Атырауская
область
Индерский
район
село
Будене
Буденевская средняя
школа
Оразбаева Майра
Кадыровна,
учитель русского языка и
литературы
«Говорим
по-русски»
(Звездный час в 5
классе)
Цель: привить интерес к празднику
Дню языков народов Казахстана;
расширить знания о языках,
развивать культуру устной речи,
воспитывать любовь и уважение
к родному языку и своей стране.
Оборудование: интерактивная доска,
презентация по теме, опорные схемы,
высказывания великих людей о
русском языке, пословицы и поговорки, шарады,
загадки-шутки.
«Русский
язык- один из богатейших языков в
мире, в этом нет никакого сомнения»
В.Г.Белинский
«Русский
язык- яркий язык, как радуга после
весеннего ливня, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как
песня над колыбелью» Л.Н.Толстой
«Берегите наш язык, наш
прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки
Пушкин!» И.С.Тургенев
«...
Русские видят мир. Если ты будешь
знать их язык, то на мир откроются и твои
глаза.
Изучай культуру и искусство
русских. Это ключ к жизни.» А.Кунанбаев. 25-ое
слово
І тур Взаимное
приветствие
Вы веселые
ребята
И не любите
скучать.
С удовольствием мы с
вами
Будем в «Звездный час»
играть.
Пусть острей кипит
борьба,
Сильней
соревнование.
Успех решает не
судьба,
А только ваши
знания.
ІІ тур
«Путаница»
Пингвины- жители
пустыни, Неспешно ходит
черепаха,
Ужата очень любят дыни,
Колючий лев в траве таится,
Шоферы знают толк в малине,
Могучий еж не знает страха,
Ребята ползают в трясине, За
ним охотится лисица.
Верблюды плавают на льдине,
Нет не склада тут, ни лада...
Медведи возят груз в машине
Переставьте все как надо!
ІІІ тур
«Алфавит»
-
Сколько букв и звуков в
словах степь,
яма
-
Есть слово из шести букв,
которое можно написать и одной
буквой, поставив после
нее знак
препинания.
Что это за
слово?
ІV
тур «Части
речи»
О какой части речи идет
речь?
Применяем все мы это
Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(Имя существительное.)
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)
Художницу нашу знает весь свет:
Раскрасит художница всякий предмет.
Ответит всегда на вопросы такие:
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
С папой Существительным
Живёт на редкость дружно:
Изменит окончание,
Когда ему так нужно.
Она с ним не расстанется
Никогда уже:
Стоит с ним в одном роде,
Числе и падеже.
(Имя прилагательное.)
Снег КАКОВ? Он ЧИСТ и БЕЛ.
Мел КАКОВ? Он ХРУПОК, мел.
Пух КАКОВ? Всегда ПУШИСТ.
И КРАСИВ кленовый лист.
КАКОВО моё оконце?
ШИРОКО, в нём видно солнце!
Совы СЕРЫ и ТЕМНЫ,
Ночью мышкам не ВИДНЫ.
Все подобные слова -
Форма прилагательных.
Нам КАКОВ и КАКОВА -
Скажут обязательно!
(Краткие прилагательные.)
Ключ большой, а МЕНЬШЕ - ключик.
ЯРЧЕ луч, чем тонкий лучик.
Торт ВКУСНЕЕ, чем конфета.
Осень ХОЛОДНЕЙ, чем лето.
Снег БЕЛЕЕ молока.
ВЫШЕ дома облака.
ЗЕЛЕНЕЙ травы зелёнка.
Киска ЧИЩЕ поросёнка.
Согласись, словечки эти
Сравнивают всё на свете!
Этим прилагательным
Очень мы признательны!
(Сравнительная степень прилагательного.)
Мама - Прилагательное,
Папа - сам Глагол,
Их сыночек родненький
В них двоих пошёл.
Мамины вопросики
Сынок всем задаёт,
Признаки по действию
Предметам раздаёт.
Этому ребёнку
С рожденья повезло:
Как мама, он имеет
Род, падеж, число.
Время он имеет,
Как родной отец,
Имя отгадаешь -
Будешь молодец!
(Причастие.)
Мы войдём в лесную чащу -
Бродит там медведь РЫЧАЩИЙ.
Там ПРОТОПТАННЫЕ тропки,
Ёж ИСПУГАННЫЙ и робкий.
Там ПОЮЩИЙ соловей
И ПОЛЗУЩИЙ муравей.
В этих строчках, я замечу,
Есть особая часть речи.
(Причастие.)
Быстро предметы оно сосчитает,
Строгий порядок при счёте их знает.
На два вопроса ответит вам только,
Это вопросы КОТОРЫЙ? и СКОЛЬКО?
Цифры частенько его заменяют,
Люди его в устной речи склоняют,
Часто при этом они ошибаются,
Как его звать, кто скорей догадается?
(Имя числительное.)
Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)
НА дороге пёс сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги - кот идёт,
У дороги - поворот.
НАД дорогой - облака.
Шёл К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь её не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли...
(Предлоги.)
V
тур «Пословицы и
поговорки»
Какие слова
пропущены?
Не спеши языком, торопись
..........
........... острее
меча.
Хороша веревка длинная, а
........... короткая.
............ - ключ к душе
народа.
Язык голову
...........................
............. до Киева
доведет.
VІ тур
«Полиглот»
« Знать много языков- значит иметь много ключей к одному
замку»
Ф. Вольтер
(Перевести слова на русский, английский
языки)
Тіл
Бала
Мектеп
Ана
Отан
Қыз
Сынып
Оқушы
Қоңырау
Сөз
VІ тур Говорим
по-русски
(Найти
слово-рифмовку)
.........- ана тауық -
............ ..........- қол
........- бала көше-
............. ..........- жол
.........-сегіз әріп-
.............. ...........- хат
.........-теңіз асқабақ-
......... ...........- ат
.........- асық қыз-
................ ...........- пән
........ -қасық ата-
................. ............- ән
VІІ тур
«Викторины
1. Какой праздник в
Казахстане отмечают 22 сентября?
2. Какой язык в Казахстане
является государственным?
3. Какой язык в Казахстане
называют языком
межнационального
общения?
4.Как называют знатока
многих языков?
VІІІ тур Конкурс
чтецов
ІХ. Подведение
итогов