Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
"Знатоки русского языка"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка». 9 «А»
Учитель Адилова Д.К
Цель:
- закрепление знаний и умений, полученных на уроках;
- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
- расширение словарного запаса детей, используя разные задания и высказывания писателей о русском языке.
- воспитание у учащихся бережного отношения к слову, уважения к русскому языку;
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- повышение общей языковой культуры
Оборудование:
- высказывания поэтов и писателей о русском языке;
- карточки с заданиями.
1 ученик
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.
2 ученик
Навсегда вошли без перевода Русские хорошие слова В речь и душу каждого народа На правах духовного родства.
3ученик
Наш язык — язык труда и света, Он широк, и ясен, и велик. Слушает с волнением планета Пушкина бессмертного язык!
I. Вступительное слово учителя
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
- Сегодня у нас встреча в честь русского языка.
- Послушайте что говорили о русском языке известные поэты и писатели. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой», - так считал Лев Николаевич Толстой
- Русский язык входит в число мировых языков. Поэтому вместе с родным казахским языком вы изучаете русский язык. В Казахстане русский язык – язык межнационального общения, так как здесь проживает более 130 национальностей
Вы владеете русским языком, многое о нём знаете, изучаете правила, понятия. Достаточны ли ваши знания и умения? Сегодня вы имеете возможность показать себя. Мы проведём необычное внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры.
Нам нужно определить состав команд. У вас на столах стикеры разных цветов. За первый стол садятся ученики с розовыми стикерами, а за второй с жёлтыми. За первым столом - первая команда, за вторым вторая. Название команды вы узнаете, прочитав буквы с обратной стороны стикеров.
(«Грамотеи». «Всеведы»).
- И так у нас образовались 2 команды знатоков русского языка. Уважаемые болельщики. давайте поприветствуем их.
- Игра состоит из 6 туров. В ходе игры я буду разъяснять условия каждого тура. За каждый правильный ответ или задание будут присуждаться баллы.
Болельщики, и вы не робейте! Задания будут и для вас!
- А судить нас будет жюри:
Тур 1 «Разминочный»
Вопросы задаются каждой команде по очереди.
За каждый правильный ответ, команда получает 1 балл.
1. Из чего состоит наша речь? (Из предложений). 2. Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое). 3. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: кто? что? (Предметы). 4. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: что делать? что сделать? (Действия предметов). 5. Как переносится слово? (По слогам). 6. Чем обозначается мягкость согласного звука в конце слова? (Мягким знаком). 7. Как связаны слова в предложении между собой? (По смыслу). 8. Что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какой? какая? (Признаки предметов).
Учитель:
-
Орфография - в переводе с греческого «орфо»- правильный, «графо»-пишу.
Таким образом орфография - это единый свод правил, определяющий написание слов и речевых оборотов.
-
Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.
Задание командам:
-
Я раздаю карточки со словарными словами, в которых пропущены буквы. Нужно вставить пропущенные буквы . За каждое правильно написанное слово, команда получает по 1 баллу.
м_роз
х_рошо
к_ртина
к_пуста
м_локо
уч_ник
м_рковь
к_ньки
д_рога
п_льто
п_нал
в_рона
м_дведь
сп_сибо
д_журный
л_пата
б…рёза
в…робей
к…рандаш
д…екабрь
п…года
ж…лтый
г…рох
м…лина
Конкурс для болельщиков
Игра «Прочитай-ка»
Прочитайте слова. Найдите лишнее.
РАНАКАДШ, ЧАУРК, ТОСИКЧАК, ОРЕВД
(карандаш , ручка,кисточка, ведро)
ТУР 3 «Лексический»
Что такое ЛЕКСИКА?
- Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.
Очень часто сегодня слышишь из уст учеников слова, лишние в их речи. Это слова-паразиты. Послушайте стихотворение по этому поводу.
Стихотворение «Лишние слова»
Увидал раз гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит по “01”,
Срочно сообщает:
“ Я не знаю, как начать,
Но, как говорится,
Вообщем, значит, так сказать,
Страшное творится.
Вообщем, значит, стало быть,
-Можно трубку положить:
Все уже сгорело.
Учитель.
- Почему сгорел сарай?
Задание игрокам:
- Русская речь богата крылатыми выражениями, или, по-научному, фразеологизмами. Наверняка вы многие из них слышали:
1. Знать, как свои пять пальцев. 2. Сидеть, сложа руки. 3. Вариться в собственном соку. 4. Поразить, как гром с ясного неба. И др.
Задания для участников – коротко объяснить значение фразеологизмов. (1балл)
Вопросы для игроков:
1. Как снег на голову (неожиданно). 2. Яблоку негде упасть (тесно). 3. Хоть глаз выколи (темно). 4. Держать язык за зубами (молчать). 5. С гулькин нос (мало). 6. Как в воду глядел (знал).
Найдите ошибки в пословицах и поговорках. (1 балл)
1. Шило в горшке не утаишь (в мешке).2. В семье не без водопровода (урода). 3. Не имей сто рублей, а имей миллион (сто друзей). 4. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт (обойдёт).
5. Волков бояться – под одеялом лежать (в лес не ходить). 6. Кашу соляркой не испортишь (маслом).7. Тяжело в учении, легко на каникулах (в бою).8. У мышки глаза велики (у страха)
Фразеологический зверинец; (называние слов, сравнивающие людей с животными)
(игра с болельщиками)
беспечный, как … (стрекоза) болтливый, как … (сорока)
вольный, как …(птица) мудрый, как… (ворон)
гримасничающий, как … (обезьяна) зубастый, как…( крокодил)
пёстрый, как … (павлин) толстощёкий, как … (хомяк)
косолапый, как … (медведь) желторотый, как … (цыплёнок)
быстрый, как … (олень, лань) прилипающий, как … (пиявка)
Учитель:
-
Как называются такие слова в русском языке? (Зоонимы)
Тур 4 «Фонетический».
Учитель:
-
Слово фонетика образовано от греческого слова «фонетикос» - звуковой. «Фон»- звук.
-
Таким образом фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка, т.е. наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.
-
На выполнение 1 задания этого тура каждой команде отводится 1 минута.
- Каждая команда отгадает две загадки. Надо сказать слово - отгадку, определить, сколько букв и звуков в словах- отгадках. Загадки команде 1:Она в лесу своём живет И думает о том, Что непременно в Новый год Придет к кому-то в дом. Слово-отгадка: ель, в слове три буквы, три звука Кто приходит,- Кто уходит- Все её за ручку водят. Слово- отгадка: дверь, в слове пять букв, четыре звука.
Загадки для команды 2:Пришла без красок и без кисти А перекрасила все листья. Слово-отгадка: осень, в слове пять букв, четыре звука. Закружится на острой ножке Жужжит, как будто бы жучок. Захочет - вскачь пройдет немножко, Захочет - ляжет на бочок. Слово-отгадка: юла, в слове три буквы, четыре звука.
-
За верно выполненное задание команда получает 2 балла (сосчитать количество звуков и буков).
Тур 5 «Морфологический».
Учитель:
-
Слово морфология образовано от греческого «морфе» - форма и… логия-
наука. Таким образом, морфология – это раздел грамматики, изучающий слова, как части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д. Давайте все вместе вспомним части речи.
-
Давно живу я в мире этом.
Даю названия предметам (существительное).
-
Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю нашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (прилагательное)
-
Что делать, что сделать
Учащимся школ?
На эти вопросы ответит …(глагол).
-
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает (предлог).
-
В русском языке есть на первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи.
-
- Вы должны подписать их в выделенных словах.
1команда:
1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.
2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
3. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.
2команда
1. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.
2. В доме топится печь. Мы будем пироги печь
3. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду
(игра с болельщиками)
Отгадайте ребусы.
Ребус (от лат. rebus - при помощи вещей) – один из видов словесных игр, популярных еще в древности. Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде рисунков, комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Разгадывать ребусы просто: что нарисовано, то и читай.
Тур 6 «Грамматическая арифметик»
Учитель:
- Без букв и грамматики не обходятся и математики!
Грамматическая арифметика
Каждая команда получает задание. За каждое слово 1 балл.
Нота «до»+ зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки = дорожки
До + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
До + термин игры в шашки, шахматы = доход
С + мелкое место поперек реки = сброд
Чудеса – а + ный = чудесный
Часть – ушко – о +а = частушка
Кабан – ан + лук = каблук
Игра для болельщиков
- Ребята, вы знаете кто такой патриот?
Из слова ПАТРИОТИЗМ
составить, как можно больше слов.
Подведение итогов
Итак, друзья, пришла пора, И я хочу вам пожелать: Всегда с охотою учиться, Всегда с желанием трудиться. Никогда не унывать,
А русский на «отлично» знать.
Рефлексия.
Учитель:
-
Вот и закончилось наш турнир знатоков русского языка. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное.
-
Понравилась ли вам игра?
-
Какое у вас настроение? Отметьте его на своих кружках .И свои улыбки поместим вокруг солнышка как символ любви к нашей Родине
- А пока награды в пути, у меня для вас маленький сюрприз. Послушайте, как иногда мы говорим, коверкая наш язык. Посмейтесь, но выводы для себя сделайте.
Просмотр видеосюжета из киножурнала «Ералаш» - «Почему мы так говорим?»
Награждение. (подведение итогов, награждение победителей – медали «Знаток русского языка
Ведущий: Помните, ребята: «Видна птица по перьям, а человек – по речам». До свидания! До новы