Материалдар / Значение приставок
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Значение приставок

Материал туралы қысқаша түсінік
Орыс тілінде приставкаларды дұрыс қолдану тәсілдері
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Приставка без- (бес-) употребляется при образовании:

1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток чего-либо (беспорядок, бездействие).

2. Прилагательных со значением :  лишенный чего-либо (безголосый, безболезненный, бесплановый ).



Shape1

Приставка в- (во-) употребляется при образовании:

1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия внутрь 
бежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного предела 
(влезть).

2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  близи, впоследствии).



Shape2

Приставка вз- (взо-, вс-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения вверх 
(взбежать, взлететь);
б) законченность действия, доведение действия до нужного предела, до какого-нибудь состояния 
(взрастить, вскружить);
в) совершение действия внезапно, резко, напряженно  
(вздрогнуть, вскрикнуть);
г) начало действия 
(вспыхнуть).



Shape3

Приставка воз- (вос-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность движения  или действия вверх (
возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново (
воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела (
востребовать, возмужать);
г) начало действия (
воссиять, возликовать).



Shape4

Приставка вы- употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри наружу 
(выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного предела 
(вылечить);
в) доведение действия до естественного предела 
(вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого 
(выломать);
д) достижение чего-либо посредством действия 
(выпросить, выстоять).



Shape5

Приставка до- употребляется при образовании:

1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).

2.  Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения, конца 
(добежать, дотащить);
б) совершения недостающего действия 
(доплатить);
в) совершения  действия дополнительно 
(догрузить).

.



Shape6

Приставка за- употребляется при образовании:

1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).

2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия 
(заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия, состояния 
(завоевать);
в) чрезмерность действия 
(замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко 
(завести);
д) направленность внутрь 
(закатить);
е) попутное действие 
(зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета 
(засеять);
з) совершение действия заранее 
(засолить, заготовить);
и) ограничение пространства чем-либо 
(завязать).

3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).



Shape7

Приставка из- (изо-, ис-)  употребляется при образовании:

1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри наружу 
(извлечь);
б) распространение движения по всем направлениям 
(изъездить);
в) доведение действия до нужного предела 
(изготовить);
г) доведение действия до излишнего предела 
(износить);
д) доведение действия до естественного предела 
(измучить);
е) выделение, удаление откуда-либо 
(изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность предмета 
(исписать).

2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).



Shape8

Приставка кое- употребляется при образовании:

1. Местоимений и обозначает:
а) какой попало, неважный, незначительный 
(кое-какой);
б) некоторые, немногие люди 
(кое-кто);
в) нечто, немногое или некоторые (немногие) вещи 
(кое-что).

2. Наречий и обозначает:
а) в некоторых, немногих местах , местами (
кое-где);
б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно, плохо (
кое-как);
в) иногда, изредка (
кое-когда);
г) в некоторые места (
кое-куда).



Shape9

Приставка на- употребляется при образовании:

1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).

2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность извне 
(наклеить);
б) направленность внутрь 
(налить);
в) действие в большом количестве 
(наварить);
г) доведение действия до естественного предела 
(намусорить);
д) доведение действия до нужного предела 
(написать).

3.Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака 
(накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа действия  
(наверх, назавтра, напрокат).



Shape10

Приставка над- (надо-) употребляется при образовании

глаголов и обозначает:
а) совершение действия поверх 
(надписать);
б) распространение действия на часть поверхности предмета, неполноту действия 
(надрезать, надорвать);
в) совершение действия дополнительно 
(надвязать).



Shape11

Приставка не- употребляется при образовании:

1. Существительных, прилагательных и наречий и обозначает:
а) полную противоположность того, что выражает слово без этой приставки 
(неправда, небольшой негромко);
б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности, ограниченности признака, качества (
невнимательн

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!