Приставка без-
(бес-) употребляется при
образовании:
1. Существительных, обозначающих отсутствие или недостаток
чего-либо (беспорядок, бездействие).
2. Прилагательных со значением : лишенный
чего-либо (безголосый, безболезненный, бесплановый ).
Приставка в- (во-) употребляется при
образовании:
1. Глаголов со значением:
а) направленности движения или действия
внутрь (вбежать, ворваться);
б) доведения действия до нужного
предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места,
времени (вблизи, впоследствии).
Приставка вз-
(взо-, вс-) употребляется при
образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность действия или движения
вверх (взбежать, взлететь);
б) законченность действия, доведение действия до нужного предела,
до какого-нибудь состояния (взрастить, вскружить);
в) совершение действия внезапно, резко,
напряженно (вздрогнуть, вскрикнуть);
г) начало действия (вспыхнуть).
Приставка воз-
(вос-) употребляется при
образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения или действия вверх
(возвести, воспарить);
б) совершение действия вновь, заново
(воссоздать);
в) доведение действия до нужного предела
(востребовать, возмужать);
г) начало действия (воссиять, возликовать).
Приставка вы- употребляется при
образовании
глаголов и обозначает:
а) направленность движения изнутри
наружу (выбежать, выпрыгнуть);
б) доведение действия до нужного
предела (вылечить);
в) доведение действия до естественного
предела (вырасти);
г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или
одного предмета из другого (выломать);
д) достижение чего-либо посредством
действия (выпросить, выстоять).
Приставка до- употребляется при
образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший,
совершавшийся прежде того, что обозначено
основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
а) доведения действия до его завершения,
конца (добежать, дотащить);
б) совершения недостающего
действия (доплатить);
в) совершения действия
дополнительно (догрузить).
.
Приставка за- употребляется при
образовании:
1. Существительных и
прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или
за пределами того, что названо исходным
словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
а) начало действия (заблестеть, заговорить);
б) достижение результата действия,
состояния (завоевать);
в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
г) направленность действия, движения за какие-либо пределы,
куда-либо далеко (завести);
д) направленность внутрь (закатить);
е) попутное действие (зайти, занести);
ж) распространение действия на всю поверхность
предмета (засеять);
з) совершение действия
заранее (засолить, заготовить);
и) ограничение пространства
чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным
значением (задаром, заранее).
Приставка из-
(изо-, ис-) употребляется при
образовании:
1. Глаголов и обозначает:
а) направление действия, движения, изнутри
наружу (извлечь);
б) распространение движения по всем
направлениям (изъездить);
в) доведение действия до нужного
предела (изготовить);
г) доведение действия до излишнего
предела (износить);
д) доведение действия до естественного
предела (измучить);
е) выделение, удаление
откуда-либо (изгнать, излить);
ж) распространение действия на всю поверхность
предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным
значением (издали, искоса).
Приставка кое- употребляется при
образовании:
1. Местоимений и обозначает:
а) какой попало, неважный,
незначительный (кое-какой);
б) некоторые, немногие люди (кое-кто);
в) нечто, немногое или некоторые (немногие)
вещи (кое-что).
2. Наречий и обозначает:
а) в некоторых, немногих местах , местами
(кое-где);
б) тем или иным способом, так или иначе, как-нибудь, небрежно,
плохо (кое-как);
в) иногда, изредка (кое-когда);
г) в некоторые места (кое-куда).
Приставка на- употребляется при
образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на
поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
а) направленность действия на поверхность
извне (наклеить);
б) направленность внутрь (налить);
в) действие в большом
количестве (наварить);
г) доведение действия до естественного
предела (намусорить);
д) доведение действия до нужного
предела (написать).
3.Наречий со значением:
а) высшей меры, предельной степени какого-либо
признака (накрепко);
б) обстоятельства времени, направления и образа
действия (наверх, назавтра, напрокат).
Приставка над-
(надо-) употребляется при
образовании
глаголов и обозначает:
а) совершение действия
поверх (надписать);
б) распространение действия на часть поверхности предмета,
неполноту действия (надрезать, надорвать);
в) совершение действия
дополнительно (надвязать).
Приставка не- употребляется при
образовании:
1. Существительных,
прилагательных и наречий и обозначает:
а) полную противоположность того, что выражает слово без этой
приставки (неправда, небольшой негромко);
б) (при образовании прилагательных и полных причастий, при которых
нет пояснительных слов) противоположность с оттенком умеренности,
ограниченности признака, качества
(невнимательн