Материалдар / «Звериный стиль в государственных символах»
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

«Звериный стиль в государственных символах»

Материал туралы қысқаша түсінік
Абстракт (аннотация) Цель исследования: выявить какие звери, животные и птицы чаще всего используются в государственных символах стран мира и почему именно в казахстанской государственной символике использованы элементы звериного стиля. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том что, при включении звериного стиля в государственные символы странами мира и в том числе и Казахстана учитывалось историческое прошлое народа.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
21 Желтоқсан 2017
742
1 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады



КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Раздольненская основна школа »









«Звериный стиль в государственных символах»

Ахмеджанов Мохаммед

6 класс



Секция: история, краеведение, этнокультуроведение.





Научный руководитель:

учитель истории

Мамырбеков Мурат











2017 год

Абстракт (аннотация)

Цель исследования: выявить какие звери, животные и птицы чаще всего используются в государственных символах стран мира и почему именно в казахстанской государственной символике использованы элементы звериного стиля.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том что, при включении звериного стиля в государственные символы странами мира и в том числе и Казахстана учитывалось историческое прошлое народа.

Объект исследования : государственные символы стран мира и Республики Казахстан.

Предмет исследования: звериный стиль как стиль характеризующий мировоззрение людей разных исторических эпох.

Считаем, что тема нашего исследования актуальна, так как элементы государственных символов являются одними из способов передачи информаций , используя в геральдике зверей авторы вкладывают в него определённый смысл.

В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования:

1) Изучить каких зверей и почему использовали в составлении государственных символов стран мира.

2) Насколько элементы звериного стиля в государственных символах РК отражают историю государства.

На первом этапе своего исследования мы выяснили, какие зверей и почему в большей степени используют в государственных символах стран мира.

На втором этапе исследования мы обратились к изучению истории распространения звериного стиля на территории Казахстана. Попытались доказать что изображение крылатых тулпаров, парящего орла на государственных символах нашей страны является не только красивым элементом, но и отражает многовековую историю кочевников.

Государственные символы – геральдические образы, созданные по всем канонам современной политической культуры и исторической самоидентификации, декларировали не только факт государственной независимости страны, но и суть самых главных принципов построения нового государства.

В работе попытались выяснить имеют ли отношения те или иные геральдические знаки к государствам, на символах которых используются.

Как оказалось: во- первых символы Лев, Орел используются в большинстве как символами божественной или небесной власти. Их изображения представлены скорее как символы власти, покровительства богов, мифический образ.

Во- вторых изображение льва встречается в символах стран на территории, которых он никогда и не водился. Например, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Люксембурга и других.

В – третьих, именно изображение домашних животных – в данном случае лошади, показывает важность ее в хозяйственной жизни, связано с религиозными воззрениями, имеет историческое обоснование.

Научная работа состоит из :

Введения

1. раздел . Животные и птицы в государственных символах стран мира

2. раздел. Звериный стиль в государственных символах Республики Казахстан

3. Заключения

4. Список литературы

В ходе исследования мы пришли к выводам:

1. Изображение животных и птиц на государственных символах стран мира не всегда связаны с историей страны и отражают историческую действительность. Чаще всего звери имеют мифическое или религиозное представление, в большинстве были тотемными животными.

2. Часто государственные символы подвергались изменениям. Так, например в европейских странах в основу герба или флага легли личные или родовые символы, их смысл, принципы обязательные для предыдущих поколении искажался.

3. Распространение звериного стиля и господство кочевого образа жизни на территории Казахстана, роль коня , орла (беркута )в жизни кочевника отразились в государственных символах Республики Казахстан. Это является естественным отражением исторической реальности и дань традициям населению населявших просторы Казахстана с древности.









































Содержание:



Абстракт (аннотация)

3-4 стр


Введения

5-7стр.



1.Раздел. Животные и птицы в государственных символах стран мира

8-11 стр.


2.Раздел. Звериный стиль в государственных символах Республики Казахстан


12-14стр.


3. Заключения


15 стр


4. Список литературы


16 стр



























Введение

Геральдика – наука о гербах и эмблемах. Основные фигуры, которые используются при составлении гербов, подразделяются на естественные, искусственные и фантастические. Естественными фигурами в геральдике называют те изображения, которые отражают явления и проявления всего многообразного мира природы.

Естественные фигуры подразделяются на три основные группы:

космические предметы, планеты и стихии, явления природы;

животные и птицы

растения.

В данной работе мы будем рассматривать только зверей, животных и птиц, присутствующих в государственной символике.

Животные и птицы имеют большое значение в государственной символике:

1. Характеризуют природу страны

2. Характеризую хозяйство страны

3. Отражают политические ценности страны

4. Отражают духовные ценности страны

Цель исследования: выявить какие звери и животные, а также птицы чаще всего используются в государственных символах стран мира и почему именно в казахстанской государственной символике использованы элементы звериного стиля.

Для решения поставленных целей и задач, проверки выдвинутой гипотезы нами были использованы следующие методы: сбор и анализ информации, сравнение и сопоставление фактов. В работе посчитали нужным привести примеры доказывающие, что звериный стиль отражает исторический путь развития нашего народа.

В результате нашего исследования мы выяснили, что среди зверей в государственных символах стран мира:


Первое место занимает царь зверей - лев, которого можно увидеть на государственных символах 29 стран: Бельгия, Болгария, Великобритания, Гамбия, Гана, Грузия, Дания, Доминика, Индия, Канада, Кения, Латвия, Люксембург, Малави, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Свазиленд, Сенегал, Сингапур, Сьерра-Леоне, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Чад, Швеция, Шри-Ланка, Эстония и Эфиопия.


На втором месте - царственная птица орел, изображение которого присутствует на государственных символах 22 стран: Австрия, Албания, Гана, Германия, Египет, Замбия, Индонезия, Иордания, Ирак, Исландия, Йемен, Малави, Мексика, Нигерия, Панама, Россия, Румыния, Сирия, Соломоновы Острова, Судан, США (белоголовый орлан) и Филиппины.


И лишь третье место, фигурируя на государственных" символах всего 7 стран занимают значительно более полезные человеку и имеющие несравненно больше заслуг перед ним лошадь (Венесуэла, Индия, Литва, Монголия, Нигерия, Туркмения и Уругвай) и корова (Андорра, Ботсвана, Индия, Исландия, Непал, Нигер и Уругвай).


Животное - символ

Страна

Акула

Соломоновы о-ва

Броненосец

Гренада

Газель

Уганда

Голубь

Гвинея, Кипр, Тонга, Фиджи

Дракон

Бутан, Исландия

Журавль венценосный

Уганда

Зебра

Ботсвана, Замбия

Ибис

Тринидад и Тобаго

Кенгуру

Австралия

Кетсаль

Гватемала

Коза

Чад

Колибри

Тринидад и Тобаго

Кондор

Боливия, Колумбия, Эквадор

Корова

Андорра, Ботсвана, Индия, Исландия, Непал. Нигер, Уругвай

Крокодил

Лесото, Соломоновы о-ва, Ямайка

Лама

Боливия, Перу

Лев

Бельгия, Болгария, Великобритания, Гамбия, Гама, Грузия, Дания, Доминика, Индия, Канада, Кения, Латвия. Люксембург, Малави, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Свазиленд, Сенегал, Сингапур, Сьерра-Леоне, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Чад, Швеция, Шри ланка, Эстония, Эфиопия

Леопард

ДРК. Малави, Сомали

Лошадь

Венесуэла. Индия, Литва, Монголия, Нигерия, Туркмения, Уругвай, Казахстан

Олень

Маврикий

Орлан белоголовый

США

Орлы

Австрия. Албания, Гана, Германия, Египет. Замбия. Индонезия. Иордания. Ирак. Исландия, Йемен, Малави. Мексика, Нигерия, Панама. Россия, Румыния, Казахстан, Сирия. Соломоновы о-ва, Судан, Филиппины

Пантера чёрная

Габон

Парусник

Сейшслы

Пеликан

Барбадос

Петух

Кения, Тринидад и Тобаго

Попутай

Доминика. Сент-Люсия

Райская птица

Папуа-Новая Гвинея

Слон

Кот-д'Ивуар, Свазиленд, ЦАР

Тшт>

Малайзия, Сингапур

Фазан

Непал

Фалом

Сейшелы

Фламинго

Багамы

Черепаха

Сейшелы, Соломоновы о-ва

Эму

Австралия

Ягуар

Гайана









1. Животные и птицы в государственных символах стран мира

На всем протяжении длительного исторического периода определенные звери (помимо использования в геральдике) становились важными символами божественной или небесной власти в разных культурах. Самыми впечатляющими животными и птицами, в том числе мифологическими, имевшими множество символических значений, были орел, лев, дракон и феникс, которым приписывался ряд сверхъестественных свойств.

Так почему же именно лев, орел использованы большинством стран мира как геральдические знаки и символы?

Что интересно изображение льва встречается в символах стран на территории, которых он никогда и не водился. Например, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Люксембурга и других.

Итак, Лев является универсальным символом верховной власти, владычества, солярных сил и света, воплощением силы, мудрости и справедливости, он может (как и орел) смотреть на солнце, и в его глазах сияет солнечный огонь. Будучи мужским символом Отца, власти и господства, он также символ гордого правителя, который может злоупотребить своей властью и стать тираном.

На протяжении истории все древние культуры мира приписывали своим правителям свойства льва — храбрость, силу, покровительство. Это мифическое обозначение можно встретить в Шумере и древней Персии, в египетской и африканских культурах, в Римской империи, в Библии и в описаниях крестовых походов, как и в доисторических изобразительных мотивах пятитысячелетней давности. Кроме того, почти все высокие азиатские культуры (включая индийскую, китайскую, корейскую, японскую, юго-восточноазиатскую) и почти каждая азиатская религия (буддизм, индуизм, даосизм, синтоизм и пр.) обращались ко льву как к символу власти

Демонстрация умения сражаться со львом была высшим испытанием на лидерство, дававшим право быть монархом, хранителем земли и покровителем народа. Поэтому носить львиную шкуру или стоять на ней мог только царь. Лев символизировал мощь его власти. Именно по этому в европейских странах, когда идет борьба за власть и создание централизованного государства монархи предпочитали на гербах изображение льва как символа превосходства и незыблемости власти.

С древности лев использовался в мифологическом языке разных религий. Иногда он сливался с другим существом в мифический образ, как, например, человеко-лев (египетский сфинкс) или орел-лев (шумерский имдугуд, ассирийский к’пуб, греческий грифон), или же льва наделяли божественной силой. Таковы были Немейский лев (побежденный Гераклом), египетская львиноголовая богиня Сохмет, а также лев, повстречавший пророка Даниила в библейской притче.

В доказательство важности льва как геральдического символа можно напомнить о построенных греками львиных вратах в Микенах (ок. 1250 г. до н. э.). А также о том, что в Индии великий царь-буддист Ашока (ок. 270-237 г. до н.э.) на важных перекрестках устанавливал колонны, увенчанные тремя львами, изображенными сидящими спина к спине на пьедестале в форме колеса с девизом: «Истина побеждает».

Тогда как львиные мотивы повсеместно связывались с правителями империй, буддизм впервые использовал льва как религиозный знак. В буддизме льву приписывалась просвещенная мудрость Будды.

Шкура льва сделала его символом золота (называемого «подземным солнцем»). Поэтому от Персии до Рима лев был символом персидского бога Митры, которому поклонялись как «невидимому солнцу».

Цари и императоры часто связывали свою земную власть с небесной властью солнечного шара и провозглашали своим символом солнце или один из его зоологических символов.

С приходом христианства лев (как и большинство солнечных символов) стал символом Христа, «светоча мира». В раннехристианской символике и средневековой иконографии передняя часть льва представляла божественную природу Христа, а задняя олицетворяла его человеческую природу. . Лев также —символ Христа как судьи, учителя, несущего свой свиток.

Большую роль играет лев и в символике народов Черной Африки. Бамбара, впечатленные его непринужденной силой, сделали льва символом божественного знания.

На Востоке считается, что лев уносит прочь злых духов и приносит здоровье и богатство семьям, деревням и округам. Так, будучи изгнанным, заканчивается кошмарное видение, хтоническая символика переворачивается, и образ смерти становится залогом возрождения, жизни .

Таким образом образ льва присутствует в символах стран мира как символ власти господства и первенства, и чаще всего не имеет никакого исторического обоснования.

Вторым наиболее распространённым символом является орел.

Орел, «царь птиц», символ небесной власти и боевитости, есть воплощение, посланник и субститут высших уранических божеств, небесного огня и солнечного сияния. Считается, что он способен смотреть на солнце и при этом не слепнуть. Его символическое значение настолько велико, что он всегда сопровождает или представляет высших божеств и величайших героев, таким он изображается в исторических и мифологических сочинениях. Он атрибут Зевса и Христа и эмблема власти Цезаря и Наполеона.

В Северной Америке, Сибири, Японии, Китае, Африке атрибуты орла принимали шаманы, жрецы, прорицатели, но также короли и главные воины, которые надеялись обрести его силу. Североамериканские индейцы носили на головах орлиные перья, и по ним их отождествляли с орлами Перья орла и свистки, сделанные из его костей, использовались в «солнечном танце».

Орел — царская птица, небесный эквивалент льву на земле. В западной традиции орел обладает силой омоложения. Он подставляет крылья солнцу и, когда они сияют, бросается в воду и тем обретает новую юность.

Орел — покровитель и создатель. Кроме того, он первобытный символ Отца и всех образов, связанных с родством, а также символ грома и молнии, который, согласно некоторым исследователям, возникает из объединения символов культур различных типов охотников и земледельцев

Так многие страны придают орлам один и тот же смысл. Например, в Японии Ками называли Орлом небесного солнца. Греческие и римские орлы (как германо-кельтские вороны) были посланниками высшей воли

В мифологии многих азиатских народов дуализм неба и земли представлен оппозицией и борьбой змеи с орлом. В христианской мифологии орлы связывались с ангелами полет орла обозначает попытку достичь высших сфер, а также символизирует многогранность, быстроту и в некоторых произведениях средневекового искусства орел отождествляется с Иисусом Христом и выражает его вознесение и царственность.

Изображение орла как и льва в государственных символах представлено скорее символы власти, покровительства богов, мифический образ.

Изображение лошади встречается в гербах Республики Абхазия, Республики Ботсвана, Буркина Фасо, Герб Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии , Венесуэлы, Республики Казахстан, Канады, Литовской республики, Монголии, Федеративной Республики Нигерия, Российской Федерации, Республики Туркмения и Восточной Республики Уругвай

Человек и лошадь тесно связаны уже многие тысячелетия. Лошади становились героями мифов и сказаний, воспевались в эпосах. Судьба некоторых народов настолько тесно переплетена с этими сильными и прекрасными животными, что лошадь стала их национальным символом и заняла почётное место на государственном гербе

Во многих странах конь представляет собой символ свободы, достоинства, гордости. На гербах некоторых стран изображены лощади сыгравшую определенную роль в истории страны.

Например, слева и справа от щита на гербе Лесото изображены две лошади. Это представители местной породы пони - Басуто. В 19 веке эта порода прославилась как военная лошадь. Несмотря на рост, это скорее маленькая лошадь, чем пони, поскольку басуто имеет качества, характерные для лошади, например, достаточно размашистый шаг.

Герб Венесуэлы так же неоднократно претерпевал изменения. По одной из версий изображена - дикая лошадь, по другой - личный конь Симона Боливара.

В 2000 году Президентом Сапармуратом Ниязовым (Туркменбаши) была внесена поправка в герб страны: изображение условного ахалтекинца было заменено на портрет чемпиона породы, любимой лошади Туркменбаши и гордости мирового коневодства - скакуна Янардага.

В двух гербах стран РФ и Гербе Республики Абхазия изображены лошади со всадниками.

Именно изображение домашних животных – в данном случае лощади, показывает важность ее в хозяйственной жизни, связано с религиозными воззрениями, имеет историческое обоснование.









2. Звериный стиль в государственных символах Республики Казахстан

Звериный стиль, как известно был распространён на территории Казахстана начиная с 7 века до н.э, поэтому неслучайно авторы герба и флага использовали элементы этого стиля в символах нашей страны, отдавая дань истории государства.

В своей работе нам хотелось уделить внимание именно изображению крылатых тулпаров с изогнутыми рогами на государственном гербе.

1) Территория Казахстана как доказано учеными является место первого приручения лощади, так в местности Ботай, относящейся к эпохи энеолита , обнаружены отставки 70 тысяч костей приручённой лошади, конская упряжь.

2) Жители нашей страны начиная с эпохи бронзы занимались кочевым скотоводством, одним из видов разведения – была лошадь. Вся хозяйственная и духовная жизнь кочевника тесно связана с конем. Он для человека не только средство для передвижения, Если конина и кумыс (кобылье молоко), обладающее целебными свойствами, являются основой казахской кухни, то специально обработанная шкура коня-материал для изготовления разных видов одежды. Из конских волос делают струны для музыкальных инструментов. С конем связано развитие военного искусства и традиционных видов спортивных игр ("көкпар”, "бәйге”, " қүс салу”, "қыз қуу” и т.д.).

2) Захоронения эпохи железа , также свидетельствуют о особом месте лошадей в жизни кочевников, так именно в курганах Тасмолинской культуры Центрального Казахстана встречаются захоронения человека с лошадью, а в Берельском кургане ВКО, обнаружены погребальные обряды, где 13 лошадей являются частью похоронной процессии и должны сопровождать покойника в иной мир. Причем они на головах имели маски в виде рогов горного козла. Рога горных козлов на головных масках трех коней вождя подчеркивали божественную сущность и избранность владыки.

Рога как элемент звериного стиля также имеют символическое значение. Как свидетельствует история, завитками бараньих рогов был украшен парадный шлем Александра Македонского. Это якобы указывает на его божественную избранность и служит добрым вестником удачи, знаком непобедимости его войск. Среди героев древнего шумерского эпоса "Гильгамеш” встречается рогатый тигр. Изображение рогатого бога часто встречается в шедеврах протоиндийского искусства - печатях, в искусстве ближневосточных народов и Египта.

Изображение рогов присутствуют и во многих памятниках культуры Казахстана. Например на двух бронзовых скульптурах из Кызыл-Тогинского кургана (Семиречье) реалистически показаны головы козлов с детальной проработкой рогов. В комплексе, посвященном знаменитому предводителю тюрков Кюль-Тегину, у входа в храм была расположена фигура барана с рогами.

С применением слова "мүйіз” (рога) на казахском языке выражаются такие понятия, как сила, мужество и храбрость. Например, "мүйізі қарағайдай” (букв, человек с рогами, как сосна) - самый сильный, авторитетный; "мүйізін қағып алу” (букв, отрубить рога у человека) - поставить на колени, осилить, опозорить противника; "мүйіздесіп қалу” (букв, скрещивать рога) - померяться силой.

Изображения и предметы в виде рогов раньше использовались в культовых обрядах и как наконечники воинских стягов. Символы небесной благодати, плодородия и удачи в виде рогов всегда размещались на самом верху, так как они в представлении кочевников связывались с "мировой горой”.

4) В мироощущении кочевника он очень человекоподобен. Все остальные животные только служат человеку, перед конем же человек не считает за унижением согнуться и быть ему слугой.

5) О тесной связи Лошадей с жизнью человека на казахском языке передаются с помощью слов ат-конь, қүлыншақ-жеребенок, жылқы-лошадь. Например, мать выражает свою любовь к малышу, называя его "қүлыншағым менің” (букв, "жеребенок мой”). Его первые робкие шаги в данном мире также похожи на движения жеребенка ("қүлындай чүлдырайды”), традиционный ритуал, связанный с началом его ходьбы по земле, называется "түсау кесер” (букв, разрезание пут на ногах коня).

Вся хозяйственная и духовная жизнь кочевника тесно связана с конем. Он для человека не только средство для передвижения, Если конина и кумыс (кобылье молоко), обладающее целебными свойствами, являются основой казахской кухни, то специально обработанная шкура коня-материал для изготовления разных видов одежды. Из конских волос делают струны для музыкальных инструментов. С конем связано развитие военного искусства и традиционных видов спортивных игр ("көкпар”, "бәйге”, " қүс салу”, "қыз қуу” и т.д.).

Конь для человека издревле был верным другом, защитником и оберегом. Наверно поэтому, в Государственном гербе республики изображены два мифических коня и они как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они также ярко выражают идею служения общему дому - Родине. Беречь Родину как зеницу ока и преданно служить ей - один из важных лейтмотивов, заложенных в образах мифических коней

В ходе исследовании мы на толканулись на мысль, что одним из тотемных животных наших предков был волк- «Кок бори», особенно у тюрков, но он не имеет отражения в символах нашего государства. Очевидно точто изображение волка чаще всего вызывает у людей страх, боязнь, неприязнь. Появление изображения волка противоречило бы провозглашенной миролюбивой внешней политике Казахстана

Государственной флаг имеет также элемент звериного стиля-изображение парящего орла. Образ орла обычно воспринимается как символ власти, прозорливости и великодушия. Раньше при его изображении подчеркивались хищнические черты и агрессивные позы как проявление силы и мощи. На флаге Казахстана этот образ нашел принципиально новое художественное решение. Во- первых в глаза бросается спокойный, мирный характер рисунка. Во-вторых он расположен под солнцем и как бы на своих крыльях несет огонь Прометея, огонь счастья. В- третьих он в движении — летит к своей заветной цели, Тем самым выражается стремление народа к счастью и благоденствию, к высотам цивилизации.

Образом орла в национальном мировоззрении казахов ассоциируются такие понятия, как свобода, непокорность, чувство достоинства, мужество, высокие идеалы, широта души и чистота помыслов.

В целом территория Казахстана была зоной распространения звериного стиля н и неслучайно элементы его мы встречаем в национальных казахских орнаментах. Это еще раз доказывают исторические корни элементов, использованных в государственной символике Республики Казахстан













3. Заключения

С древнейших времен люди с большим почтением относились к животным, птицам. Их боготворили, им поклонялись. Изображения присутствовали на посуде, одежде, оружии. Считалось, что они приносят удачу, благополучие.

Поэтому, изучая геральдику можно очень многое узнать о многогранных особенностях той или иной страны. Ведь государственные символы стран мира и другие знаки подчеркивают уникальность каждого государства.

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Изображение животных и птиц на государственных символах стран мира не всегда связаны с историей страны и отражают историческую действительность. Чаще всего звери имеют мифическое или религиозное представление, в большинстве были тотемными животными.

2. Часто государственные символы подвергались изменениям. Так, например в европейских странах в основу герба или флага легли личные или родовые символы, их смысл, принципы обязательные для предыдущих поколении искажался.

3. Распространение звериного стиля и господство кочевого образа жизни на территории Казахстана, роль коня , орла (беркута )в жизни кочевника отразились в государственных символах РК. Это является естественным отражением исторической реальности и дань традициям населению населявших просторы Казахстана с древности.















4. Список литературы

1. Аяган.Б. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. Источник: http://e-history.kz/ru/publications/view/621 © e-history.kz


2.Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск : Харвест, 2007. (Энциклопедический справочник).


3. Геральдика: Учебное пособие / Сост. Г.Н. Бондаренко.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.


3. Романовский В.К. Символы российской государственности. Герб. Флаг. Гимн. –М. Русское слово. 2002


4. Изображение животных на государственных символах мира. ©be.convdocs.org 2001


5. Пловецкая А.Т Животные на гербах разных стран. Москва.2011г


6.В. Цыгарев. Скифский стиль. Звериный стиль. Зооморфная знаковая система.Омск. 1995г.

















































































Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!