные
задания по математике. И.И. Баврин. – Владос, 1999.
- Логическая математика для
младших школьников.- Москва. Поматур, 1998.
-
Занимательная математика. А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева, В.В.Буровова.
Алматы кітап, 2012.
Литература для
учащихся:
-
Рабочие
тетради «Занимательная математика» для уч-ся 1-4 классов.
А.Б.Акпаева, Л.А.Лебедева.
-
Сборник логических
задач.
-
Занимательная математика.
Смекай, отгадывай, считай (ребусы,
головоломки).