Викторина по русскому языку на тему «Знатоки русского языка» Цель: повышение интереса детей к изучению русского языка;Задачи: - образовательная: расширять знания детей о русском языке, его истории; закреплять знания детей по пройденным темам;- развивающая: повышать культуру речи, расширять словарный запас детей, образность мышления;- воспитательная: воспитывать уважение к своему языку, культуру общения.Оборудование: слайды по теме, карточки с заданиями, картинки. Карточки с текстами-заданиями.Место проведения: класс с интерактивной доской.Содержание занятия:1. Организационный момент. Здравствуйте, дорогие учителя, ученики, воспитатели. Сегодня вы будете участвовать в викторине по русскому языку «Знатоки русского языка». Русский язык - яркий как радуга после весеннего ливня, меткий как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Знание русского языка сближает народы нашей республики, помогает нам изучать неизведанное. В нашей сегодняшней игре вы должны показать знание русского языка, проявить находчивость и смекалку, показать вашу дружбу и сплоченность в командной игре. Наш общий девиз: Смекалки и находчивости нам не занимать!Всему, чему учились, мы будем вспоминать! В игре участвуют две команды. Оценивать команды будет жюри. Высокий балл за каждое выступление оценка «5».Конкурс 1. «Приветствие». Команды приветствуют друг друга.Конкурс 2. «Кто в каком домике живет?»Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников.Задание: командам раздаются 3 перфокарты в форме домиков: с одним слогом, с двумя слогами, с тремя слогами. Нужно «расселить» животных в домики согласно количеству слогов в их названиях. Кто быстрее?Команда 1: слон, жираф, еж, носорог, белка, лошадь, корова, тигр, бегемот, морж, котенок, верблюд.Команда 2: зебра, баран, кот, собака, мартышка, змея, медведь, волк, куница, мышь, барс, пантера.Конкурс 3. «Назовите одним словом».1).Кто работает на тракторе?2). Кто управляет самолетом?3). Кто ловит рыбу?4). Кто пишет книги?5). Кто строит дом?6). Кто лечит людей?7). Кто доит коров?8). Кто работает в школе?9). Кто работает в детском саду?10). Что варят из ягод?11). Что варят из рыбы?12). Что снесет курочка?Конкурс 4. Игра «Найди пару».Ученикам раздаются листы, где написаны половина пословицы. Вторая половина пословиц – на других листах. Ребята ищут половину своей пословицы.1. Не спеши языком - …2. Сам пропадай, …3. С кем поведешься, …4. Труд человека кормит, …5. Глаза страшатся, 6. Хочешь много знать - 7. Ученье – свет, …8. По одежке встречают, …9. Грамоте учиться - 10. Птица красна пением, …11Семь раз отмерь - …12. Любишь кататься - …Вторая половина пословиц :1. торопись делом.2. а товарища выручай.3. От того и наберешься.4. а лень портит.5. а руки делают.6. надо мало спать.7. а неученье – тьма.8. а по уму провожают.9. всегда пригодится. 10. а человек умением.11. один раз отрежь.12. люби и саночки возить.
Конкурс 5. «Антонимы». Вылови из круга по антониму к каждому из слов в списке и впиши их. Команда 1.Холодный - …, тяжелый - …, горький - …, большой - …, старый -…, грустный - …, правда - …, лето - …, широкий - …, высоко - … .
Жара - …, глупый - …, смелость - …, твердый - …, острый - …, низ - …, грязный - …, вход - …, сытый - …, далеко - … .
Конкурс 6. Конкурс капитанов. В русском языке очень много вежливых слов. Сейчас капитаны команды должны вспомнить вежливые слова. Капитаны, делая шаги, должны говорить слова «Здравствуйте», «до свидания», «извините».Игра «Собери слово». Капитаны выбирают конверт с буквами и за одну минуту должны собрать спрятанное слово.Конкурс «Фразеологизмы». Капитаны, делая шаги, называют фразеологизмы.Конкурс 7. «Полиглоты». Команды отгадывают загадки, отгадки на трех языках: русском, казахском и английском. За каждое правильно угаданное слово начисляется одно очко. 1). В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу. (Дневник-күнделік- diary)2). Белый, а не снег, сладкий, а не мед. (Сахар- қант- sugar)3). Жидкое, как вода, белое, как снег, все дети любят. (Молоко- сүт- milk)4). Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол- үстел - table)5). Пока на полочке лежит, молчит мой верный друг. Но если посмотреть в него, заговорит он вдруг. (Книга – кітап - book)6). Его бьют. А он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч – доп - ball )7). Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река – өзен - river)8). Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи – шаңғы - ski).9). То в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка. Можешь ты и нарисовать, называюсь я … (Тетрадь – дәптер - copybook)10). Если ей работу дашь – зря трудился карандаш. (Ластик – өшіргіш - rubber)11). Живет без тела, говорит без языка; никто его не видит, а всякий слышит. (Звук - дыбыс)12). Красный нос в землю вросА зеленый хвост снаружи.Нам зеленый хвост не нужен,Нужен только красный нос.(морковь – сәбіз)