КГУ «Смирновская средняя школа
№1»
Кабинет поддержки инклюзии для детей с
особыми образовательными потребностями
Любой из
нас пришел
на свет на
этот
Творить
добро, надеяться, любить
Смеяться,
плакать,
но при всем
при этом
Должны мы
научиться ГОВОРИТЬ!
с.
Смирново, 2020 год
Люди
правильно произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности
и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата:
языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Работа по
развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и
подготовленности его к обучению в школе.
В
настоящее время все большее и большее количество детей имеют
речевые недостатки, неправильно произносят один или несколько
звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный
характер.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности
движений органов, участвующих в речевом процессе.
Важность занятий артикуляционной гимнастикой трудно переоценить.
Помимо того, что ребенок учится правильно и четко произносить звуки
и слова, подобные занятия способствуют:
-
Улучшению кровоснабжения
артикуляционных органов и их нервную проводимость;
-
Улучшению подвижности
артикуляционных органов;
-
Укреплению мышечной системы
языка, губ, щек;
-
Уменьшению напряженности
артикуляционных органов;
-
Подготовки ребенка к
правильному произношению звуков;
-
Развитию гибкости органов
речевого аппарата;
-
Научить ребенка удерживать
определенную артикуляционную позу.
Как
правило, выделяют ряд причин и показаний для проведения
артикуляционной гимнастики:
•
Своевременные занятия артикуляционными упражнениями по развитию
речевого слуха и артикуляционной гимнастикой способствуют тому, что
многие дети могут самостоятельно научиться говорить чисто и
правильно.
• На
фоне сложных нарушений звукопроизношения подобные занятия помогут
подготовить мышцы для последующего ускорения процесса устранения
дефектов речи.
• При
правильном, но вялом звукопроизношении артикуляционная гимнастика
помогает быстрее выработать четкость произношения и выразительность
речи, а также избавиться от «каши во рту».
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на
удержание определенного положения губ, языка: чашечка, трубочка… и
динамические (подвижные): лошадка, часики, качели… - требуют
ритмичного повтора движений, координации движений и
переключаемости.
Делать
артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5
минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребенок
сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует
выполнять по 5 раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счет,
который ведет взрослый). В день добавлять по одному новому
упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться
к более простому.
Хотелось бы отметить, что артикуляционные упражнения имеют огромную
роль, так как они способствуют развитию речевого аппарата,
благодаря чему дети учатся управлять им и помогают справиться с
произношением даже самых сложных звуков.
Желаю удачи!
Ваш логопед!